Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53, часть 54, часть 55, часть 56, часть 57, часть 58, часть 59, часть 60, часть 61.
У казахов стычки-төбелесі имеют свой колорит. Опишу, как это обычно протекало в ауле, на тоях, свадьбах, где собирались, как водится исстари, и стар и млад – от шестидесятилетнего старца до шестилетнего мальца.
Всё происходило чин-чинарем, по ритуалу, по традициям, заповеданным предками. И беташар был, и домбра шла по кругу, и пели – соло и хором в унисон, и дастархан бывал щедрым, хоть и время было бедное, и мясо раскладывали по подносам-табáкам, как положено – кому баранья голова, кому – тазовая кость, кому – грудинка, и гости располагались соответственно статусу, всё при этом учитывалось – возраст, род, общественное реноме, родственные связи, и каждый знал, что ему положено, что дозволено, что приличествует данному торжеству. Не должно быть обиженных, обделенных, недовольных.
Однако без башибузуков какой той? О чем же тогда говорить-вспоминать потом? Другое дело, когда на том пиру схлестнулись-поцапались ПАЛЕНШЕЕВ с ТУГЕНШЕЕВЫМ, тогда один забияка отдубасил всласть другого. Какие-то есеры-әумесеры (сумасбродные придурки. – Ред.) должны спровоцировать небольшую ругачку, драчку, стычку. И таковые в самый разгар тоя или ближе к концу непременно находились. И причина какая-никакая появлялась.
– Эй, кто ты такой, чтобы выступать раньше меня? Тоже мне шишка нашлась!
– А ты что, с неба свалился ногами вперед?!
– Ты на меня голос не повышай! И глазами не сверкай. Или ты байский сынок и всегда прав, хоть и глаз кривой?!
– Прикуси язык. Вырву! Скулы сворочу.
– А я твой нос с мордой сравняю.
– Оттуоймат! С дерьмом смешаю!
– Уши оторву!
– Помочусь на могилу твоего деда!
– Затрахаю твою мать!
– Мать не трогай, суболыш!
– Па-ди-лес!
И пошло-поехало. Драчуны, разгоряченные хмельным недельным кумысом и вниманием ротозеев, хватают друг друга за грудки, вращают глазами, начинают толкаться, пинаться, изрыгать проклятия и русско-казахские ругательства.
– Ой, атаңа нәлет!
– Мать твою!
– Отца твоего в рот!
– Подонок! Пәділес! С-с-суболыш!
Джигиты-миротворцы бросаются к драчунам, стараются их оттащить, разнять, за руки хватают и тоже орут на все лады. Вокруг снует любопытная малышня. Хатуны-бабы ахают, вскрикивают:
– Ой-бай! Ой-бай!
– Да уймите же их!
– Какой стыд! Испортили той!
– Убьют друг друга.
– Искалечат…
А драчуны, всё более распаляясь, вырываются из цепких рук миротворцев, наскакивают друг на друга, визжат, хрипят, норовя звездануть соперника промеж глаз.
– Пусти! Пусти!
– Я ему харю в коровью лепешку превращу!
– Убью, убью, бил-лят!
– Будешь знать свое место.
– С-с-собака!
– Хрен снулый!
Уже и дворняжки со всего аула притрусили. Закружились вокруг, лают, тявкают, загривки дыбят, зубы скалят.
Сконфуженный хозяин пира, почему-то расстегнув китель военной поры с орденом и медалями, тщетно урезонивает драчунов:
– Айналайындар, уймитесь! Успокойтесь! Моя вина! Готов заплатить аип-пул за свою оплошность.
Какой там! Драчуны уже никого и ничего не слышат. Вошли в самый раж. Наконец, один из них изловчился и саданул костяшками пальцев соперника по скуле. Тот крякнул, зашатался и по щекам его покатилась алая струйка.
– Ой-бай! Убил!
– Кровь! Кровь!
– Айда к першалу! Пусть акт составит. Справку даст. До прокурора дойдем. Засудим стервеца!
Потерпевший, мигом размазал кровь по всему лицу и в сопровождении ватаги сторонников, шатаясь и постанывая, отправился в сторону аульного медпункта.
Победителя драчки спешно отвели в шошалу, усадили на кошму, поднесли чашку кумыса и кусок мяса.
– Успокойся! Отдышись! От акта-макта никто еще не умер. И в каталажку не посадят. Подумаешь! Зато отстоял честь рода.
Ватага, сопровождавшая потерпевшего, пришла в медпункт, которым заведовал мой отец.
– Эй, першал Карл, акт давай. Видишь, в кровь меня избил, суболыш! Башку разбил.
– Акт потом, – сказал носатый, долговязый фельдшер. – Сначала надо рану осмотреть, кровь остановить.
– Нет, нет… кровь потом, – заверещал пострадавший.– Акт давай, акт!
Фельдшер намочил спиртом тампон, протер осторожно пострадавшему лицо от уха до уха, от лба до подбородка и обнаружил малюсенькую царапину возле виска. Он обработал ее, смазал зеленкой, наложил полоску лейкопластыря.
– Ну, всё! Иди, батыр!
Ватага переглянулась.
– Оу, а голова?
– Голова цела. На месте.
– Эй, першал! Акт давай, акт! Его же в кровь избили.
– Нету крови. Так, царапина. Через два-три дня заживет.
– Ну, как же так? Акт нужен. С чем мы к прокурору пойдем?
– К прокурору?! – взметнул белесые брови фельдшер.
– Да, к прокурору!
– И не стыдно? Из-за царапины к прокурору?!
– Нет, Карл агай! Мы должны проучить этого забияку.
– Ладно, – решил аульный фельдшер. – Зайдите завтра до обеда – напишу.
Отец по опыту знал, что на следующий день никто ни за справкой, ни за актом не зайдет. Раздумают. Да и старики не одобрят. Не хватало еще, чтобы казах на казаха пожаловался. Ни в какие ворота. Ну, поцапались малость, шум подняли, на то и пир. Без драчки какой смак?!
Казахская драка – самая мирная. Просто забава. Так себе, айналайын. Шуметь казах любит, но устраивать бузу-побоище – извините.
За свой век я в этом не раз убеждался.
* * *
Известно: одно и то же слово имеет в разных языках разное значение. Разительный пример – настоящее имя артистки Умы ТУРМАН - Каруна. В переводе с хинди имя Ума Каруна означает «дарующая блаженство». С санскрита переводится как «не страдать», с португальского – «одна», с полинезийского – «поцелуй», а с японского – «лошадь».
Интересно, не так ли?
* * *
Вообще-то стареть полагается с достоинством, не впадая в посмешище и маразм. Увы, не всем дано. Не всем по плечу.
И еще: стареть надо здоровыми. Поелику это возможно.
Фото из архива Каната ТОРЕБАЯ.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати.