
Почему это хаотичное и непредсказуемое скопление разномастных автобусов называлось в народе «автостанцией» - сказать трудно
Тупое выкорчёвывание в Алматы того, чем некогда гордилась Алма-Ата, давно перестало удивлять горожан. Хотя и раздражает неравнодушных к судьбе родного города по-прежнему. И этого недоумения по поводу некоторых решений власть предержащих никуда не спрятать. Одним из самых вопиющих (и, увы, типовых эпизодов) Большой Архитектурной Чистки, коренный жители Мегаполиса считают случай с автовокзалом «Саяхат». Почитавшимся некогда гордостью столицы Казахской ССР. Утраченного уже не вернуть, но вспомнить можно. Тем более – вспомнить есть о чём.
Мытарства у Зелёного Базара
…До масштабного переустройства города на рубеже 1960-х – 70-х годов прошлого века почти все пригородные автобусы, как и часть междугородних, отправлялась в путь от Зелёного Базара. Именно тут, на углу улиц Горького и Пролетарской загружались пассажирами непритязательные «коробочки» и «пазики», следовавшие по наиболее пассажироёмким маршрутам в восточном направлении.
Автобус всегда неожиданно подкрадывался к остановке и заполнялся моментально. Никто в ту пору не бегал в поисках пассажиров и не выкрикивал пунктов назначения - это стало принято лишь в 90-е годы. Бегали сами пассажиры. Дождаться нужного рейса и умудриться влезть в салон прежде, чем он станет недосягаемым – было своего рода искусством. Но советские пассажиры владели этим искусством массово.
Отсюда, от Зелёного, отчаливали не только переполненные пассажирские автобусы в Талгар-Чилик. Здесь начиналась дорога к Медео (конечная знаменитой Шестёрки). А в выходные дни отсюда же можно было добраться до озера Иссык, которое в те годы почиталось ещё более популярным местом воскресного отдыха, нежели Медео.
Нужно напомнить, что частными автомобилями в те годы располагали единицы, так что общественным автотранспортом не чурались пользоваться даже люди, имевшие определённое положение в советском обществе. Автобусы сближали всех и вся до состояния шпротов в банках.
Почему это хаотичное и непредсказуемое скопление разномастных автобусов называлось в народе «автостанцией» - сказать трудно. Наверное, потому что настоящих автостанций в столице Советского Казахстана не существовало.
Подарок к юбилею
Не было до самого 1967 года, когда в конце проспекта «50-летия Октября», (переименованного по случаю этого самого юбилея из старого Ташкентского тракта) предстал взорам настоящий подарок алмаатинцам к широко отмечавшемуся празднику – Городской автовокзал, позже названный «Саяхатом». (Другими подарками стала гостиница «Алма-Ата», памятник Борцам за советскую власть, напротив автовокзала (ликвидирован), Русский драмтеатр, канатка на Кок-Тюбе (переделана полностью), крытый плавательный бассейн на Центральном стадионе.)
В первые дни работы на новый автовокзал ходили даже те горожане, которым ехать никуда не требовалось. Посмотреть. (Примерно, как в наше долгожданное метро, спустя несколько десятилетий.)
Действительно, белоснежное здание с дерзкими башенными часами, неизбалованным сервисом алмаатинцам казалось эталоном прогресса и функциональности. Этаким прологом в светлое будущее. И он оправдывал ожидания!
Просторный зал ожидания на втором этаже, буфеты и туалеты, справочная, комната матери и ребёнка, камера хранения и кассовый зал внизу – было от чего возгордиться. Автопассажиры почувствовали свою полноценность и не взирали более с сиротской завистью на клиентов поездов и самолётов.
Небывалыми казались и перроны, укрытые козырьками от непогоды. На них, по расписанию, подавались уже куда более комфортабельные автобусы, о чём диктор тут же уведомлял запаздывающих пассажиров по радио. Объявления эти часто приводили неискушённых в местной ономастике в недоумение. «Пассажиры, отправляющиеся в Космос, пройдите на посадку!» Не прелесть ли?
Пассажиры в Социализм – сдайте билеты...
Правда очень скоро выяснилось, что изначально рассчитанный на 10 тысяч пассажиров в день автовокзал не справляется с возросшим потоком пассажиров. Так что к 1980-му году, 550 приписанных к «Саяхату» автобусов ЛАЗ-697, ЛАЗ-699, «Икарус-250» и «Икарус-255» уже не удовлетворяли всех жаждавших уехать-приехать в Алма-Ату - число желающих возросло вдвое, против планировавшегося. Особенно чувствительными становились сбои в «часы пик» - ведь всё больше жителей окрестных сёл начало в те годы работать и учиться в столице. Во многом, благодаря появлению «Саяхата».
Часто за бортом оказывались и пассажиры из особо отдалённых населённых пунктов. Некоторые были даже вынуждены проводить на автовокзале незапланированные ночёвки – благо, он работал круглосуточно, а советская милиция невинных не трогала.
Однако эти пробуксовки были характерны для всех сфер жизни СССР в 80-е годы. Они раздражали, но к ним старались относиться с пониманием – деваться всё равно было некуда. Советские люди вообще-то ко всему относились с пониманием. И юмором. Так что фраза, произносимая в те годы неугомонно-простодушным диктором по громкой связи – «Пассажиры, отъезжающие в Социализм, пройдите в кассу, сдайте билеты – вашего рейса не будет!» - стала чуть ли не культовой.
Но не только шуток-прибауток, на том старом автовокзале было с избытком. Жизни, во всех её проявлениях! Сколько молодых отыскали в его пассажиропотоках свои половинки, сколько новых семей зачалось на этих переполненных перронах в ожидании автобусов, сколько судеб кардинальным образом поменяли задержки рейсов – о том можно писать романы!
Торпеда не прошла мимо
…Всё изменилось, когда изменилось всё. В 90-е. «Саяхат» раздвоился. Автовокзальная инфраструктура ужалась до перронов с автобусами, а само здание, сприватизированное на гребне глобального грабежа стало очередным торжищем. Единственные в городе башенные часы остановились окончательно.
Возможно всё это мутное пространство действительно стало верблюжьей костью в чьём-то горле и предопределило участь здания при первом же удобном случае. Удобным случаем стало строительство невдалеке транспортной развязки.
...Та история со сносом «Саяхата» напоминает мне советский анекдот про боцмана, которому было поручено как-то подготовить команду ввиду неминуемой гибели корабля от приближающейся вражеской торпеды. Бравый вояка не растерялся, собрал на палубе матросов, достал … (да простят меня дамы бальзаковского возраста, речь о предмете мужской гордости) и сказал: «Ну что, сынки, спорим – ща хрястну этим по палубе и разнесу корабль к соответствующей матери». Хрястнул. Корабль взорвался и пошёл ко дну. Но, как выяснилось после – торпеда-то мимо прошла!
Прошла мимо и развязка, из-за которой снесли очередной памятник алма-атинской истории. И – что? Снесли крышу, но… Автобусы, как ходили, так и ходили. Торговцы, как торговали, так и торговали. Пассажиры, как ездили, так и ездили. И лишь недавно не мемориальной площадке возник очередной доходный дом, вряд ли чем-то обогативший архитектурный облик Алматы.