Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34., часть 35, часть 36, часть 37, часть 38.
Очень много книг о СТАЛИНЕ вышло в последние годы. Значит, есть спрос. И судить о том я не собираюсь. В конце концов, не моя это компетенция. Восторга к нему я никогда не питал. А в остальном разберутся люди и история.
Но кто он по национальности? Кто-то уверяет – грузин. Кто-то настаивает: осетин. (Недавно читал, что мать его была осетинкой. Да и МАНДЕЛЬШТАМ о том писал.) Кто-то называет его «волосатым ингушем».
Сам он любил представляться русским.
А. В. АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО в статье «Сталин и его время» (см. «Вопросы истории», № 1, 1989 г.) пишет: «В 1922 году одна парижская газета писала: «Ленин смертельно болен. Когда он умрет, к власти придет этот волосатый ингуш и устроит им всем кровавую баню» (с. 91).
«Летом двадцать восьмого БУХАРИН убеждал КАМЕНЕВА: «Если мы не объединимся, Коба, подобно Чингис-хану, всем глотки перережет» (с. 93). ТРОЦКИЙ называл Сталина «серой кляксой» (с. 92).
* * *
Пишу эти строки 1 мая 2014 года. В ушах звучит старый слоган: «Мир! Труд! Май!» И еще: «Солидарность!» Ныне эти слова звучат всё реже или вовсе не звучат.
А на носу День Победы. Святая дата. Я помню этот день во всех подробностях. Помню ликование захудалых аулов Приесилья. Перед глазами стоят люди-тени, кое-как сохранившие душу за долгие-долгие дни войны.
Не было более радостного праздника у моего поколения!
А теперь мне звонят казахи, которые на 20-30 лет моложе меня, и говорят: «Интересно, а День Победы в Казахстане нынче отмечать будут?» - «А что такое?» - «Ну-у, это ведь русская победа… К казахам какое отношение имеет? Казахи положили свои жизни ради русских…»
Я это слышу не впервые. И задыхаюсь от гнева, возмущения и обиды. Никакого желания спорить и что-то доказывать нет. Кладу трубку. И долго молчу, окаменев.
Боюсь, пройдет еще лет двадцать-тридцать, и станут утверждать, что и войны никакой не было, и фашизма не было, и ГИТЛЕРА не было. Ничего не было!
Ай, кажется, к этому идет.
Ныне и Гитлера кое-кто обеляет, оправдывает, облагораживает. Договорились до того, что он – совсем не фашист, а пушистенький национал-социалист (см. апрельский номер журнала «Аңыз адам» за 2014 год).
Как говорят казахи: много на свете событий, много сартов на ишаках.
А о прошлой мировой войне надо бы напоминать почаще, дабы помнили о чудовищных потерях-лишениях, выпавших на долю народов.
Среди своих бумаг и разных газетных вырезок наткнулся на статью кандидата исторических наук Б. СОКОЛОВА, опубликованную в «Комсомольской правде» (30.IV.91).
Считаю уместным привести кое-какие данные из этой статьи.
По мнению ее автора, потеря советских вооруженных сил в войне составляют 17,5 миллиона человек, в том числе 11 миллионов – павшие на поле боя, 4 миллиона – погибшие в плену и 2,5 миллиона – умершие от ран, несчастных случаев и болезней.
На гражданское население СССР приходится около 19,5 миллиона погибших.
Упоминает автор и миллионные жертвы в советских лагерях и депортированных народов – немцев, крымских татар, чеченцев.
Вермахт потерял около 3 миллионов убитых и умерших от ран. Потери гражданского населения составили 2,15 миллиона человек.
«Общие прямые потери населения СССР оказываются в шесть раз больше потерь населения Германии, если же брать только гражданское население, разница станет почти десятикратной».
Кроме того, в боях против Красной Армии погибло 40 тысяч итальянцев, 84 тысяч финнов, 260 тысяч румын и 200 тысяч венгров…
Хватит! Даже цифры эти переписывать невмоготу, хотя та война закончилась 69 лет тому назад.
И после этого кто-то старается обелить величайших преступников против человечности и человечества!
