Реставрация Мэйдзи
Ratel.kz продолжает цикл публикаций экономиста Жараса АХМЕТОВА о науке
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
* Подъем на фоне гнета
* Недовольные классы: купечество
* Недовольные классы: самураи
* Недовольные классы: тодзама
* Упадок
* Реставрация
Подъем на фоне гнета
Всесилие бюрократии и самоизоляция – верный рецепт довести страну до упадка. И Япония времен сегуната ТОКУГАВА – наглядный тому пример. Но прежде чем упадок наступил, страна пережила довольно длительный период подъема, во время которого и кристаллизовались те силы, которые, когда настало время, свергли режим сегуната.
Что же явилось причинами подъема?
В первую очередь, рост населения. Надежной статистической базы для прямого измерения динамики изменения численности населения, к сожалению, нет. Исследователи прибегают к различного рода косвенным оценкам. По мнению Н.Ф. ЛЕЩЕНКО («Япония в эпоху Токугава»), ориентировочная численность населения Японии выросла с 12 млн человек в 1600 г. до 27,7 млн человек в 1700 г.
Высокие темпы прироста населения вызваны двумя факторами: окончанием длительного периода смут и гражданских войн, а также ростом производительности сельского хозяйства.
Сельское хозяйство росло как за счет вовлечения в обработку залежных земель, в том числе после ирригационных работ, позволивших осушить заболоченные места, так и за счет нововведений: применения удобрений, замены мотыги плугом и использования домашних животных в качестве тягла.
Рост населения и производительности сельского хозяйства, в свою очередь, привел к росту городов, а значит, и к развитию торговли и ремесел. Крупнейшими городами Японии того времени были Киото (резиденция императора), Эдо (будущее Токио – резиденция сегунов) и Осака (центр торговли и ремесел).
Недовольные классы: купечество
Все это привело к возникновению довольно интересного феномена, имевшего далеко идущие последствия. Дело в том, что в социальной иерархии японского общества купечество занимало последнюю ступень.
Господствовавшие в то время этические установки считали роскошь и стремление к наживе предосудительными, аморальными.
Однако, несмотря на все притеснения, благодаря развитию товарно-денежных отношений, торговый класс приобретал все большее общественное влияние.
В стремлении упрочить свое общественное положение торговцы прибегали к различным ухищрениям, например, договаривались об усыновлении их феодальными родовитыми фамилиями, или, наоборот, принимали в семью обедневших самураев.
Как писал Г. НОРМАН в своей книге «Становление капиталистической Японии»: «Хотя купечество в целом было очень тесно связано с феодальной системой и не могло последовательно бороться за уничтожение феодализма, тем не менее ограничения, налагавшиеся на этот класс деспотическим правительством, лишали это правительство поддержки значительной части купечества. Когда же в период реставрации появилась перспектива образования другого правительства, которое обещало большую свободу в области экономики, купечество решительно поддержало политическую борьбу против старого режима путем щедрых пожертвований».
Недовольные классы: самураи
Другим недовольным классом были самураи. Длительный мир сократил их доходы, а так называемая «рисовая стипендия», выплачиваемая им их сюзеренами – дайме, постоянно уменьшалась.
Наконец, еще во времена Хидэёси ТОЁТОМИ им запретили селиться в сельской местности и заниматься сельским хозяйством.
Все это привело к тому, что значительная часть самураев рвала свою вассальную зависимость, превращаясь в «ронинов».
Поселившись в городах, многие ронины принялись за изучение западных языков[1] и наук и оказались той силой, которая идеологически подготовила японское общество к установлению связей с внешним миром.
Основная масса этих ронинов, преисполненных ненависти к бакуфу, которое следило за каждым их шагом, стала наиболее ревностными борцами за реставрацию.
Недовольные классы: тодзама
Третью группу недовольных составляли так называемые «тодзама» - князья, подчинившиеся дому Токугава после поражения в битве при Сэкигахара. Они были достаточно слабы, чтобы выступить с оружием в руках против власти сегуна, но достаточно сильны, чтобы сохранять свое автономное положение.
