Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31.
Честно говоря, то, что называют современной литературой, меня почти не трогает. Я это даже не сразу понял. Может, это объясняется моей старостью?
Последние годы я занят в основном перечитыванием классиков – русских, немецких, казахских. Вот они меня еще волнуют. А ныне перед сном, дабы очиститься от постылой современности или даже так называемой злободневности, я и вовсе окунулся в красочный, яркий мир «Тути-наме», «Синдбад-наме», «Кабус-наме», «Храм познания». Эта орнаментальная вязь меня прельщает, диковинный мир увлекает.
Чем это объяснить?
В своих рабочих тетрадях я наткнулся на выписки из статьи Тамаза ЧИЛАДЗЕ, опубликованной в «ЛГ» еще 21.08.1985 года.
Вот одна из его мыслей:
«Произведение, которое не вмещает в себя три времени сразу – прошлое, настоящее, будущее, – не может быть современным».
Хм-м… Пожалуй, батоно Тамаз прав. Вероятно, в этом и заключен «магический реализм» латиноамериканской прозы.
И еще Тамаз Чиладзе в той статье пишет:
«Сами корни слова – «современность» и «злободневность» – указывают на их различие: время и день! Поэтому в некоторых так называемых злободневных произведениях, литература порой подменяется журналистикой, педагогикой и т.п.».
Ну, это я вижу с лихвой.
В казахской литературе всё в большей степени. И при этом очень многие считают себя убежденно классиками. Кто в современной казахской литературе классик? А. НУРПЕИСОВ, О. СУЛЕЙМЕНОВ, М. АЛИМБАЕВ, М. МАГАУИН, А. КЕКИЛБАЕВ, К. ЖУМАДИЛОВ, М. ШАХАНОВ, Д. ИСАБЕКОВ, С. ДОСАНОВ, из недавно умерших Кадыр, Туманбай, Дукенбай, Фариза, вероятно, еще человек пять-шесть.
Больно много классиков, которых почему-то не видно на Олимпе мировой литературы.
Иные из них прямо говорят: «Я создал бестселлер». А что такое бестселлер?
Тамаз Чиладзе считает:
«Бестселлер живет неделю, месяц, год. Настоящая же книга живет веками».
Вот от этой печки и стоит плясать.
«Классиков» ныне развелось и в русской литературе. Имена их даже не хочется здесь называть.
Еще одну цитату из Тамаза Чиладзе приведу:
«Существует, к сожалению, книги, напоминающие легкий завтрак, что берут с собой в дорогу. Но нельзя же такую «дорожную» литературу смешивать с настоящей».
* * *
Третью неделю все газеты и каналы ТВ переполнены пустым аляуляй по поводу Крыма и Украины. Все исступленно бьют в колокола и колокольчики и свистят во всевозможные свистульки. И вспомнилась мне фраза в восточном стиле: «Поскольку судьба уже выпустила свою стрелу, было бесполезно вопить и кричать».
У мудрых казахов исстари бытует поговорка: «Ушел ворог - воткни свой меч в дерьмо».
Мифические санкции США и Европы напоминают эти самые вопли и крики. Надо признать: урус ПУТИН крепко щелкнул их по носу. Санкции их напоминают гнев бабы, способной разве что вскипятить казан. По-русски это называется пúсать кипятком.
Санкции – хорошо известно по истории – только сильнее сплачивают урусов. Спросите у НАПОЛЕОНА, у ГИТЛЕРА, у БИСМАРКА, да мало ли у кого.
* * *
Политические лидеры Европы катастрофически мельчают. Я в том постоянно убеждаюсь примерно с конца прошлого века.
Беда! Нет прежних колоритных личностей-титанов. Всплывают наверх весьма серые шәлдіреки.
Вчера опять подвернулся повод удостовериться в своих ощущениях.
По ТВ повторили выступление Юлии ТИМОШЕНКО.
Эта смазливая дамочка – то с косой, то без косы, то блондинка, то смуглянка – давно вращается в политике и о себе очень даже высокого мнения.
Так что же она сказала?
«Их (русских – Г. Б.), блин, надо уничтожить атомным оружием.
…Я, блин, подниму весь мир, чтобы от России осталось одно выжженное поле».
Апырай, а?! Вот нашелся Чингисхан, Наполеон и Гитлер в одном флаконе.
И это говорит политик, претендующий в канун выборов на место президента Украины!
Умный и способный дипломат ЛАВРОВ заметил: «Это риторика».
Я на сей счет иного мнения. Считаю, что озлобленная, жаждущая мести бабенка ляпнула это не верхним ртом, а срамным нижним. И яростные ее слова донеслись не из гортани, а совсем из иного места.
Русские говорят: «Писает кипятком».
Казахи – напомнил Т. – выражаются: «Теріс сиген».
Интересно, как это по-украински?
* * *
«Деградация: культ личности – культ должности – культ невежества и хамства – культ пошлости. А нужен культ человека». Это Расул ГАМЗАТОВ сказал. Я только присоединяюсь.
* * *
В связи с Крымским и Украинским вопросами чего только не городят на информационном ристалище!
Вспоминается Расул Гамзатов («Огонек», № 41, 1987 г.).
