Для руководителей, склонных к авторитарной, а то и тоталитарной форме правления, опыт Южной Кореи должен казаться привлекательным
На снимке: контр-адмирал Ральф А. Ости награждает Ли Сын Мана медалью ВМС США. Фото km.ru.
Ratel.kz продолжает цикл публикаций экономиста Жараса АХМЕТОВА о мировом опыте модернизации
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12.
* Неизбежность диктатуры?
* Американская помощь
Для руководителей, склонных к авторитарной, а то и тоталитарной форме правления, опыт Южной Кореи должен казаться привлекательным – 36 лет диктаторского режима, а успехи в экономике – просто впечатляющие. Значит, вопреки мнению разного рода либералов, диктатура и экономическое развитие вполне между собой сочетаются?
Так ли это, и если так, то в какой мере – ответам на эти вопросы и посвящен подцикл заметок о Республике Корея.
Неизбежность диктатуры?
Освобожденная от японской колониальной зависимости Южная Корея, находившаяся в американской зоне оккупации, начинала свою новую независимую историю как вполне демократичное государство.
Первым президентом стал ЛИ Сын Ман, возглавлявший до этого корейское правительство в изгнании.
Но тут вмешалась кровавая война 1950-1953 гг., которая дорого стоила Южной Корее – было разрушено 44% зданий, уничтожено 42% промышленного оборудования, 68% промышленных предприятий. Цены за годы войны выросли в 18 раз.
Общий экономический ущерб оценивается в 3 млрд долларов в ценах того времени. (С. О. КУРБАНОВ, «Курс лекций по истории Кореи»).
Ли Сын Ман, погрязший в коррупции, если бы не война, наверняка потерял бы власть. Но ему удалось еще в ходе военных действий создать свою партию, разгромить оппозицию и переизбраться президентом, сосредоточив в своих руках фактически диктаторские полномочия.
Однако его режим пал в апреле 1960 г., когда массовые протесты вынудили диктатора бежать из Кореи.
Но уже через год с небольшим к власти в результате военного переворота пришел новый диктатор – генерал ПАК Чон Хи, с именем которого связывают экономический взлет Южной Кореи. Успех военного переворота связан с тем, что Вторая республика, сменившая режим Ли Сын Мана, ввергла страну в хаос, не сумев наладить функционирующее государственное управление.
На этот раз диктаторский режим продержался четверть века, до 1987 г., когда демократически избранный президент РО Дэ У сменил ЧОН Ду Хвана (последний пришел к власти после убийства в 1979 г. Пак Чон Хи).
Получается, если считать с 1948 г. по сегодняшний день, то из 68 лет истории Республики Корея 36 лет (с 1952 по 1988) приходятся на диктаторские режимы.
Какие же особенности корейских диктатур способствовали ее экономическому взлету? Этот вопрос тем более интересен, что Северная Корея, в которой также правили диктаторы, подобных успехов не достигла.
Американская помощь
Американская экономическая помощь – один из важнейших факторов в экономических успехах Южной Кореи, сыгравшая особенно большую роль в первые послевоенные годы. В 1954—1957 гг. среднегодовой объем экономической помощи в форме субсидий достигал 292,8 млн долл. В 1952—1958 гг. она обеспечивала 75% всего корейского импорта товаров и составляла около 8% валового национального продукта. Общий объем экономической «помощи», предоставленной в 1954—1958 гг., составил 1,4 млрд. долл. (С. С. СУСЛИНА, «Экспансия иностранного капитала в промышленность Южной Кореи»).
Несомненно, что помощь США сыграла большую роль в послевоенном восстановлении страны, обеспечив среднегодовой экономический рост в 5,5%. В 1957-1958 гг. южнокорейская промышленность по всем основным показателям достигла уровня довоенного 1949 г.
Американская помощь играла важную роль и период экономических преобразований во время диктатуры Пак Чон Хи. Но если в предыдущий период ее основу составляли государственные субсидии и кредиты, то в 60-ые годы большую роль стал играть частный капитал. Большую роль стали играть и другие страны, в первую очередь, Япония.
Сумма коммерческих займов по соглашениям, заключенным с Южной Кореей в 1959—1970 гг., достигла около 1,7 млрд долл., в том числе от США — 31%, Японии— 22, Англии, Франции и ФРГ — по 11% всей суммы.
Реальное же поступление коммерческих кредитов в страну не превысило 1,4 млрд долл. На конец 60-х годов общая сумма иностранных частных прямых капиталовложений, поступивших в Южную Корею, приблизилась к 131 млн долл., причем приток капитала из США составил 60%, из Японии — всего лишь 30% (С. С. Суслина – там же). Представление о значении иностранных вложений можно получить по рисунку 1, на котором отображена динамика изменения доли внешних источников в капитальных вложениях.
При том, что доля иностранных источников имела тенденцию к снижению, мы видим, что они играли важную роль в техническом и технологическом развитии страны.
Надо сказать, что и Советский Союз с Китаем в эти же годы оказывали поддержку Северной Корее. Но эта помощь не принесла того эффекта, что у южного соседа. При том, что изначально Северная Корея была более развита в промышленном отношении, чем Южная. Все-таки, важен не только масштаб помощи, но и то, как она используется.
Об этом поговорим в следующей заметке.