Мелочная опека, многочисленные правила, регулировавшие практически все сферы жизни, постоянное требование средств на те или иные потребности сегуната, необходимость регулярного посещения Эдо, ведшее к большим расходам – все это настраивало тодзама против режима сегунов.
Но при всем при этом отдаленность от центра страны – тодзума располагались, как правило, на периферии страны - давала им возможность накапливать финансы и постепенно набирать силу.
Особенно в этом плане преуспел клан СИМАДЗУ, воспользовавшегося выгодным географическим положением. Их княжество, Сацума, располагалось на южной оконечности острова Кюсю, что позволяло вести недозволенную торговлю с Китаем.
Упадок
Экономический подъем закончился примерно во второй четверти XVIII века – бюрократический гнет и самоизоляция сделали свое дело.
Производительность сельского хозяйства перестала расти. Инвестиции в сельское хозяйство сдерживались двумя обстоятельствами: отсутствие частной собственности на землю и самоизоляция, препятствовавшая импорту передовых для того времени сельскохозяйственных технологий.
На протяжении ста лет случилось три «великих голода»: в 1732 г., в 80-е годы XVIII века, в 30-е годы XIX века, приведших к сороковым годам XIX века к сокращению населения на 10% по сравнению с 1721 г.
С голодом, вызванным неурожаями, можно было бы бороться за счет закупа продовольствия в Корее или Китае, но этому препятствовала самоизоляция.
Голод вызвал массовые выступления крестьян и городской бедноты.
Самым сильным было восстание в Осаке в 1837 г. Во главе его встал бывший мелкий полицейский служащий Осио ХЭЙХАТИРО, выпустивший манифест, в котором обосновывал неспособность властей справиться с проблемами и призывал бедноту к восстанию.
Восстание, конечно, было подавлено, но оно вызвало такой отголосок в стране, что в самых отдаленных частях Японии начали вспыхивать восстания городской бедноты и крестьян, во главе которых вставали ронины, считавшие себя «учениками Осио» и призывавшие к «уничтожению грабителей страны».
И, разумеется, государственные финансы давно пришли в упадок. Расточительные расходы сегунов уже не покрывались за счет налоговых поступлений и принудительных займов у купечества.
Сегунат оказался не в состоянии выполнять основные государственные функции. Как раз в этот момент и прибыла эскадра коммодора ПЕРРИ, продемонстрировавшая всю меру отсталости Японии.
Реставрация Мэйдзи
Ирония истории заключается в том, что движение против режима сегунов было реакцией на унизительные и кабальные договоры, заключенные Японией с западноевропейскими странами и США. И движение за восстановление власти императора шло под лозунгами сохранения самоизоляции.
Однако победители не только не восстановили самоизоляцию, а наоборот, еще активнее стали развивать отношения с европейцами и американцами.
Движущей силой реставрации императорской власти стали самураи низших рангов и ронины, которым, по большому счету, было нечего терять. Финансовую поддержку им оказывало купечество.
Одряхлевшая власть сегунов уже не могла управлять страной, и 9 ноября 1867 г. Ёсинобу ТОКУГАВА, последний сегун в истории Японии, официально заявил о возвращении верховной власти императору.
Несмотря на это, сегун попытался в неявном виде удержать ускользающую власть в своих руках, последовала короткая гражданская война, и эпоха сегунов закончилась.
В следующую субботу поговорим о последовавших преобразованиях и результатах, к которым они привели, и уроках, которые мы могли бы для себя извлечь.
_______________
[1] Голландцы были единственными европейцами, с которыми Япония в то время поддерживала отношения. Один из сегунов, Есимунэ Токугава, поощрял переводы голландских книг на японский язык. Возникла даже целая школа – рангакуся («голландоведение»).
Иллюстрации: interneturok.ru, pikabu.ru, gamer.ru.