Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15.
Казахские запреты
В них выражена философия, мировоззрение, мировосприятие степняка. Я вырос в этой ауре, следуя ее мудростям и ее общечеловеческим ценностям. Вот некоторые нравственные постулаты в моем переводе.
– Не наступай на пищу, на дастархан.
– Не смейся над физическими недостатками людей, над убогими и ущербными.
– Не пинай скотину, посуду, еду.
– Не мочись и не плюй в воду, не мути, не взбалтывай ее.
– Не рви траву и волосы свои.
– Не бегай вокруг жилища.
– Не подпирай и не обнимай косяк двери.
– Не наступай и не садись на порог.
– Не скачи, не беги мимо погоста.
– Не указывай пальцем на кладбище, нужду свою у могил не справляй.
– Не лей черпаком пищу в собачью плошку.
– Не подметай ночью жилище и не стриги ногти.
– Не пересекай дорогу старших, не перебивай их речи.
– Не подпирай бока руками, не стискивай подбородок.
– Не закрывай лицо ладонями.
– Не обнимай колени.
– Не плачь понарошку.
– Не считай звезд и людей.
– Не ставь метлу стоймя.
– Не сплетай рук.
– Не указывай ножом или ружьем на человека.
– Не качай пустую люльку.
– Не наступай на хлеб.
– Не наступай на Коран.
– Не дари близкому человеку нож.
– Не наступай на соль, на золу.
– Не играй с огнем,
– Не перешагивай через огонь и не плюй в него.
– Не бросай хлеб на пол и ничего на хлеб не клади.
– Не спи в неурочный час, не плачь и не выражай соболезнования.
– Не надевай шапку задом наперед.
– Не забегай в дом впопыхах.
– Не свисти дома.
– Не закидывай веревку или ремень себе на шею.
– Не указывай на луну рукой.
– Не плюй в колодец, в посуду, в небо.
– Не встревай в разговор раньше старших.
– Не тянись прежде старших к еде.
– Не садись и не ложись прежде старших.
– Не перечь старшим.
– Не ходи туда, куда не позвали.
– Не вваливайся в дом без разрешения.
– Не рыгай прилюдно, не чешись, не ковыряй в носу и ушах.
– Не бей землю плетью, не бей прутом, не топай в злобе.
– Не пугай детей.
– Не садись на лошадь задом наперед.
– Не раскачивай лодку.
– Не лги, не сквернословь.
– Не хвались, не кичись.
– Не применяй силу к женщине.
– Не ругай скотину.
– Не оскверняй пищу.
– Не глумись над божьей тварью.
– Не охай и не вздыхай.
– Не бейся лбом о землю.
– Не перешагивай через очаг.
– Избегай скверны и плохих примет.
– Не ложись лицом вниз.
– Не выказывай дурных привычек.
– Не обрастай и не отращивай ногти.
– Не садись на чужую постель.
– Не садись на корточки, не отворачивай лица.
– Не ешь левой рукой.
– Не клади брюки под голову.
– Не закладывай руки за спину.
– Не вытаскивай золу ночью.
– Не пренебрегай завтраком.
– Не моргай зря.
– Не скрещивай руки на груди.
– Не забирайся с ногами на стул.
– Не дуй в лицо ребенка.
– Не кусай ногти.
* * *
Вот шикарная тема для современного романа – «Бесбармак и госбардак». Кто напишет?
* * *
Когда увидела впервые свет книга Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА «Аз и Я», шум и треск стоял по всему Советскому Союзу. Многие издательские работники понесли строгие наказания. Директор издательства «Жазушы», скромный, тихий Абильмажин ЖУМАБАЕВ попенял как-то Олжасу: дескать, из-за тебя мне выговор влепили. Олжас якобы ответил: «Ничего, старик, придет время, и ты будешь гордиться, что из-за меня пострадал».
И недоброжелатели зашумели-загалдели на все лады: вот нахал, вот гордец, вот хам!.. Вместо того чтобы посочувствовать человеку, так надерзил…
А ведь Олжас оказался прав. Как в воду глядел. Прошло, кажется, лет двадцать, мы с милым Әбеке не один год гуляли возле памятника Чокану, и мой собеседник часто произносил: «Это было тогда, когда я издал «Аз и Я» Олжаса…», «О, тогда с нас по три шкуры сняли», «Аз и Я» тогда прогремела на всю страну», «Я мог бы выполнить план, издав миллионным тиражом «Аз и Я»…
В таком вот духе.
Выходит, Олжас оказался дальновиднее всех.
* * *
Иногда меня подмывало сказать что-то едкое, саркастическое, разоблачительное в адрес руководства страны. Да что там говорить: разных пройдох и жулья в тех сферах предостаточно. И народ их знает. И каждого персонально, и все их прегрешения-преступления.
Но я себя сдерживаю, накидываю на свой роток платок, вспоминая при этом слова Франсуа ДЕ МАЛЕРБА (1555-1628): «Не надобно вмешиваться в управление кораблем, на коем ты всего лишь пассажир».
Сейчас, на склоне лет, я всего лишь пассажир на казахстанском корабле, а потому гутарить жирно (в смысле «семіз сөйлеу») мне, пожалуй, не пристало.
* * *
Увидел в книге памятник ФИРДОУСИ. В чалме, чапане, сидит на каменном выступе, прижав левой рукой к туловищу пухлую, увесистую книгу.
Надо полагать, это его знаменитый труд «Шахнаме» («Книга царей»). Эту книгу Фирдоуси писал 35 лет. Объем поэмы в четыре раза (!) превышает «Илиаду» и «Одиссею» ГОМЕРА, вместе взятые.
Представили масштабы?
Фирдоуси – псевдоним, означающий: «Райский». А полное имя его Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси. Жил он между 934-941 и 1020-1030 г. г. Считай, 1000 лет назад.
* * *
Академик-лингвист Шора САРЫБАЕВ считает, что я обогатил казахский язык словом – «жопеке». И даже сочинил по этому поводу стишок:
Бүгінде көбейді ғой жопекеңдер,
Бұл тосын сөз қайдан келді демеңдер.
Орыстың ұятты сөзін сыпайылап,
Айтып жүр қазақ жанды білгір Бельгер.
* * *
Сабит МУКАНОВ отличался қазақбайским многословием. Но иногда выражался энергично.
Тыңдадым Сталиннің үндеу сөзін,
Шымырлап, бойды билеп, толқып сезім.
Қайрат, намыс, кек, муза араласып,
Отырдым зорға ұстап, бойымды өзім.
«Муза» здесь неуместна. Видно, в оригинале стояла всё же «ыза» (гнев).
Для Сабита всё это «жарасып-ақ тұр». Но АУЭЗОВ вряд ли бы до такого опустился.
Вспоминается: «богач-батрак». Ауэзов был духовный богач, а Муканов – духовный батрак. Первый – интеллектуал, второй – «жай пысық», «қызыл бельсенді», нищий энтузиаст, низовой активист. Продукт классовой схватки. Бог одарил его талантом. Но талант был батраческий. То есть агрессивно-напористый, тенденциозный. Порождение времени, не имеющего будущего.
Фото: Казис Тогузбаев/Радио Азаттык.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати. Первый том «Плетенья чепухи» Бельгера и сборник рассказов Турсунова «Мелочи жизни» продаются в магазинах «Меломан» и MARWIN.