Снова об автомобильных дорогах Казахстана

6850 просмотров
0
Ярослав Разумов
Пятница, 30 Мая 2025, 15:00

Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент

Вокруг казахстанской логистической сферы происходят очень противоречивые процессы. С одной стороны, развитие геополитической и глобальной экономической ситуации явно повышает международное значение транзитного потенциала страны, о чём в последнее время немало говорится, в том числе в ходе международных контактов официальных лиц. С другой – проблем в её развитии по-прежнему много, на что на днях обратил внимание президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Читайте также
Казахстанские железнодорожно-строительные компании могут остаться без подрядов на 567 млрд тенге

Транспортная тематика обширна. Сегодня Ratel.kz рассматривает один из её аспектов – качество строительства и ремонта автомобильных дорог. Наш собеседник – известный казахстанский эксперт, доктор технических наук, профессор Борис АСМАТУЛАЕВ.

- Борис Айсаевич, в начале этого года были объявлены масштабные планы по развитию автодорожной сети, согласно которым до 2030 года общая протяжённость новых автодорог должна составить 4,7 тысячи километров, из них 3,7 тысячи – дороги первой категории. Как вы оцениваете эти планы – их амбициозность и, главное, реалистичность?

- Насколько мне известно, в рамках поручения главы государства планируется реализация проектов по строительству и реконструкции дорог протяжённостью более 5 тыс. км. По информации Министерства транспорта, в текущем году начнутся такие проекты, как “Жезказган-Караганда”, “Актобе-Улгайсын”, “Атырау-Доссор”, а также обходы городов Рудный, Кызылорда и Сарыагаш. Кроме того, будет проведён средний ремонт дорог протяжённостью 2,6 тыс. км. Эти проекты представляют собой крупные и амбициозные задачи, требующие значительных финансовых средств, трудовых ресурсов и квалифицированных кадров. Однако с учётом успешно реализованных крупных инфраструктурных проектов в период независимости – таких как “Западная Европа-Западный Китай”, “Астана-Щучинск”, “Астана-Павлодар”, а также “Астана-Алматы”, “Талдыкорган-Усть-Каменогорск”, тоннель в Туркестанской области и другие – эти задачи вполне осуществимы. То есть проблема государством осознана, и я надеюсь, что ситуация 2019-2022 годов, когда мы потеряли более полутора тысяч километров автодорог, не повторится.

- Но тогда была пандемия.

- Какое-то влияние она оказала, но в целом это произошло из-за интенсивного износа и высокой стоимости строительства и ремонта по устаревшим технологиям.

Читайте также
А наши учёные древнеримский опыт улучшили!

- О качестве ремонтно-строительных работ, о необходимости использовать новые материалы и технологии мы с вами говорили два года назад. Вы тогда выражали надежду, что “лёд тронулся”. Что-то реально меняется с тех пор?

- Меняется. Чаще стали применяться технологии, направленные на снижение затрат, времени, выбросов CO₂. Это достигается путём применения специальных энергосберегающих добавок для асфальта, вторичных материалов, а также переработки старого дорожного покрытия методом холодного ресайклирования для укрепления основания дороги. Дорожное строительство активнее внедряет инновационные материалы, направленные на износостойкость, устойчивость к колееобразованию, упрочнение монолитных оснований, повышение несущей способности дорожных конструкций и многое другое. Проведены исследования по разработке наноструктурированных долговечных колееустойчивых асфальтобетонных и монолитных дорожных бетонов, согласно полученному патенту Республики Казахстан, именуемых “самовосстанавливающими”. Подтверждена эффективность применения самовосстанавливающихся дорожных бетонов на основе белитовых цементов, полученных с использованием крупнотоннажных промышленных твёрдых минеральных отходов (ТМО).

- То есть бетонов, сделанных из промышленных отходов?

