Как под фундамент СССР была заложена мина замедленного действия, которая взорвалась в 1990 году и привела к краху СССР в 1991-м
Экономический обозреватель Жарас АХМЕТОВ продолжает цикл статей, посвященных модернизации экономики. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию следующую часть его рассказа об экономических реформах в Советском Союзе.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25.
Топтание на месте
Перемены пришли, а жизнь советских людей так и не улучшилась. В аналитическом обзоре Госбанка СССР «Денежное обращение в 1961 – 1987 годах» отмечалось: «Покупательная способность рубля снизилась. Индекс цен государственной и кооперативной торговли в 1987 году составил к 1985 году 103,5%. Продолжался рост цен на сельскохозяйственные продукты на колхозных рынках: в 1987 году они повысились против 1985 года на 9%. Усиление напряженности в денежном обращении вызвано тем, что расходы государства превышали реально имеющиеся ресурсы».
Рост цен сопровождался и ростом дефицита товаров народного потребления, о чем говорится в уже цитированном обзоре Госбанка СССР. «Такое положение имело место в условиях продолжающегося снижения запасов товаров в рознице, опте и промышленности: за два года запасы снизились на 13,5 млрд. рублей, в том числе за 1987 год – на 6,1 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 1988 года остатки товаров в розничной торговой сети были ниже норматива на 7,9 млрд. рублей, что соответствует 10 дням торговли. Поставка товаров в торговую сеть в 1987 году была ниже плана на 17 млрд. рублей. Поступление товаров легкой промышленности в 1987 году сократилось против 1986 года на 3 млрд. рублей в связи с уменьшением импорта этих изделий. Дефицит этих изделий резко обострился. Качество ряда товаров народного потребления остается низким. Серьезные недостатки имеются в организации торговли».
Снижение качества жизни еще не приняло катастрофический характер, но уже вызывало глухое раздражение у населения. Недовольство усиливала антиалкогольная кампания, приведшая к резкому сокращению предложения алкогольной продукции: в 1986 г. по отношению к 1985 оборот водки сокращается на 38%, а вина на 51%. Как шутил Парфенов в своем цикле «Намедни»: «Так резко бросить пить нельзя и под угрозой расстрела». Выпавшие из торговли вино-водочные изделия замещались суррогатами и самогоноварением.
О Михаиле ГОРБАЧЕВЕ, как о лидере, который приносит несчастья, стали полушепотом говорить после двух страшных катастроф: аварии на Чернобыльской АЭС и гибели теплохода «Адмирал Нахимов». И это были не последние трагедии, произошедшие в годы его правления.
Надо было что-то делать.
Как бы углубление реформ
В этих обстоятельствах Горбачев пошел, как ему казалось, на решительные меры по демонтажу системы директивного планирования и развитию частной инициативы - были приняты законы: «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации», «Об индивидуальной трудовой деятельности».
На самом же деле, это был решительный шаг к развалу СССР.
Если говорить о законе «О государственном предприятии (объединении)», то он, расширив права предприятия и трудового коллектива, в принципе, не отменил систему директивного планирования, сохранявшей свое значение благодаря государственному заказу, государственному регулированию ценами и централизованному распределению ресурсов.
Но при этом он самым серьезным образом подорвал могущество КПСС.
Надо помнить, что власть КПСС основывалась на том, что все ключевые кадровые решения принимались только с ее ведома и разрешения. Еще в 20-е годы была разработана номенклатура должностей, назначения на которые происходили лишь с согласия соответствующего комитета партии.
Но согласно новому закону первых руководителей предприятий теперь выбирали на конференциях трудовых коллективов, то есть значительная часть номенклатуры ушла из-под влияния КПСС.
Проблема не в том, что власть КПСС уменьшилась. Проблема в том, что образовался вакуум власти – руководители предприятий оказались практически вне влияния как вышестоящих хозяйственных органов управления, так и партийных организаций.
