Автовокзал Саяхат: вернуть нельзя, но вспомнить можно

162 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Пятница, 08 Авг 2025, 17:00

Почему это хаотичное и непредсказуемое скопление разномастных автобусов называлось в народе «автостанцией» - сказать трудно

Тупое выкорчёвывание в Алматы того, чем некогда гордилась Алма-Ата, давно перестало удивлять горожан. Хотя и раздражает неравнодушных к судьбе родного города по-прежнему. И этого недоумения по поводу некоторых решений власть предержащих никуда не спрятать. Одним из самых вопиющих (и, увы, типовых эпизодов) Большой Архитектурной Чистки, коренный жители Мегаполиса считают случай с автовокзалом «Саяхат». Почитавшимся некогда гордостью столицы Казахской ССР. Утраченного уже не вернуть, но вспомнить можно. Тем более – вспомнить есть о чём.

Мытарства у Зелёного Базара

…До масштабного переустройства города на рубеже 1960-х – 70-х годов прошлого века почти все пригородные автобусы, как и часть междугородних, отправлялась в путь от Зелёного Базара. Именно тут, на углу улиц Горького и Пролетарской загружались пассажирами непритязательные «коробочки» и «пазики», следовавшие по наиболее пассажироёмким маршрутам в восточном направлении.

Автобус всегда неожиданно подкрадывался к остановке и заполнялся моментально. Никто в ту пору не бегал в поисках пассажиров и не выкрикивал пунктов назначения - это стало принято лишь в 90-е годы. Бегали сами пассажиры. Дождаться нужного рейса и умудриться влезть в салон прежде, чем он станет недосягаемым – было своего рода искусством. Но советские пассажиры владели этим искусством массово.

Отсюда, от Зелёного, отчаливали не только переполненные пассажирские автобусы в Талгар-Чилик. Здесь начиналась дорога к Медео (конечная знаменитой Шестёрки). А в выходные дни отсюда же можно было добраться до озера Иссык, которое в те годы почиталось ещё более популярным местом воскресного отдыха, нежели Медео.

Нужно напомнить, что частными автомобилями в те годы располагали единицы, так что общественным автотранспортом не чурались пользоваться даже люди, имевшие определённое положение в советском обществе. Автобусы сближали всех и вся до состояния шпротов в банках.

Почему это хаотичное и непредсказуемое скопление разномастных автобусов называлось в народе «автостанцией» - сказать трудно. Наверное, потому что настоящих автостанций в столице Советского Казахстана не существовало.

Подарок к юбилею

Не было до самого 1967 года, когда в конце проспекта «50-летия Октября», (переименованного по случаю этого самого юбилея из старого Ташкентского тракта) предстал взорам настоящий подарок алмаатинцам к широко отмечавшемуся празднику – Городской автовокзал, позже названный «Саяхатом». (Другими подарками стала гостиница «Алма-Ата», памятник Борцам за советскую власть, напротив автовокзала (ликвидирован), Русский драмтеатр, канатка на Кок-Тюбе (переделана полностью), крытый плавательный бассейн на Центральном стадионе.)

В первые дни работы на новый автовокзал ходили даже те горожане, которым ехать никуда не требовалось. Посмотреть. (Примерно, как в наше долгожданное метро, спустя несколько десятилетий.)

Действительно, белоснежное здание с дерзкими башенными часами, неизбалованным сервисом алмаатинцам казалось эталоном прогресса и функциональности. Этаким прологом в светлое будущее. И он оправдывал ожидания!

Просторный зал ожидания на втором этаже, буфеты и туалеты, справочная, комната матери и ребёнка, камера хранения и кассовый зал внизу – было от чего возгордиться. Автопассажиры почувствовали свою полноценность и не взирали более с сиротской завистью на клиентов поездов и самолётов.

Небывалыми казались и перроны, укрытые козырьками от непогоды. На них, по расписанию, подавались уже куда более комфортабельные автобусы, о чём диктор тут же уведомлял запаздывающих пассажиров по радио. Объявления эти часто приводили неискушённых в местной ономастике в недоумение. «Пассажиры, отправляющиеся в Космос, пройдите на посадку!» Не прелесть ли?

 

Пассажиры в Социализм – сдайте билеты...