«У нас считалось: кто соседа ругает – это дурак дома, глупец дома; кто другую нацию ругает – тот глупец своей нации; кто другую страну ругает – это дурак своей страны».
* * *
Казахи тоже удревляют свою историю. И кому-то это не нравится. А почему? Разве казахи не имеют права на древнюю историю?
Надо к этому относиться с пониманием и уважением.
Расул Гамзатов именно это имел в виду, сказав:
«Я с подозрением гляжу на людей, которые высокомерно говорят про историю других народов… В Узбекистане древняя история. В Грузии – древняя история. В Армении древняя история. Разве можно сомневаться в этом? Да и зачем? Что есть, то есть. Чья-то история моложе, чья-то древнее, глубже. Надо изучать друг друга. А не завидовать».
Справедливо, спора нет.
* * *
В тюркологии большой след оставили немцы. Назову некоторых: АРЕНДС Альфред Карлович, БАДЕР Андрей Николаевич, БЕТГЕР Евгений Карлович, БЕРЗИН Эдуард Оскарович, ВИГАНД Владимир Кириллович, ГЕРНГОРС Георгий Евгеньевич, КРЮГЕР Отто Оскарович, ИТС Рудольф Фердинандович, ОЗОЛИНГ Василий Вильгельмович, ШМИДТ Александр Эдуардович. Еще назову БАРТОЛЬДА Василия Владимировича, издавшего более 650 работ в 9 томах.
* * *
– Я почти свободен: мне нечего сказать. И еще: мне мало что надо.
– Друзей-приятелей становится все меньше и меньше: я обезлистившееся по осени дерево.
– Свое состояние я определяю по-казахски: шукур, средний шукур и малый (шала) шукур. А в заключении говорю: тәуба и аминь.
– Дожил: вздрагиваю и холодею от каждого звонка.
– Ярких, веселых, радостных снов почти не вижу. Улетучились напрочь. Во сне блуждаю по бездорожью, плутаю по тупикам-закоулкам, тщетно ищу неизвестно что, не помню ни телефонов, ни адресов, маюсь во мраке.
– Раньше шкрябал по 10-15 страниц в день. Теперь устаю от двух.
– Раньше я свои органы не чувствовал, теперь чувствую сердце, почки, легкие, печень, поясницу, сосуды, голову, суставы и преследует меня стая «итов».
(Кстати, лет 20-25 назад Абдижамил пожаловался на остеохондроз. КАБДОЛОВ сделал круглые глаза и по секрету сообщил знакомым: «Ойбай, у Абе острый хандроз». Т. е. обострившаяся хандра).
– Уже две зимы подряд сижу под домашним арестом. Весной выбираюсь на вольный воздух, а бодрости нет.
– А чем утешаюсь? Тем, что читаю, пишу, издаю книги. Тәуба, тәуба! И еще рядом надежная байбише. Разве это не счастье?
– В аульном интернате дети-сироты имели обыкновение перед сном благодарить Всевышнего: «Бергеніңе шүкір!»
Я – атеист. Но все чаще тоже говорю: «Бергеніңе шүкір!»
- Бывало, снились горячие молодки. И я их исступленно любил. И теперь еще откуда-то прилетают сказочные пери, а я и не знаю, что с ними делать.
- В жизни горечи много. И все же она сладка и полна соблазнов.
* * *
Ну, вот опять изловили двух высоких крестоносцев из сферы космоса за грандиозные взятки. Во всех казахстанских газетах мелькают их имена, фамилии, фотографии. Весьма крупные азаматы! Арыстаны. Жолбарысы. Крокодилы. Уже в солидных годах. И наворовали на ответственной службе изрядно. Взятки миллионные. Долларовые пачки еле вмещаются в спортивную сумку. Не всякий силач-палуан поднимет. А общее состояние – земля, дома, дворцы, машины, счета – на миллиард потянет. Отвесили им по 12 лет строгой каталажки. С конфискацией всего имущества. Оставили бедолаг в одних трусах.
Я подолгу разглядываю их гладкие, сытые, ухоженные физиономии. Казахи. Скорей всего, выросли в аулах, познали бедный быт, изведали запах кизяка, очагового дыма, овчины, сыромятины, подгорелой лепешки, перебродившего айрана. Знали родительскую любовь, слышали сказки, батырские дастаны, советы, назидания бабушек и дедушек. Воспитывались в традиционном казахском духе, наверняка с детства впитывали вкус родного языка, иман, обряды-поверья, фольклор, получили здоровью нравственную основу.
Далее что?
Сделали карьеру. Обзавелись семьей, имеют детей, внуков, правнуков. Издают красочные семейные юбилейные альбомы-книги.
Ну, и куда всё делось? Какой бес их попутал? Откуда алчность, неуемная страсть к наживе, к хапанью, к скопидомству, к воровству? Куда делись совесть, честь, стыд? Какими глазами смотрят на жен, детей, внуков, родичей? Как объясняют свой позор? Как будут отчитываться в судный час?
Тайна сия велика есть.
Я тщетно пытаюсь объяснить эти дикие превращения.
Что это?
Ну, никак не могу считать это национальной ментальностью. Подобные скорбные факты не отвращают меня от казахов, которых я знаю с 1941 года.
Так в чем дело? Кто объяснит?
* * *
У меня плохая память: ничего не забываю.