Весь опыт социалистического строительства под руководством Мао Цзэдуна, пусть и в неявном виде, признавался неудачным
Ratel.kz продолжает цикл публикаций экономиста Жараса АХМЕТОВА о мировом опыте модернизации.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18.
* Исторический пленум ЦК КПК
* Вспомнить давно забытое
* Социализм Мао
* Большой скачок
* Культурная революция
Исторический пленум ЦК КПК
Во второй половине декабря 1978 г. в Пекине произошло событие со скучным названием: 3 пленум ЦК КПК 11-го созыва. Но это было не рутинное собрание партийных бонз – на нем были приняты воистину исторические решения, определившие будущий путь страны.
Как пишут в китайских источниках: «Отсюда началась историческая перемена Китая от принципа управления государством «взяться за классовую борьбу как решающее звено» к принципу «акцентировать на экономическое строительство как на центральное звено», от окостенелости и полуокостенелости к полноценной реформе, от замкнутости и полузамкнутости к открытости внешнему миру» (Жэньминь Жибао).
Пленум, ритуально подтвердив «выдающееся» значение теоретического наследия МАО Цзэдуна, фактически отказался от продолжения его внутренней и внешней политики.
Страница истории Китая, связанная с именем «великого вождя», была закрыта.
Вспомнить давно забытое
Нельзя сказать, что новое руководство Китая, пришедшее к власти на пленуме, полностью отказалось от идей социализма. Уже в 1982 г. во вступительной речи на XII съезде КПК ДЭН Сяопин лишний раз подчеркнул, что в Китае строится социализм: «Сочетать всеобщую истину марксизма с конкретной практикой нашей страны, идти собственным путем и строить социализм со спецификой Китая – таков основной вывод, сделанный нами на основе обобщения длительного исторического опыта».
Другое дело, что весь опыт социалистического строительства под руководством Мао Цзэдуна, пусть и в неявном виде, признавался неудачным. В той же речи Дэн Сяопин апеллировал к решениям VII съезда партии (апрель – июнь 1945 г.), провозгласившим курс на строительство «новой демократии».
Вторая мировая война уже подходила к своему логическому концу, но борьба с Гоминьданом оставалась еще актуальной. И китайские коммунисты поставили своей задачей расширение социальной базы своей поддержки.
Поэтому Мао Цзэдун в политическом докладе съезду подчеркивал необходимость создания широкой коалиции:
«Этот государственный строй действительно отвечает требованиям подавляющего большинства населения страны, потому что, во-первых, он получил или может получить одобрение миллионов промышленных рабочих и десятков миллионов ремесленных рабочих и батраков; во-вторых, он получил или может получить одобрение крестьянства, составляющего 360 из 450 миллионов населения Китая, то есть 80%, и, в-третьих, он получил или может получить одобрение широких слоев городской мелкой буржуазии, национальной буржуазии, передовых шэньши» (чиновники, судьи, директора учебных заведений и других патриотов – прим. Ж. А.).
Признавалась и необходимость длительного сохранения многоукладной экономики: «Пытаться построить социализм на развалинах колониального, полуколониального и полуфеодального порядка, без единого новодемократического государства, без развития новодемократического государственного хозяйства, без развития частнокапиталистического и кооперативного хозяйства, без развития национальной, научной, массовой культуры, то есть новодемократической культуры, без раскрепощения и развития инициативы сотен миллионов людей — одним словом, без доведения до конца буржуазной по своему характеру демократической революции, демократической революции нового типа, руководимой коммунистической партией, — было бы совершенной утопией» (политический доклад Мао Цзэдуна).
Собственно говоря, после 1978 г. произошел возврат к этой старой и, казалось бы, прочно забытой программе.
Социализм Мао
Первые четыре года после прихода к власти, с 1949 г. по 1953 г., Мао Цзэдун более или менее последовательно следовал решениям VII съезда КПК.
Ключевой была Аграрная реформа. Цель реформа заключалась в том, чтобы дать безземельным и малоземельным крестьянам возможность начать или расширить свое индивидуальное хозяйствование.
Земля, скот, инвентарь, дома и другое имущество крупных и средних землевладельцев-арендодателей передавалось в частное владение безземельным малоземельным крестьянам. Конфискации подлежали также земли храмов, монастырей, школ и другие, которыми распоряжалась сельская верхушка.
Земли богатых крестьян, если они ее обрабатывали сами или с помощью наемной рабочей силы, не изымались. Если же богатый крестьянин сдавал большую часть земли в аренду, то эту часть реквизировали (Непомнин О.Е. История Китая. ХХ век).
Крестьянское хозяйство является фундаментом многоукладной экономики. И китайские коммунисты, во имя восстановления страны после продолжительной войны, мирились с ней. Более того, первое правительство КНР было многопартийным, некоторые министерские посты занимали представители буржуазии.
Экономические успехи и пример СССР подтолкнули «великого кормчего» к отказу от идей длительного переходного периода в пользу форсированного построения социализма. Практически сразу же после завершения аграрной реформы правительство приступило к процессу коллективизации.
Крестьяне потеряли свои земли: их наделы отошли сначала сельским кооперативам, а затем коммунам. В 1953 году Китай перешел на систему централизованных заготовок сельскохозяйственной продукции, что позволило правительству субсидировать индустриализацию. Введение системы хукоу (регистрации домохозяйств) в 1958 году в значительной степени ограничило мобильность населения и в первую очередь миграцию из деревни в город. Обе эти меры сильно ударили по крестьянству.