Правда очень скоро выяснилось, что изначально рассчитанный на 10 тысяч пассажиров в день автовокзал не справляется с возросшим потоком пассажиров. Так что к 1980-му году, 550 приписанных к «Саяхату» автобусов ЛАЗ-697, ЛАЗ-699, «Икарус-250» и «Икарус-255» уже не удовлетворяли всех жаждавших уехать-приехать в Алма-Ату - число желающих возросло вдвое, против планировавшегося. Особенно чувствительными становились сбои в «часы пик» - ведь всё больше жителей окрестных сёл начало в те годы работать и учиться в столице. Во многом, благодаря появлению «Саяхата».

Часто за бортом оказывались и пассажиры из особо отдалённых населённых пунктов. Некоторые были даже вынуждены проводить на автовокзале незапланированные ночёвки – благо, он работал круглосуточно, а советская милиция невинных не трогала.

Однако эти пробуксовки были характерны для всех сфер жизни СССР в 80-е годы. Они раздражали, но к ним старались относиться с пониманием – деваться всё равно было некуда. Советские люди вообще-то ко всему относились с пониманием. И юмором. Так что фраза, произносимая в те годы неугомонно-простодушным диктором по громкой связи – «Пассажиры, отъезжающие в Социализм, пройдите в кассу, сдайте билеты – вашего рейса не будет!» - стала чуть ли не культовой.

Но не только шуток-прибауток, на том старом автовокзале было с избытком. Жизни, во всех её проявлениях! Сколько молодых отыскали в его пассажиропотоках свои половинки, сколько новых семей зачалось на этих переполненных перронах в ожидании автобусов, сколько судеб кардинальным образом поменяли задержки рейсов – о том можно писать романы! 

Торпеда не прошла мимо

…Всё изменилось, когда изменилось всё. В 90-е. «Саяхат» раздвоился. Автовокзальная инфраструктура ужалась до перронов с автобусами, а само здание, сприватизированное на гребне глобального грабежа стало очередным торжищем. Единственные в городе башенные часы остановились окончательно.

Возможно всё это мутное пространство действительно стало верблюжьей костью в чьём-то горле и предопределило участь здания при первом же удобном случае. Удобным случаем стало строительство невдалеке транспортной развязки.

...Та история со сносом «Саяхата» напоминает мне советский анекдот про боцмана, которому было поручено как-то подготовить команду ввиду неминуемой гибели корабля от приближающейся вражеской торпеды. Бравый вояка не растерялся, собрал на палубе матросов, достал … (да простят меня дамы бальзаковского возраста, речь о предмете мужской гордости) и сказал: «Ну что, сынки, спорим – ща хрястну этим по палубе и разнесу корабль к соответствующей матери». Хрястнул. Корабль взорвался и пошёл ко дну. Но, как выяснилось после – торпеда-то мимо прошла!

Прошла мимо и развязка, из-за которой снесли очередной памятник алма-атинской истории. И – что? Снесли крышу, но… Автобусы, как ходили, так и ходили. Торговцы, как торговали, так и торговали. Пассажиры, как ездили, так и ездили. И лишь недавно не мемориальной площадке возник очередной доходный дом, вряд ли чем-то обогативший архитектурный облик Алматы.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Подставили или недоглядели? — министр транспорта попал впросак из-за катастрофы Bek Air
После неуверенного ответа чиновника всплыл старый отчет, завершённое следствие и открытый суд
Перизат Кайрат: громкое дело, закрытые двери и сумки Hermès
Судья предупредил: любые предположения или домыслы о специфике ведения процесса будут расцениваться как давление на суд
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Директор нотариальной палаты Актюбинской области ударила адвоката
Но привлекать к ответственности нервную директорку полиция не стала
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Автовокзал Саяхат: вернуть нельзя, но вспомнить можно
Почему это хаотичное и непредсказуемое скопление разномастных автобусов называлось в народе «автостанцией» - сказать трудно
Полицейские в ВКО отлавливают нетрезвых прохожих, чтобы выписать протокол магазину
К такому выводу пришёл ряд бизнесменов региона
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Популярный казахстанский певец требует опровергнуть пост из TikTok
Азамат Сыздыков подал в суд, но сторона ответчика не считает, что его оклеветали
В Петропавловске депутаты озаботились судьбой бездомных
Они считают необходимым расширить приёмник-распределитель, Центр адаптации и ночлежку
Депутат Базарбек, став свидетелем трагедии на пляже, заговорил о “диком” туризме
В полиции начали расследование условий безопасности на общественных зонах отдыха
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Как продавщица бутика магнитный съёмник прикупила
С этим приобретением женщина устроила бесплатный шопинг по фирменным магазинам
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.