Снова об автомобильных дорогах Казахстана

2226 просмотров
0
Ярослав Разумов
Пятница, 30 Мая 2025, 15:00

Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент

Вокруг казахстанской логистической сферы происходят очень противоречивые процессы. С одной стороны, развитие геополитической и глобальной экономической ситуации явно повышает международное значение транзитного потенциала страны, о чём в последнее время немало говорится, в том числе в ходе международных контактов официальных лиц. С другой – проблем в её развитии по-прежнему много, на что на днях обратил внимание президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Читайте также
Казахстанские железнодорожно-строительные компании могут остаться без подрядов на 567 млрд тенге

Транспортная тематика обширна. Сегодня Ratel.kz рассматривает один из её аспектов – качество строительства и ремонта автомобильных дорог. Наш собеседник – известный казахстанский эксперт, доктор технических наук, профессор Борис АСМАТУЛАЕВ.

- Борис Айсаевич, в начале этого года были объявлены масштабные планы по развитию автодорожной сети, согласно которым до 2030 года общая протяжённость новых автодорог должна составить 4,7 тысячи километров, из них 3,7 тысячи – дороги первой категории. Как вы оцениваете эти планы – их амбициозность и, главное, реалистичность?

- Насколько мне известно, в рамках поручения главы государства планируется реализация проектов по строительству и реконструкции дорог протяжённостью более 5 тыс. км. По информации Министерства транспорта, в текущем году начнутся такие проекты, как “Жезказган-Караганда”, “Актобе-Улгайсын”, “Атырау-Доссор”, а также обходы городов Рудный, Кызылорда и Сарыагаш. Кроме того, будет проведён средний ремонт дорог протяжённостью 2,6 тыс. км. Эти проекты представляют собой крупные и амбициозные задачи, требующие значительных финансовых средств, трудовых ресурсов и квалифицированных кадров. Однако с учётом успешно реализованных крупных инфраструктурных проектов в период независимости – таких как “Западная Европа-Западный Китай”, “Астана-Щучинск”, “Астана-Павлодар”, а также “Астана-Алматы”, “Талдыкорган-Усть-Каменогорск”, тоннель в Туркестанской области и другие – эти задачи вполне осуществимы. То есть проблема государством осознана, и я надеюсь, что ситуация 2019-2022 годов, когда мы потеряли более полутора тысяч километров автодорог, не повторится.

- Но тогда была пандемия.

- Какое-то влияние она оказала, но в целом это произошло из-за интенсивного износа и высокой стоимости строительства и ремонта по устаревшим технологиям.

Читайте также
А наши учёные древнеримский опыт улучшили!

- О качестве ремонтно-строительных работ, о необходимости использовать новые материалы и технологии мы с вами говорили два года назад. Вы тогда выражали надежду, что “лёд тронулся”. Что-то реально меняется с тех пор?

- Меняется. Чаще стали применяться технологии, направленные на снижение затрат, времени, выбросов CO₂. Это достигается путём применения специальных энергосберегающих добавок для асфальта, вторичных материалов, а также переработки старого дорожного покрытия методом холодного ресайклирования для укрепления основания дороги. Дорожное строительство активнее внедряет инновационные материалы, направленные на износостойкость, устойчивость к колееобразованию, упрочнение монолитных оснований, повышение несущей способности дорожных конструкций и многое другое. Проведены исследования по разработке наноструктурированных долговечных колееустойчивых асфальтобетонных и монолитных дорожных бетонов, согласно полученному патенту Республики Казахстан, именуемых “самовосстанавливающими”. Подтверждена эффективность применения самовосстанавливающихся дорожных бетонов на основе белитовых цементов, полученных с использованием крупнотоннажных промышленных твёрдых минеральных отходов (ТМО).

- То есть бетонов, сделанных из промышленных отходов?