В результате различных социально-экономических кампаний с явным анти-крестьянским уклоном две трети крестьян в 1978 году имели меньший доход, чем в 1950-х; у одной трети уровень дохода оказался даже ниже, чем в 1930-х годах перед вторжением Японии в Китай Как заметил ЯН Цзшпэн, старший корреспондент государственного информационного агентства «Синьхуа», с тех пор как в Китае ввели централизованную заготовку зерна, большинство крестьян «никогда не ели досыта» (Нин Ван, Рональд Коуз. Как Китай стал капиталистическим).
В 1953 г. Китай приступил к реализации первого пятилетнего плана, разработанного по советскому образцу и выполненного с помощью Москвы.
Руководство страны узнало на практике, как, обладая полнотой централизованной власти, можно мобилизовать ресурсы и добиться быстрого роста экономики. Однако коллективизация привязала крестьян к земле, а рабочих – к коммунам, разом покончив с расцветом свободного предпринимательства в городах и сельской местности.
Высокие темпы экономического роста сыграли с Мао Цзэдуном злую шутку: ему показалось, что можно форсировать развитие, в ускоренном темпе добиться еще больших успехов. Был выдвинут лозунг: Напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу «больше, быстрее, лучше, экономнее».
Большой скачок
В мае 1958 г. состоялась 2 сессия VIII съезда КПК, на которой было принято решение совершить «Большой скачок». Как сказал Мао: «Скачок есть самый основной закон развития вещей и явлений, а эволюция — второстепенный закон».
Смысл «Большого скачка» заключался в одновременном ускоренном развитии сельского хозяйства и тяжелой промышленности. При этом следовало развивать не только крупные, но и средние, и мелкие производства. Борьба за рост выплавки чугуна и стали приобрела анекдотичный характер: фабричные рабочие, школьные учителя, полеводческие бригады в деревне – все превратились в сталеваров.
Даже в страду крестьяне плавили чугун в дворовых доменных печах, пока зерно гнило на полях. Немудрено, что по большей части эта сталь оказывалась непригодна для использования. Но главное в том, что кустарное производство стали привело к абсолютно неверному использованию рабочей силы. В недавнем исследовании говорится, что отвлечение ресурсов от земледелия стало основной причиной сокращения производства зерновых в 1958–1961 годах (Нин Ван, Рональд Коуз. Как Китай стал капиталистическим).
Свою роль сыграла и практика самообмана: китайское руководство поверило в выдающиеся успехи сельского хозяйства, которых на самом деле не было. В 1959 г. Мао Цзэдун сообщил, что производство зерновых в Китае составило 375 млн. тонн, когда в действительности не более 250 млн тонн (по другим источникам не более 175 млн тонн).
Изъятие сельхозпродукции у крестьян производилось на основе этих ложных данных, что неминуемо привело к голоду. По данным, приведенным американо-китайским изданием The Epoch Times со ссылкой на китайские источники, примерно 45 миллионов китайцев погибли от голода между 1958 и 1962 годами.
Провал «Большого скачка» подорвал авторитет Мао Цзэдуна. Ему даже пришлось покинуть пост Председателя КНР, уступив его ЛЮ Шаоци (был вторым человеком в партии и считался наследником Мао Цзэдуна. Репрессирован в годы Культурной революции - прим. Ж. А).
Лю Шаоци совместно с Дэн Сяопином удалось устранить наиболее серьезные перекосы в экономическом развитии, для чего пришлось восстановить мелкотоварное производство.
Мао Цзэдун отыграет утерянные позиции, устроив «Культурную революцию».
Культурная революция
У Мао Цзэдуна не было единодушной поддержки среди руководства КПК в проведении политики «Большого скачка». Помимо Лю Шаоци и Дэн Сяопина, против авантюры выступал и ЧЭНЬ Юнь, в пятидесятые годы занимавший пост заместителя председателя ЦК КПК, и маршал ПЭН Дэхуай, в те годы министр обороны и заместитель премьера Госсовета КНР.
Провал «Большого скачка» подрывал авторитет Мао Цзэдуна в партии и в стране. И чтобы восстановить утраченные позиции «великий кормчий» решил расправиться со всеми несогласными, начав «Культурную революцию».
«Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя» (Постановление ЦК КПК о великой пролетарской культурной революции).
Мао Цзэдуну, мобилизовавшему в качестве своих сторонников молодежь, получивших название «хунвэйбины», удалось расправится с оппозицией в высших эшелонах власти. Но Мао не остановился на этом – гонениям подверглась интеллигенция, общественные организации, система образования и культуры. Стала реализовываться политика изоляционизма.
Как пишут Нин Ван и Рональд Коуз, в стране была ликвидирована самая просвещенная часть общества. Вследствие этого самоубийственного шага Китай утратил связь со своими культурными корнями, а также лишился доступа к последним достижениям науки и техники. Под знаменем всеведущей идеологии социалистическое государство проникло в жизнь общества настолько глубоко, насколько это не удавалось ни одному китайскому правителю.
Конфуцианский моральный кодекс и традиционный общественный порядок оказались дискредитированы, и у китайцев не осталось практически ничего, чтобы противостоять давлению со стороны государства, – ни внешних общественных факторов, ни внутренней моральной дисциплины.
Реформаторам, пришедшим к власти в конце 1978 г., досталось тяжелое наследие. Им предстояло осуществить нелегкий выбор из множества альтернатив дальнейшего пути развития Китая. Об этом мы поговорим в следующем историко-экономическом очерке.
Фото: myhistori.ru