Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34.
Временами мне физически бывает так худо, что отчаяние хватает за горло. Иногда мое истерзанное – сплошь в рубцах – сердце напоминает мне… лягушку, которую переехала телега. Я видел: наполовину мертвая, раздавленная, она лежала на обочине дороги, судорожно трепыхалась и дергала одной лапкой.
Таким я ощущаю свое сердце.
Коллеги мне советуют: «Ничего не делай. Лежи и смотри в небо».
Совет дельный. Знаю по опыту: небо – самый надежный и мудрый исцелитель.
Там, в ауле, на исходе сороковых годов прошлого века, измученный болями, чтобы не мозолить глаза родителям, я забирался со своими костылями на сеновал, укрывался овчинным тулупом и, вдыхая густой аромат разнотравья, подолгу созерцал бездонное небо, днем – в кудлатых облаках, ночью – усеянное звездами, под которыми, ныряя в невесомые, как пух, тучи и выныривая из них, плыла манящая луна…
Небо успокаивало, отвлекало, манило, утешало, лелеяло душу.
А теперь?
Сеновала нет, аульного простора нет, духмяного сена нет, аул – знаю – совсем захирел, лишился прежней души и обаяния, родительский дом сровнялся с землей, и небо не то – из окна моего кабинета в центре мегаполиса лицезрею лишь узкую серую полоску в смоге, с балкона ночью небо простирается шире, как бы раздвигается, но всё равно будто зажато, обрамлено горами и многоэтажками, без звезд (куда они пропали?), и луна неприкаянно бродит вдоль окоема, жалкая, приниженная, потерявшая красу и тайну.
Нет, это небо не утешает, не манит, не отвлекает, ничего не сулит, не обещает, оно напоминает лишь безжизненное пространство, тусклое, безразличное.
Всматриваюсь, вглядываюсь вглубь ночного неба. Вдалеке, мигая огнями, мотыльками скользит-спешит к желанной стоянке на краю города одинокий самолет, стремительно исчезая за соседней многоэтажкой.
И больше ничего, ничего…
* * *
В идеологии, политике, в социуме пошла, как мне кажется, смутная-мутная полоса.
Эти строки я пишу 20 апреля 2014 года.
В национальном самосознании казахстанцев – чую! – явно происходит некая трансформация. Казахи – впечатлительный народ и податливый настроению. История их полна трагедии, и они ждут напастей со всех сторон. Я это хорошо понимаю.
Вдруг казахи взялись всерьез пугать-страшить друг друга потенциальной российской экспансией. Есть ли основания – не могу судить. Тональность эта появилась после стремительного присоединения Крыма к России.
Многих сразу охватила тревога. Кое-кто истово забил в дауылпазы-барабаны.
В иных газетах появилось рубрика – «люди/скандалы».
Честно, меня это настораживает и обескураживает. Часть нацпатов (среди них много моих давних знакомых, к которым я настроен уважительно) напористо требует, чтобы ЛН (лидер нации) не подписывал договор по ЕврАзЭс.
Вот и думаю: зачем напрасно сотрясать воздух, если дело – как я понимаю – решено в высоких сферах? Или проблем будет больше или меньше, если ЛН договор этот подпишет или не подпишет? Или задвинут его подальше во времени и пространстве?
Призыв к моральному и физическому сопротивлению против потенциальных, гипотетических претензий тоже не очень-то корректны.
Дело в том, что те горячие головы, которые сегодня булгачат простой люд, завтра сами первыми побегут (поверьте мне!) под российскую протекцию.
Почему?
О том четко сказано в «Гульжанке» (см. «Adam bol!», № 15 за 2014 год): «…и тогда не только наши русские, но и свои казахи без тени сомнения будут менять гражданство на российское, чтобы и зарплата, и пенсии, и прочие остальные льготы были выше».
Это так! Я это знаю. Найдутся такие перебежчики.
С какой стати?
«Гульжанка» отвечает: «Но главное – Россия на фоне слабеющего Казахстана будет внушать больше надежд на будущее».
В чем такая тенденция просматривается сейчас?