- Да. Это решает две проблемы: сокращение объёмов этих отходов, хранящихся в отвалах, и производство качественных материалов для автомобильных дорог. По данным двух министерств – транспорта и строительства – общее количество ТМО в Казахстане накоплено в размере 55-60 млрд тонн с ежегодным приростом до одного миллиарда. Научными исследованиями нашей школы установлено, что ТМО, прошедшие термическую обработку при основном производстве – например, при расплаве металлфосфорсодержащих руд или сжигании каменного угля на ТЭЦ – обладают самоцементирующими свойствами. Произведённые из них так называемые белитовые цементы обладают лучшими технологическими и экологическими характеристиками по сравнению с традиционными портландцементами. Бетонные дороги на белитовых цементах можно строить в пять раз быстрее, при этом сократив расход цемента в 4-6 раз. И прочность бетонов будет продолжать расти более 50 лет, не требуя ремонта дорожного покрытия, за исключением восстановления тонкого слоя износа из холодного или горячего асфальтобетона толщиной 5-8 см каждые 10-12 лет. За истекшие 18 лет построено более 820 км дорог с использованием белитовых цементов на основе ТМО из золы Астанинской, Балхашской и других ТЭЦ, шлаков Кармет-Темиртау, Казфосфат (Тараз и Шымкент), бокситового шлама Павлодарского алюминиевого завода. Строились автомобильные дороги 1-2 категории. Мониторинг, выполненный при участии АО “КаздорНИИ”, Национального центра качества и компании “Каздоринновация” в 2024 году, показал, что упрочнение бетонов на основе цементов из ТМО продолжает расти по мере многолетней эксплуатации дорог. Но объёмы использования этих цементов в автодорожных работах до сих пор недостаточны. Сравните: 820 км за 18 лет! В мире активно развивается концепция “вечные дороги”, где учитываются современные материалы и технологии. Это показывает, что необходима коренная переработка действующей в Казахстане и России методики проектирования дорог – с учётом повышения их долговечности до 50 лет при обеспечении окупаемости.

Читайте также
Казахстанский транзит = геополитическая конъюнктура минус стареющий водитель

- Что нужно сделать, чтобы активизировать использование современных материалов и технологий? И чтобы они, при этом, были отечественными, а не ввезёнными извне?

- В принципе, ситуация с апробацией и использованием казахстанских разработок в дорожном строительстве неплоха: такие разработки активно внедряют научные организации, такие как АО “КаздорНИИ”, ТОО “Каздоринновация”, есть стремление Министерства транспорта к импортозамещению. Сейчас на рынке дорожного строительства появляется всё больше различных материалов и добавок отечественного производства. Открываются производства по выпуску геосинтетических материалов, ведётся большая работа по исследованию устойчивого строительства с применением промышленных отходов. При поддержке Министерства транспорта начаты комплексные исследования техногенного сырья и отходов промышленности для нужд дорожной отрасли.

- Получается, что потенциал технологий, основанных на использовании промышленных отходов, всем очевиден, как и задача наращивать казахстанское содержание в автодорожной сфере. И “лёд”, как мы уже говорили, тронулся. В чём же проблемы?

- Я начну с факта, который часто напоминаю: Узбекистан, уступая Казахстану в семь раз по территории и более чем вдвое по объёму экономики, имеет на 50% больше автомобильных дорог. В Японии протяжённость автодорог в 120 раз превышает нашу! Нужно снижать стоимость автодорожных проектов за счёт эффективного использования техногенных минеральных образований. А для этого необходим ряд мер: установление механизмов регулирования стоимости техногенного сырья с минимальным порогом цен, предоставление налоговых вычетов, преференций и квот организациям, занимающимся переработкой и утилизацией ТМО; поэтапное увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду для владельцев ТМО, не участвующих в реализации государственных проектов; привлечение финансирования для НИОКР по сокращению объёмов ТМО.

Читайте также
Иностранным туристам канатки неинтересны

- Неужели ТМО дорого стоят? Лежат себе и лежат под открытым небом десятилетиями...

- На этапе исследований и закладки в автодорожные проекты их стоимость низка, но по мере реализации проектов цену ощутимо поднимают, что приводит к утрате актуальности первоначальных расчётов. Для системного решения этих инициатив и экологических проблем необходимо активное участие профильных министерств – экологии, промышленности и строительства. В частности, необходимо всем трём министерствам совместно согласовать объёмы производства и другие ключевые вопросы. Однако на данный момент эти министерства не проявляют инициативы.

- Эксперты отмечают серьёзную проблему дефицита профессиональных кадров в транспортно-логистической сфере. Как с этим в вашей области? Идёт ли молодёжь на соответствующие факультеты вузов и колледжей?

