Как под фундамент СССР была заложена мина замедленного действия, которая взорвалась в 1990 году и привела к краху СССР в 1991-м
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24.
Экономический обозреватель Жарас АХМЕТОВ продолжает цикл статей, посвященных модернизации экономики. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию следующую часть его рассказа об экономических реформах в Советском Союзе.
Экономика эпохи застоя
Этот период получил свое название «застой» - такое странное время, когда и кризисов нет, и жизненный уровень не то, чтобы стабилен, но ухудшается медленно, однако никаких признаков развития тоже не наблюдается.
Юрий ЯРЕМЕНКО, в восьмидесятые годы заместитель директора ЦЭМИ, а затем директор Института экономики прогнозирования научно-технического прогресса, так характеризовал советскую экономику того времени: «Экономика держалась на массовых инвестициях, а качество этих массовых инвестиций не только не росло, оно падало. Снижался технический уровень. Качество исполнения снижалось еще быстрее, чем технический уровень. Шел очень быстрый процесс ухудшения качества, инфляции качества. Причем это касалось не только инвестиционных, но и потребительских ресурсов … Происходил также физический износ мощностей, сказывалось отсутствие научных, конструкторских заделов. И, конечно, шло очень сильное разрушение трудового потенциала».
Система директивного планирования поощряла экстенсивный путь развития за счет постоянного ввода новых производственных мощностей, но де-стимулировала обновление уже существующих.
В первые послевоенные пятилетки новые мощности обеспечивались трудовыми ресурсами за счет обширной трудовой резервной армии из сельской местности. Но к началу 70-х этот резерв был уже исчерпан, что вело к росту простаивающих производственных мощностей.
«По оценке специалистов Госплана, к середине 80–х годов «избыточные» мощности, не обеспеченные рабочей силой, составляли около четверти всех основных фондов в промышленности и около одной пятой — во всей экономике. В основном (профильном) производстве промышленных предприятий около 25% рабочих мест пустовало, а в машиностроении доля простаивавшего оборудования доходила до 45%. На каждые 100 станков в машиностроении приходилось только 63 станочника» (В. ПОПОВ «Закат плановой экономики»).
Мина замедленного действия
Следствием такой экономической политики стало снижение фондоотдачи (смотрите график 1), что означало, во-первых, снижение общей эффективности советской экономики.
А во-вторых, вело к расстройству финансовой системы.
По оценке Госбанка СССР, излишнее финансирование капитальных вложений в период с 1971 по 1977 годы составило 170 млрд рублей, что повлекло за собой дополнительные выплаты заработной платы на строительно-монтажные работы свыше 30 млрд рублей и «отвлечения от народного потребления огромных материальных ресурсов, часть которых могла быть использована для удовлетворения платежеспособного спроса населения» (аналитический доклад Госбанка СССР «О мерах укрепления денежного обращения»).
Все это вело к росту денежной эмиссии, со всеми печальными последствиями: «По ориентировочным расчетам, количество денег в обращении в настоящее время превышает потребность наличного денежного оборота на 16–17 млрд. рублей, или более чем в полтора раза» («О денежном обращении в СССР в 1976-1979 годах и предварительных расчетах на 1980»).
Избыток наличных денег в обращении, неспособность советской экономики наладить необходимый по количеству и качеству выпуск товаров народного потребления вели к росту дефицита и спекуляции.
«Неполное удовлетворение платежеспособного спроса населения приводит к развитию спекуляции недостаточными товарами, злоупотреблениям со стороны недобросовестных работников торговли и бытового обслуживания, увеличению затрат времени на покупку товаров, необходимости выезда для покупки ряда товаров в крупные города. Это сказывается неблагоприятно на реальных доходах трудящихся, в то время как у отдельных лиц скапливаются крупные денежные средства и материальные блага, добытые нечестным путем. Все эти обстоятельства отражаются на покупательной способности рубля, ослабляют стимулирующее воздействие заработной платы на производительность труда» («О денежном обращении в СССР…»).
Под основы СССР была заложена мина замедленного действия, которая взорвется в 1990 году и приведет к краху СССР в 1991.
Ускорение
Страна ждала перемен. И эти перемены принес молодой (относительно своих предшественников), энергичный и честолюбивый М.С. ГОРБАЧЕВ.
Несомненно, Горбачев хотел войти в историю великим реформатором, придать новый импульс ее развитию. Но у него, во-первых, не было ни малейшего представления, что и как надо делать, то есть цельной программы реформ. Отсюда бесконечные метания из стороны в сторону уместившиеся в очень короткий промежуток - 6,5 лет.
Во-вторых, у него не было команды единомышленников. Он ее формировал по ходу реформ, многократно перекраивая ее состав. Надо заметить, что скорее всего, Горбачев слабо разбирался в людях, потому что многие из тех, кого он считал своими соратниками, в конце концов от него отвернулись.
На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС новый генсек говорил вроде бы правильные слова: «Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности (…) Развивая и дальше централизованное начало в решении стратегических задач, нужно смелее двигаться вперед по пути расширения прав предприятий, их самостоятельности, внедрять хозяйственный расчет и на этой основе повышать ответственность и заинтересованность трудовых коллективов в конечных результатах работы».
В действительности же все свелось к росту капитальных вложений в новые производственные фонды - среднегодовой рост капитальных вложений в 12 пятилетке (1986 – 1990) составил 6,1%, при этом темпы роста производства валового общественного продукта в этот же период составили 1,8% в среднегодовом исчислении.
Фондоотдача (смотрите график 2) продолжила сокращаться.
Иначе говоря, никакого ускорения в реальности не произошло.
Дело в том, что на первом этапе реформ, вопреки лозунгам, даже не подступились к решению двух главных проблем: ликвидации директивного планирования и ликвидации структурных диспропорций, вызванных атрофировано развитым военно-промышленным комплексом.
Директивное планирование препятствовало научно-техническому прогрессу и модернизации основных фондов.
Раздутый ВПК, оттягивавший на себя значительную часть ресурсов, включая людские, формировал их дефицит для остальных отраслей народного хозяйства.
К реальным экономическим реформам все еще не приступили.
Когда же приступят, в пору будет воскликнуть – лучше бы вы этого не делали. О чем - в следующей заметке.
Иллюстрация: dic.academic.ru