Кто-то героизирует палачей Гитлера и Сталина!
Кто-то сознательно отстраняется от Дня Победы!
Кто-то делает вид, что не было ни Холокоста, ни геноцида, ни тотального истребления народов, ни массовых убийств!
Ай, стыдно! Ай, позор! Ай, кощунство!
Нет беспамятству оправдания!
Сегодня Первомай. Не вижу, не чувствую прежнего подъема Духа.
Обидно, что кому-то хочется, чтобы и День Победы зарос травой забвения.
* * *
Принято о «толпе» говорить высокомерно. От «толпы» и я не в восторге. Но говорить о ней свысока не приучен. Знаю, конечно, что толпа – не народ. Но до презрения к «толпе» не дорос. Хотя и стараюсь от нее держаться подальше. Не она движет историю. Не она творит судьбу.
Нашел среди бумаг вырезки из «Литературной газеты» (№ 16, 1991 г.) – стихотворение Александра ВОЛОДИНА на эту тему:
Никогда не толпился в толпе,
Там толпа – тут я сам по себе.
В одиночестве поседев,
по отдельной иду тропе.
Боковая моя тропа,
Индивидуализма топь!
Где толпа моя? А толпа
Заблудилась средь прочих толп.
Да, хотел бы о себе подумать: «по отдельной иду тропе». Но не уверен, так ли это.
Философ Григорий ПОМЕРАНЦ (ныне покойный) в давней статье «Надгробное слово империи» («ЛГ», 18.12.91) писал:
«Я не обращаюсь к толпе (толпа меня слушать не будет)».
Вероятно, он прав: зачем толпе философ Померанц?
В той же статье он высказал еще такую мысль: «Для меня личность выше народа, выше державы, и неприкосновенность личности не может нарушаться во имя каких бы то ни было народных или государственных интересов».
Григорий Померанц прожил 95 лет, я же – когда пишу эти строки – приближаюсь к 80. Я тоже очень высоко почитаю личность и ее неприкосновенность. Однако пока еще не ставлю ее выше народа.
А вот эта мысль Померанца мне дорога: «Империя и свобода – две вещи несовместимые, как гений и злодейство».
Тут спорить не о чем.
* * *
Филипп КИРКОРОВ поёт: «Ты, ты, ты…»
Максим ГАЛКИН поёт по-французски: «Туа, туа, туа…»
По казахскому радио поют: «Той, той, той…»
Казахское радио я часто слушаю по утрам. Есть песни и певцы, которые мне очень нравятся.
А не нравится мне высокопарность и наигранное пустословие, трескотня. В переводе на русский диктор примерно глаголет так:
– Доброе утро, страна казахов! Доброе утро, наш славный народ! Вот из-за величественных, сияющих гор Алатау выкатился, озарив весь мир, огненный шар солнца, и благодатные его лучи, облагораживая наши души, нежно лаская и вселяя бодрость и силу, взывают нас к героическим подвигам и новым свершениям, заповеданным предками во имя независимости и процветания нашей искони свободолюбивой страны, избавившейся от векового гнета и насилия. С новым днем, прекрасный наш народ, озаренный божественным светом, дерзновенный и могущественный, устремленный к светочу мира и созидания!
Примерно в таком вот выспреннем духе.
После чего некий лихой джигит во всю мощь своей глотки запевает песню из пяти слов: «Думан. Думан. Думан! Ай, тамаша! Ай, тамаша! Думан. Думан. Думан!»
Спасу нет от этого повседневного аляуляй!
* * *
Сцена, вычитанная мною в какой-то немецкой газете:
«Учитель:
- У отца одна корова. Она ежедневно дает два литра молока. Сколько литров молока она дает за 10 дней? Ответь, Карл.
Карл:
- У моего отца нет коровы.
Учитель:
- Ответь, Фриц.
Фриц:
- У меня нет отца.
Учитель:
- Ответь, Руди.
Руди:
- У нашей коровы сейчас нет молока».
А ведь подобные ответы можно услышать и в современном ауле.
Фото: forbes.kz.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати. Первый том «Плетенья чепухи» продается в магазинах «Меломан» и MARWIN.