В том хотя бы, что подавляющий контингент русских школ в Казахстане составляют казахи. Прямо беда: предпочитают учиться в русских школах. В классах, где учатся по 30 человек, как правило, два татарина, один уйгур, один кореец, один русский, остальные – сплошь казахи. Такой вот расклад.
Почему так? О чем это говорит? С какой стати казахи учатся повально в русских школах?
Есть о чем поразмышлять, не так ли?
Помнить о том необходимо еще и потому, что проблема эта отнюдь не сугубо казахская. В русских школах учатся и евреи, и поляки, и немцы, и чеченцы, и ингуши, и корейцы, и татары, и прочие «разные шведы», по причине отсутствия таких национальных школ. А если бы они и были, в условиях Казахстана вряд ли бы кто в них учился. Перспективы-то какие? Другой вопрос - казахские школы в независимой стране.
Об этом стоит подумать шире и реальнее.
Нагнетание страстей и всяких страшилок – не выход. Скорее всего – тупик.
Экономист Петр СВОИК в газете «Новая газета – Казахстан» (№ 15 за 2014 г.) резонно пишет: «Казахстан на перепутье, перспектива которого одних обнадеживает, других настораживает, а третьих попросту возмущает».
Признаюсь: я, скорее, отношусь к разряду тех, кого многое происходящее настораживает.
Согласен и с тем, что П. С. пишет далее: «…в экономическом плане мы останемся тем же самым сырьевым придатком, а в политическом – опять «младшим братом».
Увы!
С детства знаю: казахи житейски мудры и здравомыслящи. Но истиной в последней инстанции тоже не владеют. Как и остальные.
* * *
Вижу, слышу, читаю: появилась в нашем отечестве каста людей – потребители в чистом виде. Их становится с каждым годом все больше: они не пишут, не сеют, не жнут, палец о палец не ударяют, вообще ничего не делают, только паразитируют, прожигают жизнь. Они ничего не производят, на них «пашут» другие: родители, родичи, женщины, слуги-малаи. Они же разъезжают на дорогих иномарках, устраивают гонки-байгу, тусуются-табунятся, давят людей, насилуют женщин, не брезгуют воровством, бесчинствуют, кайфуют в ресторанах, куролесят в саунах-борделях. Красиво живут!
Это о них Абай говорил:
Тамағы тоқтық,
Жұмысы жоқтық
Аздырар адам баласын.
А Лев Толстой в дневнике от12.10.1905 г. сделал такую запись:
«Люди, не работая, то есть не исполняя один из законов своей жизни, не могут не ошалеть. Так шалеют перекормленные домашние животные: лошади, собаки, свиньи».
Досадно и горько. Неужели их предки боролись за свободу и независимость именно ради этого?
* * *
В печати то и дело приходится читать нарекания в адрес казахских писателей. Пожалуй, резонно. Писатели притихли, приуныли, воды в рот набрали, в щели забились, оробели, а если иногда и вякают, то явную неправду в угоду властям.
Лев Толстой о том сказал открыто и напрямик:
«Писатель должен быть неподкупен и честен, как служитель Бога. Либо он честен, либо нет, и после того, как он однажды написал неправду, он никогда уже не будет прежним. Дело писателя говорить правду».
Максима верная, но дело опять-таки в том, чтó есть правда. Иная правда, как мы знаем, – кривда. Бывает правда хуже, чем ложь.
Меня убеждают, чтобы о том, о сем, что происходит в обществе, я написал Президенту страны.
Я этого не делаю, ибо:
а) весовые категории у нас разные: он страной руководит, за все в ответе, а я литераторствующий пенсионер;
б) не думаю, что то, что я знаю, неведомо Президенту;
в) не допускаю, что Президент нуждается в моих советах-назиданиях;
г) а главное: то, что я считаю нужным сказать, я говорю в своих опусах.
Если в них есть какой-то смысл, Президенту сообщат. А если нет в них никакого смысла, то вообще о чем речь?
Фото: Дмитрий ГЭРТ.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати.
Первый том «Плетенья чепухи» продается в магазинах «Меломан» и MARWIN.