Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33.
А вот еще один титан политики, уникальная личность, колосс – Франклин РУЗВЕЛЬТ. О нем написал объемную книгу А. И. УТКИН («Рузвельт», М. «Логос», 2000).
Лет десять назад я ее проштудировал и сделал немало выписок.
Рузвельт провел жизнь в инвалидной коляске, с 1922 года до конца жизни пользовался протезами из стали и кожи, испытывал жуткие физические и душевные боли.
В какой-то мере мне это знакомо с 12-летнего возраста.
И еще мое внимание привлекло то, что в 1891 году Рузвельт шесть недель учился в немецкой школе.
Чем он был примечателен как личность?
«Одним из главных талантов Рузвельта был безошибочный выбор способных людей, он видел их возможности едва ли не сразу» (с. 45).
«Ему нужны были думающие люди, способные отстаивать свои идеи. Без этого качества Рузвельт не вошел бы в историю» (с. 178).
«Ежедневно почта Франклина Рузвельта составляла от пяти до восьми тысяч писем» (с. 121).
«Главными чертами Рузвельта как политика были мужество, терпение, удивительное чувство времени, способность увидеть суть, практически идеализм, интуитивная способность отзываться на нужды людей.
Рузвельт знал обо всем понемногу, но в трех областях ему не было равных – в политике, американской истории и географии» (с. 513).
«Рузвельт читал на трех языках – немецком, французском и испанском. Книги, которые он читал, обычно делят на три категории: американская история мореходства и книги для развлечений. Кроме того, пресса: шесть или восемь газет ежедневно и непременно, целиком, а не отдельные статьи. Радио его не интересовало, как и нарождающееся телевидение. В поэзии его фаворитами были КИПЛИНГ и Руперт БРУК. Он любил длинные повествовательные поэмы» (с. 579).
Библиотека его, кстати, состояла из 16 тыс. томов.
С прессой он встречался охотно и регулярно. Последняя [встреча] оказалась 998‑й.
Жизнь Рузвельта поучительна.
В хронике военных лет эту могучую тройку – Рузвельт, ЧЕРЧИЛЛЬ, СТАЛИН – часто показывали. Чувствовалось, что они оценивали друг друга по достоинству.
Известно, какую помощь оказывала Америка Советскому Союзу в годы правления Рузвельта. Вот какие данные приводятся в книге Уткина:
«Именно в это время, в последнем квартале 1942 года, Америка послала в Россию 60 тыс. грузовиков, 11 тысяч джипов, 2 млн пар обуви, 50 тыс. тонн взрывчатки, почти полмиллиона тонн стали, четверть миллиона тонн авиационного бензина» (с. 351).
Жил он скромно, умер тихо, похоронили тоже без пафоса.
«Он просил положить простую белую плиту без малейших украшений, обозначив на ней только даты рождения и смерти» (с. 507).
Гарри ТРУМЭН, говоря о ЛИНКОЛЬНЕ и Рузвельте, обронил фразу: «Герои знают, когда умирать».
В мае 1958 г. агентство опросов Гэллапа задало американцам вопрос: «Каких деятелей прошлого и настоящего вы хотели бы пригласить к себе домой?».
Линкольн занял первое место, Франклин Рузвельт - второе, ВАШИНГТОН – третье, Элеонора РУЗВЕЛЬТ – шестое, Иисус Христос – одиннадцатое»… (с.531).
Каково?!
Есть о чем подумать.
* * *
Доподлинно знал, что в Крыму проживало немалое количество российских немцев. Они относились к так называемому второму массовому потоку переселенцев. Т. е. в России они появились позже поволжских немцев.
Еще я знал, что крымские немцы жили довольно зажиточно и обладали высоким образовательным цензом.
Знаю, в одной только крымской немецкой школы в Спате учились будущие известные российские немецкие литераторы, писатели и поэты Иоганн ВАРКЕНТИН, Александр РЕЙМГЕН, Нелли ВАККЕР, Артур ГЕРМАН (дядя популярной певицы Анны ГЕРМАН), Герман АРНГОЛЬД (если не ошибаюсь).
Основным населением Крыма перед войной были русские, украинцы, татары, немцы, евреи, греки.
Сталин решительно выселил из Крыма немцев, татар, греков.
Ныне, снова присоединив Крым к России, называют только русских, украинцев и татар (каким образом и какими мытарствами они, татары, вновь вернулись на родину из Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, я знаю).
Немцы славно облагораживали Крым. Однако их официально не упоминают.
Узнал из «ЛГ» (№ 39, 2001 г.), что в предвоенные годы в Крыму из 919 школ были: 387 – с русским, 372 – с татарским, 82 – с немецким, 46 – с еврейским, 15 – с греческим, 12 – с армянским, 5 – с болгарским языками обучения.
Национальный состав крымчан сильно изменился после вхождения Крыма в Украину.
Об этом я и хочу кое-кому напомнить.
* * *
Рядом с моим домом находится известная казахская школа-гимназия им. Ибрая АЛТЫНСАРИНА, руководимая знатным Героем Труда. А в том же доме, в котором я живу с 1976 года, расположились частная школа по английскому языку. И я почти круглый год наблюдаю за детишками, спешащими на занятия с огромными рюкзаками, ранцами, сумками, портфелями, пакетами. Клопышня тащит на себе разноцветные, модные рюкзаки, туго набитые учебниками, тетрадями, разными учебными пособиями, под которыми ее, клопышню, и не видно. Только ножки семенят внизу под неподъемным грузом.
А мальчонка из соседнего дома, Турар, опрятный, ухоженный, отутюженный, в костюмчике-тройке, уже который год тащит за собой на буксире пузатую сумку на колесиках. Впечатление такое, что он набил ее кирпичами.