- Да. Это решает две проблемы: сокращение объёмов этих отходов, хранящихся в отвалах, и производство качественных материалов для автомобильных дорог. По данным двух министерств – транспорта и строительства – общее количество ТМО в Казахстане накоплено в размере 55-60 млрд тонн с ежегодным приростом до одного миллиарда. Научными исследованиями нашей школы установлено, что ТМО, прошедшие термическую обработку при основном производстве – например, при расплаве металлфосфорсодержащих руд или сжигании каменного угля на ТЭЦ – обладают самоцементирующими свойствами. Произведённые из них так называемые белитовые цементы обладают лучшими технологическими и экологическими характеристиками по сравнению с традиционными портландцементами. Бетонные дороги на белитовых цементах можно строить в пять раз быстрее, при этом сократив расход цемента в 4-6 раз. И прочность бетонов будет продолжать расти более 50 лет, не требуя ремонта дорожного покрытия, за исключением восстановления тонкого слоя износа из холодного или горячего асфальтобетона толщиной 5-8 см каждые 10-12 лет. За истекшие 18 лет построено более 820 км дорог с использованием белитовых цементов на основе ТМО из золы Астанинской, Балхашской и других ТЭЦ, шлаков Кармет-Темиртау, Казфосфат (Тараз и Шымкент), бокситового шлама Павлодарского алюминиевого завода. Строились автомобильные дороги 1-2 категории. Мониторинг, выполненный при участии АО “КаздорНИИ”, Национального центра качества и компании “Каздоринновация” в 2024 году, показал, что упрочнение бетонов на основе цементов из ТМО продолжает расти по мере многолетней эксплуатации дорог. Но объёмы использования этих цементов в автодорожных работах до сих пор недостаточны. Сравните: 820 км за 18 лет! В мире активно развивается концепция “вечные дороги”, где учитываются современные материалы и технологии. Это показывает, что необходима коренная переработка действующей в Казахстане и России методики проектирования дорог – с учётом повышения их долговечности до 50 лет при обеспечении окупаемости.

Читайте также
Казахстанский транзит = геополитическая конъюнктура минус стареющий водитель

- Что нужно сделать, чтобы активизировать использование современных материалов и технологий? И чтобы они, при этом, были отечественными, а не ввезёнными извне?

- В принципе, ситуация с апробацией и использованием казахстанских разработок в дорожном строительстве неплоха: такие разработки активно внедряют научные организации, такие как АО “КаздорНИИ”, ТОО “Каздоринновация”, есть стремление Министерства транспорта к импортозамещению. Сейчас на рынке дорожного строительства появляется всё больше различных материалов и добавок отечественного производства. Открываются производства по выпуску геосинтетических материалов, ведётся большая работа по исследованию устойчивого строительства с применением промышленных отходов. При поддержке Министерства транспорта начаты комплексные исследования техногенного сырья и отходов промышленности для нужд дорожной отрасли.

- Получается, что потенциал технологий, основанных на использовании промышленных отходов, всем очевиден, как и задача наращивать казахстанское содержание в автодорожной сфере. И “лёд”, как мы уже говорили, тронулся. В чём же проблемы?

- Я начну с факта, который часто напоминаю: Узбекистан, уступая Казахстану в семь раз по территории и более чем вдвое по объёму экономики, имеет на 50% больше автомобильных дорог. В Японии протяжённость автодорог в 120 раз превышает нашу! Нужно снижать стоимость автодорожных проектов за счёт эффективного использования техногенных минеральных образований. А для этого необходим ряд мер: установление механизмов регулирования стоимости техногенного сырья с минимальным порогом цен, предоставление налоговых вычетов, преференций и квот организациям, занимающимся переработкой и утилизацией ТМО; поэтапное увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду для владельцев ТМО, не участвующих в реализации государственных проектов; привлечение финансирования для НИОКР по сокращению объёмов ТМО.

Читайте также
Иностранным туристам канатки неинтересны

- Неужели ТМО дорого стоят? Лежат себе и лежат под открытым небом десятилетиями...

- На этапе исследований и закладки в автодорожные проекты их стоимость низка, но по мере реализации проектов цену ощутимо поднимают, что приводит к утрате актуальности первоначальных расчётов. Для системного решения этих инициатив и экологических проблем необходимо активное участие профильных министерств – экологии, промышленности и строительства. В частности, необходимо всем трём министерствам совместно согласовать объёмы производства и другие ключевые вопросы. Однако на данный момент эти министерства не проявляют инициативы.

