Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24.
Мне по душе казахская мудрость: тең теңімен, тезек қабымен. Буквально: ровня с ровней, мешок с кизяком.
Я толкую эту мудрость шире, проецируя ее на все сферы человеческой деятельности.
Понятно: далеко не все люди одинаковы – по происхождению, по социальной значимости, по образованию, по интеллекту, по таланту.
Верно: не все пять пальцев одинаковы. Тоже казахская поговорка.
И еще вспоминается: по одежке протягивай ножки (по-казахски: по корпешке, т. е. по одеяльцу).
Что конкретно в данном случае я имею в виду?
А вот что:
Мне совершенно неинтересно, что думает, скажем, некий ПАЛЕНШЕЕВ или ТУГЕНШЕЕВ о ГЁТЕ, БАЙРОНЕ, Т. МАННЕ, Г. ГЕССЕ, ТОЛСТОМ, ДОСТОЕВСКОМ, ЧЕХОВЕ, БУНИНЕ, et cetera.
А очень любопытно, что сказал Толстой о ШЕКСПИРЕ, или Томас Манн о Гёте, или Гессе о Достоевском, или Бунин о Чехове, или ГОРЬКИЙ о Толстом.
Они если и не равновелики, то очень близки друг к другу – и по времени, и по таланту, и по художественной потенции, по эстетической значимости.
Из моих казахских современников есть писатели, пространно рассуждающие о Гете, о Байроне, о Толстом.
Может, и похвально, но меня это «не колышет». Ибо, как мне мерещится, они плохо знают и чувствуют эпоху, ауру того времени, творчество этих титанов. А их компилятивные судороги оставляют меня совершенно равнодушным.
В свое время по поводу того или иного юбилея Абдижамил НУРПЕИСОВ произносил с высоких трибун немало слов-докладов о Толстом, о ТУРГЕНЕВЕ, о Достоевском, о ГОНЧАРОВЕ и о других; я знаю, он тщательно и ответственно готовился к этим речам, но чтó он сказал и чтó мог, в сущности, сказать, весьма поверхностно, приблизительно зная их творчество. Так, по-гамлетовски, «слова, слова, слова», набор цитат и вялый пересказ чьих-то мыслей. Слушать и читать это было неловко и стыдно.
А вот его «Слово об Ауэзове» или – особенно – «Слово о Муканове» отличались и живописью, и достоверностью.
Это было и близко, и соразмерно.
Мне тут вправе предъявить: «Ну, а ты-то сам?!»
Верно: я об Абае много писал – и статьи, и эссе, и сборники разные составлял.
А одна из важных, на мой взгляд, моих книг называется «Гете и Абай». Труд проникновенный, прочувствованный, написанный на выявление разных духовных созвучий титанов поэзии.
Знакомые паленшеевы и тугеншеевы могут меня упрекнуть: «А ты-то куда полез? Тебе ли умничать о Гете и Абае? Кто ты такой? Много на себя берешь?! Ты же им никак не ровня! А коли так, разве не разумно оставаться мешку с кизяком?»
Пока никто мне так не сказал. А если скажут, мне – честно! – и крыть нечем. Просто смущенно опущу голову.
Единственное мое утешение: я стараюсь лишний раз не тревожить великих аруахов. Хотя иногда вроде и есть что сказать…
И еще я с годами понял, что вовсе не обязательно говорить всё, что приходит в дурную голову.
* * *
В связи с 70-летием окончания Ленинградской блокады (январь 2014 г.) много пишут о героизме, вспоминают, размышляют.
Ставят вопрос так: надо ли было терпеть в течение 900 дней эти муки мученические или разумнее было бы просто сдать город в те отчаянные, окаянные дни?
Мурашки по спине от самой такой постановки вопроса.
Писатель Виктор АСТАФЬЕВ еще в 70-е годы прошлого века считал: надо было сдать город врагу.
Кое-кто из нынешних журналистов гневно обрушивается на патриотизм и тогдашнюю идеологию, ссылаясь на мнение Льва Толстого: «Патриотизм – чувство безнравственное», «Патриотизм есть рабство».
Ей-ей, я и не знаю, что сказать по этому поводу.
Думаю, пустое всё это. Рассуждать о том, что было 70 лет назад, рассматривая разные варианты, – нонсенс, блажь.
В то время, скорее всего, никто о каких-то вариантах-возможностях и не помышлял.
Пусть о том скажут сами блокадники.
Кроить шубу по наитию из воздуха – не дело.