«Раньше наше министерство отвечало за поставки продукции потребителям. А другие министерства отвечали за поставки сырья, материалов и оборудования нашим заводам. Министерства и сейчас за это отвечают. Но раньше, отвечая за поставки продукции, министерства имели права. Они формировали планы предприятий и контролировали их выполнение. А теперь ситуация такая: обязанности у министерств остались, а права исчезли... Мы влияем на предприятия силой своего бывшего авторитета. Мы говорим, что надо сделать то-то и то-то. Они морщатся, возражают, но иногда все-таки делают. Пока делают» (из интервью с первым заместителем начальника главка Миннефтехимпрома СССР, цитируется по Д.Б. КУВАЛИНУ «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния»).
Оценку реформе на заседании «Делового клуба «Правды» в 1989 г. дал С.О. ДЖАНДОСОВ, председатель Госкомитета по труду КазССР: «Сделав своей целью выполнение и перевыполнение планов в рублях, мы печемся не о результатах труда и удовлетворении потребностей, а о рапорте и связанных с ним материальных и моральных поощрениях. Особенно уродливые и опасные формы принимает этот процесс в погоне за ростом прибыли. Так в промышленности республики за 9 месяцев 1989 г. при темпах роста объемов производства на 102,7% и производительности труда на 103,4% план по прибыли выполнен на 104%. Тем самым обеспечена база необоснованного роста заработной платы» (цитируется по Д.В. ВАЛОВОЙ «От застоя к развалу»).
Иначе говоря, рост заработной платы не соответствовал росту производительности труда и основных фондов, что вело к росту необеспеченной товарами денежной массы. А это разрушало финансовую систему страны.
Расшатанные финансы и крах страны
Непоследовательные и полные внутренних противоречий реформы отрицательно сказывались на финансовой системе страны.
В аналитической справке Госбанка СССР «О состоянии денежного обращения» от 16 февраля 1989 г. указывалось: «Общий дефицит финансовых ресурсов на двенадцатую пятилетку определялся в 127 млрд. рублей, недостающие средства предполагалось изыскать в ходе составления и исполнения годовых планов и бюджетов. В действительности финансовый разрыв увеличился. За три года текущей пятилетки доходы государства сократились против пятилетнего плана на 31 млрд. рублей, а расходы возросли на 36 млрд. рублей. Дефицит острейшим образом проявляется во всех сферах экономики, растут долги государства, и прежде всего долги своему населению. Это неизбежно предопределяет ухудшение состояния денежного обращения». И далее: «Размер неудовлетворенного платежеспособного спроса населения определяется в сумме более 70 млрд. рублей, из них примерно 35 млрд. рублей население носит в карманах – на случай появления в продаже нужной вещи, около 35 млрд. рублей держит на вкладах».
Денежный навес сделал неизбежной открытую инфляцию.
В докладе Госкомстата СССР «Анализ инфляционных процессов в СССР» от 24 ноября 1989 г. сообщалось: «За 1986–1988 годы рост средних цен на продукцию, реализуемую государственной торговлей, потребительской кооперацией и на колхозном рынке (без учета изменений цен на товары, производимые кооперативами и в порядке индивидуальной трудовой деятельности), составил 107,2%, в том числе на продовольственные товары – 111,7%, непродовольственные – 103,2%. Наиболее существенно возросли средние цены на колбасные изделия (на 18,5%), консервы мясные (13,9%), картофель (22,8%), овощи (11,6%), хлеб и хлебобулочные изделия (22,3%), алкогольные напитки (46,5%). По непродовольственным товарам наиболее высокий рост цен имел место на одежду и белье (13,8%), холодильники и морозильники (10%), телевизоры (7,8%), шерстяные ткани (8,7%), автомобили (7,2%)».
К 1989 г. сложился целый ряд неблагоприятных факторов: ослабление власти КПСС и потеря управляемости политическими и экономическими процессами, взрывной рост межнациональных проблем, топтание экономики на месте, сопровождающееся товарным голодом и инфляцией.
Набор этих факторов делал СССР нежизнеспособным.