
После неуверенного ответа чиновника всплыл старый отчет, завершённое следствие и открытый суд
Вчера, 31 июля 2025 года на сайте агентства КазТАГ появилась информация об авиакатастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр», которая произошла 27 декабря 2019 года.
Министр транспорта Нурлан САУРАНБАЕВ, отвечая на вопрос журналистки КаТАГ Анастасии ЦЫБИНОЙ ответил, что расследование будет возобновлено.
После выступления министра мы связались с бывшим председателем Комиссии по расследованию авиакатастрофы Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр" Нурланом АККУЛОВЫМ и попросили прокомментировать эту новость:
- Во-первых, согласно положениям Приложения 13 к Конвенции Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization) – ИКАО (ICAO), регламентирующего вопросы расследования авиационных происшествий и инцидентов, государство-член ИКАО должно учредить полномочный орган по расследование авиационных происшествий и инцидентов, этим раньше, в 2019 году, занималось Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), а сейчас Министерство транспорта. Единственной целью этого расследование является установление причин авиационных происшествий или инцидентов и выработка рекомендаций для недопущения их в будущем. Это же закреплено в Законе Республики Казахстан (РК) от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», а также в Правилах представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию РК от 27 июля 2017 года № 505.
Во-вторых, правоохранительными органами – МВД и прокуратурой, проводятся досудебное производство, т.е. следствие, по факту преступлений на транспорте по факту преступлений, предусмотренных Главой 14 Уголовного Кодекса РК, статьи с 344 по 360, задачами которого является предъявление обвинения виновным лицам при доказанности их вины в совершении данных преступлений и последующего привлечения их к ответственности.
Как видите разница налицо.
Так вот расследование авиационного происшествия, которое вело МИИР было закончено в апреле 2022 года и на сайте министерства был опубликован Окончательный отчет, который есть в свободном доступе.
А вот следствие, которое вело МВД было закончено в марте 2024 года и в апреле 2025 года его передали в Турксибский районный суд г.Алматы. В настоящее время уже идёт судебный процесс, где погибших пилотов пытаются обвинить по статье 344 УК РК, то есть нарушение правил безопасности движения или эксплуатации на транспорте. Кстати, судебный процесс открытый и журналисты могут его посещать свободно, там интересно.
- Получается, что Министр Сауранбаев не владеет ситуацией в руководимом им Министерстве транспорта?
- Да владеет он ситуацией. Но, скорее всего, его заместители и сотрудники, курирующие работу авиационного транспорта, не подготовили его по данному вопросу, чем очень сильно «подставили» перед журналистами и общественностью, поэтому он и «поплыл», отвечая на некорректно поставленный вопрос. Теперь, наверное, Министр за такой конфуз должен разобраться с подчиненными: его подставили преднамеренно или по тупости, а потом еще и сделать соответствующие оргвыводы.
Напомним, 27 декабря 2019 года, выполняя рейс из Алматы в Астану, воздушное судно Fokker-100 авиакомпании “Bek Air” потерпело крушение. Трагедия произошла на взлете – самолет потерял управление, вынужденно прервал взлёт, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и территории алматинского Международного аэропорта и врезался в дом, незаконно построенный в запретной зоне на приаэродромной территории.
В авиакатастрофе погибли 12 человек: командир корабля Марат МУРАТБАЕВ и пассажиры. Через месяц после крушения, 28 января, скончался второй пилот Миржан МУЛДАКУЛОВ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Какая связь между крушением Fokker-100 авиакомпании BekAir и Кантаром
Отчёт о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air был подделан
Почему до сих пор не закончено расследование катастрофы самолёта авиакомпании BekAir
Скончался второй пилот, выживший в авиакатастрофе
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”
Второго пилота Bek Air подвергали многочасовым допросам
Вице-министр рассказал о подмене документов для отчёта о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
Бакытжан Базарбек: Чиновники пытаются "отскочить"
Последние слова второго пилота Bek Air
Самолет упал в Алматы, есть выжившие
Фото: КЧС.