Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28.
Существует побасенка, по которой еврей навещает больницу еще задолго до болезни, русский – когда уже невтерпеж от боли, а казах идет к врачу за день до кончины.
В этой шутке есть резон.
Наткнулся я как-то на запись профессора Казанского университета Ивана Осиповича БРАУНА (1777-1819). Он преподавал анатомию, физиологию и судебную врачебную науку. Прибыв в Казань, он сделал памятную запись:
«Врач-практик не сделает себе фортуны здесь, так как русский человек вообще редко нуждается в медике. Случится заболеть ему – он идет в свою баню и заставит натирать спину тертою редькою, или пьет огуречный рассол, прибавляя в него обыкновенно меду для лучшего действия; не поможет и это – пьет водку и только тогда шлет за доктором, когда смерть на носу».
В арсенале аульных знахарей-табибов были паленая кошма, пепел, конский жир, курдючное сало, полынный отвар, топленое масло, бараний тулуп, обильный чай, барсучий жир, плетка, теплая баранья печень, набор заговоров из арабских слов, собственная слюна. Я с малых лет видел эту народную медицину.
Мне это напомнил Казанский профессор Браун. В психологическом плане, пожалуй, все так и осталось.
* * *
Я заметил: отмечают заслуги тех или иных личностей слишком поздно, когда в том нет никакой нужды, или вообще не отмечают.
Мой друг С., карьерный дипломат, безупречно прослуживший полвека на высоких ответственных постах, получил орден «Почета» («Құрмет») в 80-летнем возрасте. Ну не смешно ли?
Есть такое крылатое выражение «После ужина - горчица». Видно, его употребляют именно в подобных случаях.
* * *
А что означает «посеять зубы дракона»? Что-то зловещее. Смысл: посеять вражду, раздоры, смуту.
Выходит, Россия, США, Европа в отношении Украины все сообща сеют зубы дракона.
* * *
Звонит мне симпатичный, напористый и здравомыслящий казах. И заявляет: «Я, Гер-аға, за ЕврАзЭс! Иначе нам не выжить. И пусть Россия будет сильной. Пусть будет наднациональный орган. И даже если мы лишимся независимости, то кого мы теряем? Только своих воров. Грабителей своего народа. Пусть провалятся!»
Звонит другой казах, тоже симпатичный, давний мой коллега. «Если наш саруар подпишет соглашение по ЕврАзЭс, мы погибнем. Мы окажемся в силках русских. Нашей независимости наступит хана. И тогда за что мы боролись?! Нас мигом поставят на колени, и мы окажемся у разбитого корыта. Я решительно против ЕврАзЭс. И таможенного союза тоже. Довольно! Долой!»
Олжас С. убеждает: не независимость нужна, а взаимозависимость. Необходимо бороться за единение, а не разбредаться по закуткам.
Се ля ви!
Мне же диктат России не по душе. Россия отторгла меня и мой народ, выслала, проявила черную неблагодарность, обрекла на изгойство и вымирание, обернулась мачехой. Я эту обиду забыть не в состоянии.
С другой стороны, показушная независимость Казахстана мне тоже кажется уродством. Независимость (как беспредел) обрели лишь воры, жулики, пройдохи, казнокрады, разбойники, хамы, которым на народ свой, на страну свою наплевать.
Выходит, я больше склоняюсь к Олжасу, полагая, что взаимозависимость удержит людей в человеческих рамках.
* * *
Немалое значение среди священных цифр (3, 5, 7, 9) казахи придают четверке. Журналист Сарсенбек БЕКИУРАТУЛЫ («Алматы ақшамы», 20.02.14) привел несколько народных мудростей, связанных с цифрой 4.
Вот некоторые примеры:
Первый сын – домашнее дитя,
Второй сын – аульное дитя,
Третий сын – окружное дитя,
Четвертый сын – дитя народа.
Четыре стороны света: восток, юг, запад, север.
Четыре времени года: весна, лето, осень, зима.
Четыре ангела Аллаха: Жебраил (Гавриил), Азреил, Мекаил, Исрафил.
Четыре халифа: Абубакир, Омар, Оспан, Али.
Четыре позора: быть незваным гостем, сквернословить, уповать на милость врага, просить помощи у скупого.
Четыре угла мира: Шын-Машын (Индустан), Мысыр, Рум (Рим), Европа.
Духи-благодетели:
верблюдов – Ойсыл кара,
лошадей – Камбар ата,
коров – Зенги бабá
овец-коз – Шопан ата, Шекшек ата.
Четыре священные книги:
Тәурат – книга Муссы (Моисея),
Зәбүр – книга Даута (Давида),
Інжіл – книга Исы (Иисуса),
Коран – книга Мухаммеда.
Четыре греха - сомневаться в могуществе Аллаха, проливать невинную кровь, не почитать родителей, лжесвидетельствовать.
* * *
Молодежный сленг всегда неожидан и любопытен. Он сильно и довольно эффектно разнообразит словарный состав языка. Разумеется, в общеупотребительную лексику он не входит.
О немецком молодежном сленге мне приходилось читать, что-то мне известно.
А о казахском молодежном сленге ничего сказать не могу, хотя и вращаюсь активно в языковой среде. Видно, из-за скудного знания родного языка молодежь не доросла до образного сленга. Возможно, просто я не в курсе.
Русский же молодежный сленг (как и тюремный арго) встречается довольно часто. Есть диковинные примеры (см. «ЭК»,11.12.12).
Булкотряс – дискотека.
Грелка – девушка легкого поведения.
