Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49.
Наши славные азаматы, сидящие во власти и руководящие государством, могут, конечно, на меня коситься, дескать, этот немыс-шал, сидя дома, имеет обыкновение по всякому поводу ворчать-бурчать. И чего ему не хватает?! Вроде бы он не в обиде…
Так-то оно так, но мне всё чудится, будто бы мы плюхнулись в застой, будто нет рывка-движения, контроль ослаб, пошел самотек, за всё и всех отдувается один Елбасы, и один он, как и ласточка, погоды не делает, ведь разные программы 2030 или 2050 – нечто из области ненаучной фантастики, просто милые намерения-наметки, а «умники» вокруг лидера нации чего-то ожидают-выжидают, надувают щеки, а то и шито-крыто пакостят, ставят подножки или палки в колеса. Они в большинстве своем хитрованы-жопеке.
Вот потому и поскрипывает наша раздрызганная колымага.
Так на кого я сетую?
Не столько на высоко сидящих сарбазов-сардаров, ловко торгующих страной и ставящих превыше всего свои шкурные интересы, сколько на так называемую творческую нашу интеллигенцию, на писателей, которые, казалось бы, должны бы были расслышать в хаосе, в вялом потоке бытия некий стук из будущего, некую поступь, как шаги командора, некий Глас, предваряющий крупные и неизбежные перемены в обществе.
Нет, никто ничего не слышит, не предчувствует, не предощущает.
Вспомнилась фраза ДОСТОЕВСКОГО из «Дневника писателя»:
«Кто-то стучится, кто-то, живой человек, с новым словом хочет отворить дверь и войти…»
Надо же… Достоевский это расслышал.
А наши писаки не слышат. Неужели никто не стучится?
Неужели на горизонте казахских степей не появился новый человек с новым словом? Неужели на Елбасы замкнулась история? Неужели никто не пытается отворить дверь? Неужели нам прозябать в этой серой хляби? Неужели ни власти предержащие, ни доморощенные витии ничего не слышат, смирились всецело с тем, что есть, даже с тотальной, наглой коррупцией, и мы по-прежнему обречены тащиться на вконец раздрызганной, скрипучей арбе?
Меня это тревожит. Упорно чудится, мерещится, будто кто-то должен прийти и решительно постучать в дверь. И даже отворить ее…
Интересно – кто?
* * *
Где-то я читал, что ЛЕНИН как-то пожаловался ГОРЬКОМУ, что не успел как следует проработать ГЕГЕЛЯ.
Обо мне тут, понятно, и речи нет. Я в молодые годы по глупости тоже пытался одолеть и КАНТА, и Гегеля, и ФЕЙЕРБАХА, и ШИЛЛИНГА, и МАРКСА, а довольствовался тем, что прочел лишь кое-какие популярные книжки да издания из серии «ЖЗЛ».
Словом, по части высокой философии я остался невеждой. То, что многие господа во власти и того не знают, конечно, утешение слабое.
Но кое-какие ударные, «хлесткие» фразы классических немецких философов в башке застряли.
Вот одна из максим Гегеля: «Государство – это обретший форму народный дух». Источник: «Философия права».
Мне всегда казалось, что большинство государств меньше всего сообразуются с народным духом. То есть никак не является формой выражения народного духа.
Выходит, изреченная Гегелем истина спорна?
Возьмем, для примера, Россию.
Государством она была тысячелетия. Но чьим государством? Разве когда-либо она выражала народный дух? Может (подумалось сейчас), в Отечественную войну 1812 года или в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?
Или вот независимые государства (так называемые), появившиеся после распада СССР, обрели форму народного духа?
Сомневаюсь, однако.
Они все возникли по иным причинам, на основе иных импульсов, других стечений обстоятельств и выражали (bzw. выражают) что угодно, но только не народный дух.
Будем спорить?
Даже самые передовые, цивилизованные государства (США, Англия, Франция, Германия etc.) образовались отнюдь не по воле народа и тоже не всегда являются формой выражения народного духа.
Ну, а если вернемся, скажем, к Кыргызстану, Таджикистану, Пакистану, Афганистану, Туркменистану, Узбекистану, Казахстану и прочим «станам» - они что, образованы на основе народного духа?
Как бы не так!
Да, народный дух имеет место быть. Он объял души людей. Он неизменно бытует где-то в сознании. Но с ним, на мой взгляд, мало кто считается. И с таким положением веками мирились. Дух народа сам по себе, а государство – так уж получается – само по себе.
Чаще всего дух народа своего государства не только не любит, но и не жалует, не уважает, а то и откровенно презирает. И кое-как до поры до времени сосуществуют.
У российских немцев была своя государственность со всеми ее атрибутами. Автономная Республика немцев Поволжья в течение 17 лет (1924-1941 гг.), по моему разумению, выражала дух этнических немцев.
Может, из-за давности лет я ошибаюсь?
Дух народа – потомков германских княжеств – подлым образом подавили, изничтожили, вытравили, растеребили на корню. Теперь недоумевают: с какой стати, а за что, собственно?
Законопослушные трудяги, безотказные земледельцы-строители, талантливые ремесленники, инициативные созидатели, ничего взамен не требовали, служили России верой и правдой, вкалывали всюду, как папа Карла, мирные и смирные, исповедуют прежде всего заповеданный предками Ordnung (порядок. – Ред.), порядочные, ответственные, толерантные, учтивые. Словом, айналайн народ, покорный судьбе.
Однако с духом его не посчитались. Для России они оказались пасынками, их использовали как рабов, как рабочий скот, а потом выживших после тюрем, ссылок, трудармии, моральных и физических пыток голыми «в Африку» отпустили, то есть на историческую родину, за ненадобностью.
Какая там государственность? Какой там народный дух? Какому правителю нужны умные сентенции Гегеля? Подумаешь! Наш Гегель – мохнорылый насильник. Кулаком в харю – вот и вся народная воля, весь дух народа.
Кто-то мне скажет: поверхностно рассуждаешь. Определи сначала, чтó есть дух народа. И стóит ли государству с ним считаться?
Дух народа, если хочешь знать, - нечто аморфное, зыбкое. Стоит ли на него опираться, если ты намерен создать мощное государство?
Дух народа – это нечто оппозиционное, размытое, а государство – столп, скала, утес, стержень, основа, бастион, несокрушимая крепость, и им руководит вождь, елбасы, лидер-саруар, монарх, хан-султан, а не Дух какого-то народа. Так что, айналайн, зря ссылаешься на Гегеля. Обойдемся!..
Не знаю, не знаю…
Для меня Дух народа не пустой звук. И государство, которое не зиждется на этом духе, мне кажется, обречено.
Фото из архива Каната ТОРЕБАЯ.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати. Первый том «Плетенья чепухи» продается в магазинах «Меломан» и MARWIN.