В газетах приходится читать, а по ТВ лицезреть, как современные учащиеся перегружены – уроками, занятиями, учебниками, программами, мероприятиями. Они фактически заняты непосильным трудом. А ведь некоторые занимаются в двух школах и еще посещают разные – языковые, спортивные, самодеятельные – кружки и курсы.
О том время от времени бьют в набат и депутаты, и преподаватели, и чиновники от народного образования.
Жалко детишек. Где их, бал-дәурен, – славное, счастливое детство?.. Вижу себя и своих аульных сверстников в военные и послевоенные годы. Не было у нас ни рюкзаков, ни ранцев, ни сумок, ни пакетов, ни тележек, ни смены обуви, ни спортивных костюмов. Одевались кто во что горазд: в фуфайки, перешитые, замусоленные камзолы, шаровары из жеребячьей шкуры, сапожища на три-четыре размера больше, облезлые малахаи-треухи. А сумки были холщовые, кошомные, из мешковины, из лоскутков, и в сумках этих в лучшем случае находились один старый рваный учебник, клочки бумаги, огрызок карандаша, чернильница-непроливайка, затупевшее перо, ломоть лепешки, горсть курта, иримчика или пожаренной на бараньем сале пшеницы.
Вот и вся поклажа, весь школьный скарб.
Тощая жизнь, тощая торба.
А ведь учились и выбились каким-то образом в люди.
Я сторонник того, чтобы ставить перед собой задачи-цели, которые явно завышены, больше, чем это под силу осуществлять. Высокие задачи стимулируют, мобилизуют силы и способности. Надо настраиваться на программы-максимум и достигать по мере возможности программы-минимум. Наш лидер нации, по-моему, также руководствуется этим принципом, разрабатывая программы 2030 и 2050.
Только тогда и так жизнь обретает некий смысл.
Вспоминается Лев ТОЛСТОЙ.
Из Казанского университета, прервав учебу, он возвращается в деревню и записывает в дневнике:
«Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение двух лет?
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучить языки: французский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9) Написать правила.
10) Получить некоторые познания в естественных науках.
11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать».
(Запись от 17.04.1847. См. Л. Толстой. Собр. соч. в 22 томах. М., 1985, «Худ. лит.», т. 21, с. 14.)
Далее следуют «правила для развития способности делать выводы» с такими пунктами:
36) заниматься математикой,
37) заниматься философией,
38) всякое философское сочинение читай с критическими замечаниями».
Ну да… это Толстой. Самородок. Гений. Земной избранник.
Однако задачи на два года – срок исполнения поставленных целей – ошеломляют, обескураживают, озадачивают, поражают. Лев Николаевич многого достиг из намеченного, но явно не за два года. А совершенствовался всю долгую жизнь.
…Совсем еще недавно в казахской печати шумно и немного бестолково обсуждали вопрос: какие книги должны обязательно читать казахские учащиеся. Определили потолок - сто книг. Печатались списки классиков, современных писателей и зарубежных авторов (в т. ч. и ряд трилогий и тетралогий). Мощные получились списки, широкоохватные, непосильные даже выпускникам-филологам университетов. Я понял: современный ученик не прочтет из этого списка и десятой доли. Не прочтет – и баста! Нужно определить посильный, разумный список. И то исключительно рекомендательный.
А вот что рекомендовал читать писателям Эрнест ХЕМИНГУЭЙ:
«На вопрос МОЙСА, какие книги должен прочитать писатель, Хемингуэй привел ему большой список, в котором на первом месте стояли «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого, книги капитана МАРРИЭТА, «Мадам Бовари» и «Воспитание чувств» ФЛОБЕРА, «Будденброки» Томаса МАННА, три романа ДЖОЙСА, ФИЛДИНГ, СТЕНДАЛЬ, ДОСТОЕВСКИЙ, все лучшее из МОПАССАНА, все лучшее из КИПЛИНГА, весь ТУРГЕНЕВ и так далее» (см. Б. ГРИБАНОВ, «Хемингуэй», ЖЗЛ, «Молодая гвардия», М., 1971, с. 276).
Мне этот совет очень по душе. Правда, я весьма сомневаюсь, что наши доморощенные писатели прочитали эти произведения. Некоторые – знаю! – полвека назад одолели «Жұмабақ жалау» С. МУКАНОВА и этим багажом ограничились.
Словом, есть о чем подумать.
* * *
Ссылаясь на воспоминания В. М. МОЛОТОВА, я как-то писал о том, что в иных вопросах ЛЕНИН был решительнее, круче и жестче Сталина. Приведу одну записку вождя пролетариата «чудесному» и «либеральному» грузину от 17 июля 1922 года:
«Товарищ Сталин!
К вопросу о высылке из России меньшевиков, народных социалистов, кадетов и т. п. я хотел бы задать несколько вопросов ввиду того, что эта операция, начиная до моего отъезда, не закончена и сейчас… Надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго.
Делать это надо сразу… Арестовать несколько сот и без объявления мотивов – выезжайте, господа!
Всех авторов «Дома литераторов», питерской «Мысли»… Чистить надо быстро…»
(Цит. по книге Б. САРНОВА «Сталин и писатели», книга вторая, Москва, «ЭКСМО», 2008, с. 613.)
Сталин, как мы знаем, был верным учеником и соратником Ленина. Прошло несколько лет, он преодолел свой либерализм и мягкотелость и по жестокости значительно превзошел пролетарского вождя.
Фото: Дмитрий ГЭРТ.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати.
Первый том «Плетенья чепухи» продается в магазинах «Меломан» и MARWIN.