- Эксперты отмечают серьёзную проблему дефицита профессиональных кадров в транспортно-логистической сфере. Как с этим в вашей области? Идёт ли молодёжь на соответствующие факультеты вузов и колледжей?

- Эта проблема и для нас остаётся актуальной. Адекватного восполнения кадров практически нет: на 2024-2025 учебный год из 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент. Это говорит о низком уровне интереса к специальности, несмотря на очевидную нехватку квалифицированных кадров по всей стране. Уровень квалификации специалистов вызывает серьёзные опасения: многие не владеют современными технологиями строительства, инновационными методами и новыми материалами. Из-за этого не соблюдаются нормативные требования, а качество работ страдает. Одна из причин – сезонность: строительство автодорог идёт только 5-7 месяцев в году и вдали от городов.

Читайте также
Почему Казахстан импортирует сварщиков

- А какая связь между сезоном и качеством специалистов?

- Видно, что вы не из нашей отрасли. Из-за сезонности и удалённости объектов часто нанимают местных жителей, не имеющих профильного образования или опыта. На каждом объекте ощущается нехватка инженеров, сметчиков, лаборантов, операторов по укладке асфальта, механизаторов, машинистов спецтехники и других специалистов. Кстати, использование ТМО могло бы решить эту проблему: опыт 1976-1984 годов показал, что строительство можно вести круглогодично. Низкие температуры до -20 °C положительно влияют на упрочнение бетонов из ТМО. Круглогодичная работа снизила бы текучесть кадров.

Нехватка квалифицированных специалистов напрямую влияет на качество строительства и ремонта дорог. А совершенствование технологий требует постоянного повышения квалификации. В зарубежных компаниях на это выделяется 2-5% от бюджета или 2-10% от фонда оплаты труда. В Казахстане работодатели не заинтересованы в обучении персонала. Необходимо ввести обязательное повышение квалификации! Сейчас в обязанности дорожников входит не только строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог, но и возведение пунктов пропуска, пограничных застав и других объектов. Это отвлекает их от основной задачи – развития транспортной инфраструктуры. Как ветеран отрасли, считаю: каждый должен заниматься своим делом, а задачи – быть чётко распределёнными между организациями и специалистами.

Фото: пресс-службы акимата Жетысу.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Почему ЖК “Трилистник” будет мозолить глаза карагандинским прокурорам
Каким образом юридически оформлены 25 этажи в 24-этажных высотках
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Сможет ли Альназарова спасать жизни, как Биртанов
В Казахстане повторилась ситуация, когда западная компания запретила ввоз в страну лекарства, спасающего жизнь – без него остались больные муковисцидозом
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинскую гадалку клиенты обвинили в мошенничестве после того, как она не смогла вернуть мужа
Полиция не может возбудить уголовное дело, так как отсутствует состав преступления
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
При Узынагаше открываются древнейшие страницы человеческого присутствия в Семиречье
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Глава крупной китайской корпорации стал советником Берика Уали
В честь такого события инвестору из Поднебесной вручили благодарственное письмо
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Начальник смены шахты Qarmet заявил в суде, что погибшие во взрыве горняки виноваты сами
В своих показаниях он заявил о низкой квалификации погибших, а также оставил комментарий о них в социальных сетях
Мест не хватает, аренда растёт: в Петропавловске “дедский сад” нуждается в помощи
Центр для пожилых людей с деменцией не вмещает всех желающих
Когда Жетысу окончательно погрузится во мрак
В регионе износ электросетей и оборудования достиг критического красного уровня
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Предприниматель открыл Центр по обучению промышленной безопасности и выдавал сертификаты без обучения
Согласно приговору, ему в этом помогал и руководитель отдела безопасности и охраны труда департамента государственной инспекции труда и соцзащиты
Дайте миру шанс
Трамп откладывает решение о вовлечении США в конфликт Израиля с Ираном на две недели
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.