Гуманизатор – полицейская дубинка.
Жопинг – танец, в котором больше всего участвует задняя часть тела.
Камасутра – разврат.
Ледовое побоище – крупная пьянка.
Попариться – заниматься сексом.
Чвакнуться – поцеловаться.
Штукатурка – сильно накрашенная девка…
Интересно, не так ли?
* * *
Показывают по «Хабару» фрагмент заседания Совета безопасности. Говорит один человек в костюме при галстуке. Остальные молча внимают. И что это за Совет?
Показывают заседание правительства в связи с обвалом тенге. Один в костюме и при галстуке что-то глаголит. Остальные воды в рот набрали. Что за заседание? Спектакль одного актера?
Показывают собрание представителей силовых структур. Сплошь погоны и ордена. Один в костюме и при галстуке дает ценные указания. Остальные ни бум-бум. О чем речь? Монолог есть, диалога нет.
Показывают и другие разные высокие сборища. Всё торжественно. Говорит один в костюме и при галстуке. Кадров почти не видно. Серая масса. Жопеке пруд пруди.
Неужели таким Макаром мы внедримся в тридцатку цивилизованных стран? Тот, что в костюме и при галстуке, может, и войдет, а остальные на что рассчитывают? Неужели убеждены, что на безлюдьи и Фома дворянин?
* * *
ПУТИН эффектно, громко, профессионально, без единого выстрела, грациозно приторочил Крым к России. Вопи не вопи, пугай страшилками и санкциями, да хоть лопни от злости и досады, а Путин блестяще утер нос разным оппонентам и добился мощного духоподъема урусов. Это надо признать. И на его фоне сильно проиграл шәлдіреки-мелюзга, прямо-таки голым задом плюхнулись в лужу многие его коллеги-фюрерчики.
Ну, да пакостники, машущие кулаками после драчки, конечно, найдутся, но дело сделано.
18.03.14.
* * *
Я беспрестанно думаю о том, что дала так называемая независимость основному населению Казахстана. Можно ли это конкретно определить? Так сказать, внятно оконтурить? Моего ума явно не хватает. Для тех, кто вскарабкался – по Абаю – змеей наверх или взмыл орлом, пробившись к государственной кормушке, всё определенно ясно: они добились личной независимости, чтобы безнаказанно и беспредельно воровать сколько душе угодно и ублажать свои шкурные интересы.
Ну, а низы, массы, простой люд? Им-то что светит? Что означает для них независимость? От кого и от чего они независимы?
Чудится мне: как были бишара-сорлыбаюшки, так и остались.
И вообще что такое свобода? И в какой мере она необходима рядовому человеку?
То, о чем глаголят наши доморощенные философы и разного рода писаки-жопеке, меня не удовлетворяет и не убеждает.
Приходится советоваться с Иоганном фон ГЁТЕ. А он что говорит по этому поводу?
Цитирую:
«Странная эта штука со свободой – ее не трудно достигнуть тому, кто знает себя и умеет себя ограничить. А на что, спрашивается, нам избыток свободы, которую мы не можем использовать?
Человеку хватает той свободы, которая позволяет ему вести нормальную жизнь и заниматься своим ремеслом, а это доступно каждому. Не надо еще забывать, что все мы свободны лишь на известных условиях, нами соблюдаемых» (см. Иоганн Петер ЭККЕРМАН. «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни», М., «Худ. лит», 1986, стр. 204).
О свободе Гёте рассуждает довольно пространно в контексте жизни и творчества ШИЛЛЕРА (свобода физическая и идеальная), свободы дворянина, владетельного князя, купца, категорического императора и т.д. Не могу всё это цитировать, отсылаю любопытного читателя к этим рассуждениям.
Они, несомненно, импонируют.
То, что рабу свобода не нужна, как говорится, и ему понятно. А большинство людей – в какой бы стране они ни бытовали и к какому роду-племени ни принадлежали, – они по существу своему, по идентичности, по социальному положению, по мировосприятию, по природе своей от рабов – духовных и физических – недалеко ушли. Свобода для них - весьма относительное и умозрительное понятие. И ничего зазорного, обидного в том нет. Свобода им нужна лишь в той мере, чтобы ублажать свои элементарные, житейские потребности – просто жить, растить потомков, трудиться, дабы выжить, иметь возможность осуществлять свои скромные и тихие надобности.
Видимо, так.
И, полагаю, именно это имел в виду великий веймарец.
Мнимой свободой морочат головы бедным людям прожженные, циничные политики и наивно-лживые проповедники.
Без такой свободы можно прожить.
И без той независимости, которую внушают власти предержащие простым массам, – тоже.
Вообще не стоит прельщаться тем, чего нет и, в сущности, не может быть.
* * *
Меня в последнее время всё больше преследует тревожное настроение. Причиной тому, думаю, не только мой почтенный возраст. Тревожит то, что происходит вокруг. Более тридцати лет назад Юрий БОНДАРЕВ опубликовал роман «Выбор». Там один герой по имени Илья говорит другому (ВАСИЛЬЕВУ): «…Мир идет от плохого к худшему. Сейчас человеку плохо везде. Везде и во всём. Ни у кого нет богов. И нет веры в себя. И в других».
И тот же Илья (РАМЗИН) в другом месте говорит: «Правда, как и Память, дается человеку в наказание».
Разве не так?
Фото: deutsche-allgemeine-zeitung.de.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати. Первый том «Плетенья чепухи» продается в магазинах «Меломан» и MARWIN.