На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
(Продолжение. Начало см. здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь,
здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь).
В начале этого года на торжественной церемонии, в которой принял участие Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ, текущий 2020 год был объявлен годом Абая, а в мае президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал указ о праздновании 175- летнего юбилея Абая. "Хабар" передал, что запланировано более 500 мероприятий, многие из которых - международного уровня. На проведение этих мероприятий в бюджете было предусмотрено 3 миллиарда тенге.
Ох уж эти "мероприятия"! Обычно это конференция, семинар, тожественное собрание, конкурс чтецов, назвать их можно как угодно, важно собрать людей в одном месте, поговорить и затем отчитаться. После отчета у организаторов останется неплохой навар в кармане, а у участников - воспоминания о халявной поездке, пятизвездочной гостинице и сытном обеде, а также ненужный хлам в виде раздаточного материала, каких-то ручек, папок с символикой и какого-нибудь ужасного сувенира.
"Благодаря" Covid-19 многие из этих "мероприятий" не состоялись. И, может быть, из-за этого в глаза бросились неофициальные, так сказать, реакции на юбилей: статьи в различных газетах и на порталах, посты, твиты и статусы в соцсетях, где либо Абая обвиняли в пособничестве русским колониальным властям, либо идеологов советской поры - в фальсификации творчества поэта с целью принизить казахов и возвысить русских.
Почему фигура Абая так важна, почему подобные публикации вызывают такой взрыв полемики?
Есть народы-воины, народы-трудяги, народы-торговцы. Казахский народ - народ-поэт. Народ, отстоявший огромную территорию, сохранивший государственность, доказавший ее состоятельность в окружении империй, но при этом народ, который выше всего ценит не силу оружия, власти или денег, а силу слова.
Өнер алды қызыл тіл – вершина искусств – искусная речь.
Народ, в котором трудно найти человека, не писавшего в 16 лет стихи, народ, основным видом искусства которого до сих пор являются айтыс — состязания поэтов-импровизаторов. Сейчас, проходя мимо группы студенческого вида молодежи, можно услышать, что кто-то из них читает стихи, а за праздничным дастарханом наши аға и апа обязательно цитируют любимых поэтов, что достаточно сложно представить в некоторых других странах.
Кайрат РЫСКУЛБЕКОВ, герой декабрьских событий 1986 года, приговоренный к высшей мере наказания - смертной казни, которая была затем заменена двадцатью годами лишения свободы, из камеры Семипалатинской тюрьмы, в которой его все же убили, писал стихи:
Күнәдан таза басым бар,
Жиырма бірде жасым бар,
Қасқалдақтай қаным бар,
Бозторғайдай жаным бар.
Алам десең, алыңдар.
Қайрат деген атым бар,
Қазақ деген затым бар,
Еркек тоқты құрбандық.
Атам десең атыңдар!
(Я не сделал ничего плохого,
Пожалейте парня молодого,
Не хочу в тюрьме я умирать,
Вы решили жизнь мою забрать?
Так возьмите, раз решили взять!
Имя моё - Кайрат,
Сущность моя - казах,
Для юноши - лучший исход
Погибнуть за свой народ,
Так стреляйте, раз решили убивать!)
Простой первокурсник строительного института, сын народа-поэта.
И вот Абая, по определению Ахмеда БАЙТҰРСУНОВА, Главного поэта казахов, (Қазақтың бас ақыны Абай), строки которого сопровождают казаха от рождения:
Туғанда дүние есігін ашады өлең,
Өлеңмен жер қойнына кірер денең.
(Песня жизни двери откроет тебе при рождении,
С песней вместе уйдет твое тело при погребении),
и после смерти редко на каком поминальном асе не прозвучат его строки:
Адамзат – бүгін адам, ертең топырақ,
(человек – сегодня человек, завтра - земля,
Бүгінгі өмір жарқылдап алдар бірақ.
но жизнь сегодняшняя блеском обманет тебя,
Ертең өзі қайдасың, білемісің,
где окажешься завтра, не знаешь,
Өлмек үшін туғансың, ойла, шырақ.
ты смертным рожден, понимаешь?),
человека, строки стихов которого и высказывания, как, например: қазақтың өлгенінің жаманы жоқ, тірісінің жамандаудан аманы жоқ (у казахов среди мертвых нет плохих, среди живых хулы никто не избежал), превратились в народные пословицы и поговорки, пытаются сейчас либо представить коллаборантом, либо поставить под сомнение авторство его стихов, либо даже само его существование.
Людям, считающим Абая оружием казахофобов за то, что он призывал перенимать русскую культуру и изучать русский язык, и недоумевающим, "почему Абай не обличал царизм, который дискриминировал и репрессировал казахов?", я адресовал следующие саркастические строки:
Орысты жақсы көргені үшін,
Абайды жек көріп кеткен ағайын,
Ақылдарыңнан айналайын!
Каким же недалеким надо быть, чтобы не учитывать исторический контекст, время, в которое пришлось жить и творить нашему великому всему, и не понимать такой простой вещи, что Абай призывал учить русский язык, но не призывал забывать свой родной, казахский.
Когда очернением Абая занимаются негодяи для того, чтобы прославиться, повысить свою узнаваемость-продаваемость, это я как-то еще могу понять (но не простить), а в остальных случаях - извините, нет.
(Продолжение следует).
Фото: vechastana.kz.