Тут напрашивается параллель: разумно и справедливо ли было выселение российских немцев с насиженных мест в 1941-м году?
Мое мнение однозначно: это было глупо и подло. Это было в стиле «чудесного грузина». Двадцать три года спустя это признало правительство, власти СССР, всё свалив на культ личности СТАЛИНА. Предварительно распустив Республику немцев Поволжья, депортировав российских немцев в Сибирь и Казахстан, уничтожив половину населения в лагерях, ссылке, трудармии, растоптав душу народа, вытравив национальный дух своих же трудолюбивых, законопослушных, верноподданных граждан, служивших России верой и правдой около двухсот лет.
Об этой очевидной трагедии тоже ныне нередко пишут и запоздало предлагают-предполагают разные варианты.
Например:
а) Сталин правильно сделал, выслав к черту на рога неблагонадежную немчуру;
б) в условиях войны с фашистской Германией этот акт возмездия был справедлив;
в) депортация российских немцев, по сути, спасла их от тотального истребления. То есть, мы, руссланддойче, должны быть благодарны советскому правительству за то, что хотя бы частично уцелели и выжили.
Вот в таком духе обсуждается в наше время зловещий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года.
Чушь все это!
История не признает «что, если бы…»
Черновиков нет. В чистовую не перепишешь.
А за глупость всегда приходится рассчитываться людскими судьбами.
Десятилетиями, столетиями.
* * *
Тенге рухнул. Повсюду ажиотаж. С утра десятки телефонных звонков: дзинь-дзинь-дзинь.
А вопрос у всех на устах один:
– Оу, бұл не болып кетті?! Как объяснить?
– Масқара! Инфляция, банкрот!..
– А вчера еще говорили: всё у нас под контролем…
– Цены взбесились!
– У власти зад оголился.
– Всех нас втихомолку голой задницей усадили на лед.
Говорю:
«Ну и что? Чего всполошились-то? Другого ожидали? Как бы не так! Черный хабар этот давно витает в воздухе. А какой может быть другой выход? Государству срочно понадобился доход, и оно его получит. Где взять миллиард для ЭКСПО? На шоу-свистопляски? На понты-показуху? Каким образом оживить экономику?
Только так! За счет тотального ограбления населения.
Так что, не волнуйтесь, айналаины мои. Всё по уму. Все логично. Все на ваше же благо.
Долларов у вас много? Ну, значит, еще выиграли.
Тенге с гулькин нос? Ну сколько вам можно увеличивать пенсию-зарплату? И вообще, зачем вам столько?
Оглянитесь: это было, это есть и – главное – это будет.
То ли еще будет, милые, до 2050 года?!
Власть исхитрится, лапшу на уши понавешает еще – о-го-го!
У нас ведь все стабильно. Тәуба, тәуба, шүкір, шүкір.
Никаких причин для паники.
Верьте!»
* * *
Смотрю трансляцию зимней Олимпиады из Сочи. Конькобежки вихрем проносятся по дистанции пятьсот метров.
Потрясающее зрелище! Буйство красок, молодости, энергии, воли.
Все как на подбор юные, статные, длинноногие создания. Норвежки, голландки, шведки, немки, американки… Ах, прелесть!
Но что-то меня омрачает. Что же? Отсутствие казашек!
За 73 года, что я живу в Казахии, казашки сильно изменились в лучшую сторону. Я имею в виду не нравственно-душевный облик, а чисто физический. Они стали выше, стройнее, более ухоженными и упакованными, осанистыми, броскими и привлекательными.
Глаз радуется, на них глядя.
Увы, большинство видит себя лишь молодками-келиншеками, певуньями, поэтками, токалками, моделями...
Я не встречал ни одной, которая мечтала бы стать лыжницей, конькобежкой, биатлонистской, фигуристкой, гимнасткой, т. е. спортсменкой.
Я дожил до того, когда казашки стали блестяще играть в шахматы. Лет тридцать-сорок назад такого и представить было невозможно.
Мощный прогресс!
А вот до того, чтобы казашки становились призерами зимних Олимпийских игр, я уже не доживу, наверное.
Но очень хотел бы, чтобы они стояли на коньках и на лыжах так же великолепно и грациозно, как их зарубежные сверстницы.
В том, что когда-нибудь это случится, – не сомневаюсь.
Фото: Дмитрий ГЭРТ.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати. Первый том «Плетенья чепухи» продается в магазинах «Меломан» и MARWIN.