- Эта проблема и для нас остаётся актуальной. Адекватного восполнения кадров практически нет: на 2024-2025 учебный год из 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент. Это говорит о низком уровне интереса к специальности, несмотря на очевидную нехватку квалифицированных кадров по всей стране. Уровень квалификации специалистов вызывает серьёзные опасения: многие не владеют современными технологиями строительства, инновационными методами и новыми материалами. Из-за этого не соблюдаются нормативные требования, а качество работ страдает. Одна из причин – сезонность: строительство автодорог идёт только 5-7 месяцев в году и вдали от городов.

Читайте также
Почему Казахстан импортирует сварщиков

- А какая связь между сезоном и качеством специалистов?

- Видно, что вы не из нашей отрасли. Из-за сезонности и удалённости объектов часто нанимают местных жителей, не имеющих профильного образования или опыта. На каждом объекте ощущается нехватка инженеров, сметчиков, лаборантов, операторов по укладке асфальта, механизаторов, машинистов спецтехники и других специалистов. Кстати, использование ТМО могло бы решить эту проблему: опыт 1976-1984 годов показал, что строительство можно вести круглогодично. Низкие температуры до -20 °C положительно влияют на упрочнение бетонов из ТМО. Круглогодичная работа снизила бы текучесть кадров.

Нехватка квалифицированных специалистов напрямую влияет на качество строительства и ремонта дорог. А совершенствование технологий требует постоянного повышения квалификации. В зарубежных компаниях на это выделяется 2-5% от бюджета или 2-10% от фонда оплаты труда. В Казахстане работодатели не заинтересованы в обучении персонала. Необходимо ввести обязательное повышение квалификации! Сейчас в обязанности дорожников входит не только строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог, но и возведение пунктов пропуска, пограничных застав и других объектов. Это отвлекает их от основной задачи – развития транспортной инфраструктуры. Как ветеран отрасли, считаю: каждый должен заниматься своим делом, а задачи – быть чётко распределёнными между организациями и специалистами.

Фото: пресс-службы акимата Жетысу.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Казахстанские железнодорожно-строительные компании могут остаться без подрядов на 567 млрд тенге
Есть риск потерять целую отрасль из-за участия в тендерах "Қазақстан темір жолы" в 2025 году китайских компаний
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Как "Денискины рассказы" стали в Павлодаре фильмом для взрослых
Восьмилетнюю павлодарку не пустили на фильм "Денискины рассказы", заявив, что у него ограничение по возрасту 12 лет и нужна доверенность от родителей
Получит ли "Татнефть" в управление Атырауский НПЗ
В чём цель приезда в Астану генерального директора российской компании
Госорганы обсуждают возможность проведения амнистии
Министерство внутренних дел Казахстана подтвердило, что дискуссия была инициирована депутатами парламента
Качество бизнес-элит Казахстана: её политическое могущество
Наши бизнес-элиты влиятельны, но не имеют власти ни над политикой, ни над экономикой
Русский с казахом: пространства, которые нас соединяют
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Как Даниал Ахметов разрешил стройфирме с 40 миллионами на счету строить в ВКО жилые комплексы
И чем это аукнулось жителям региона и государству
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Как судья Аканов поддержал травлю журналиста Ratel.kz
Адвокаты обвиняемых по делу о гибели горняков шахты Костенко с молчаливого согласия суда травят потерпевших
Автор “Дамы с Востока”, установившей рекорд на аукционе, родился в Петропавловске
Полотно продано за 1,7 млн долларов. Имя покупателя не разглашается
Минсельхоз в очередной раз обещает кукурузоводам Жетысу блага в виде выхода их продукции на экспорт
Эти разговоры продолжаются не первый год
Двойное убийство 25-летней давности рассматривают в суде Уральска
Удивительно ли, что свидетели не могут вспомнить события тех дней?
Как транспортные полицейские станции Арыс организовывали раскрываемость преступности
Оперуполномоченные криминального отдела уговаривали знакомых стать ворами и потерпевшими
Как ОАЭ используют чужие деньги на укрепление и продвижение своих интересов
В руках у небольшого государства оказались рычаги влияния на две крупнейшие ядерные державы планеты
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.