На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
(Продолжение. Начало см. здесь, здесь, здесь, здесь и здесь).
В предыдущей статье я рассказал о системе казахских родов и для того, чтобы закончить эту тему и перейти к системе казахских родственных отношений, нам нужно поговорить о жузах.
Для меня лично жузовская система, в отношении времени возникновения которой, кстати, у историков нет единого мнения, представляется военной структурой, созданной гениальным полководцем. Кто был этот великий полководец, этот хан, объединивший все народы, проживающие в войлочных юртах, и разделивший их для своих завоевательных походов на три жуза-фронта, для меня совершенно очевидно, но это моя дилетантская, романтическая версия и вера, и чтобы не дразнить профессиональных историков, я не буду называть его имени. Действительно, казахские рода имели свою форму (керейтымақ отличался от наймантымақ, впрочем, как и седла), тамгу на знамени и свой боевой клич – ұран. Ну, чем не войсковые подразделения?! В каждом фронте-жузе есть тайпа - армии, которые, в свою очередь, делятся на дивизии - ру, бригады - ата, полки – сүйек и т.д. А когда аксакал непосредственно из вашего рода дает указание – это как приказ старшины.
Итак, жузы. Классическая поговорка о жузах, знание которой если не необходимо, то очень желательно:
– Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой (Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот);
– Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой (Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу);
– Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой (Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву).
В мирной жизни это три отряда облавной охоты, когда загонщики делятся на левое, правое крыло и центр, а в военное время три - фронта, состоящие из военных подразделений, сформированных по единственно возможному в то время принципу - принципу родовой принадлежности. Метод притворного отступления центром и флангового обхвата - все это оттуда, но я хочу поговорить о числе три.
Каждый внутренне строит для себя какую-то систему, которая позволит ему легко запомнить нужный материал, я предлагаю вам запоминать некоторые вещи, связывая их с числом три.
Символикой этого числа пропитано все в казахской культуре. В юрте три зоны: правая женская (оңжақ); левая мужская (солжақ) и центральная - төр, который ориентирован на запад,(дверь юрты, соответственно, всегда обращена на восток). Три кошмы на полу кладутся в каждой зоне образуя букву П, и три ковра (түскиіз) висят над ними. В центре юрты три очажных камня север-юг-запад, их расположение не менялось в течение тысячелетий, так было у скифов, гуннов, саков, так сейчас у казахов. Но это я для рифмы, а если серьезно, то очажных камней сейчас в юртах нет, а под купольным отверстием (түндік) твердо стоят на четырех ножках стандартные печки-буржуйки, сваренные в Китае из листового металла, а вместо трех ағашадалбақан с тремя ответвлениями поблескивают никелем офисные вешалки, тоже китайские. Ну, да ладно, продолжим запоминать исторические сведения, связывая их с числом три и… улицами Алматы.
В трех жузах - три главных бия.
Давайте прогуляемся, идти советую по Абылай хана от Толе би вниз.
Төле би – Старший жуз (1663 - 1756) – рода дулат, верховный би трех жузов. Советник Абылайхана, один из организаторов отпора джунгарскому нашествию. Притча про прутики и веник – это рассказ его отца Әлібека молодому Төле. Похоронен в Ташкенте.
Қазыбек би – Средний жуз (1665-1755) Қаздауысты (гусиноголосый) Қазыбек - арғын рода Қаракесек*. Автор знаменитых слов, адресованных калмыцкому контайши Цэвен Рабдану:
"Біз қазақ деген мал баққан елміз,
(Мы казахи пастушеский народ,
Бірақ ешкімге соқтықпай жай жатқан елміз.
Но никем не побежденный спокойный народ.
Елімізден құт-береке қашпасын деп,
Чтобы Родину благоденствие не покидало,
Жеріміздің шетін жау баспасын деп,
Для защиты окраин земель от врагов,
Найзаға үкі таққан елміз.
Копья украшаем мы перьями филина.
Ешбір дұшпан басынбаған елміз,
Никаким врагом не были мы завоеваны,
Басымыздан сөз асырмаған елміз.
Никому не позволяли мы себя оскорбить.
Досымызды сақтай білген елміз,
Мы народ, умеющий хранить друзей,
Дәм-тұзды ақтай білген елмiз".
Умеющий отблагодарить за хлеб-соль)
Айтеке би – Младший жуз (1669-1700) – из родоплеменного объединения Әлімұлы – род Төртқара. Потомок Оразқажы - советника Амира Тимура. Верховным бием Младшего жуза стал в возрасте 25 лет. Похоронен в Навоийской области Узбекистана.
После идет ул. Гоголя, но это уже другая история…
Переходим к батырам, но здесь посложнее. Ведь в казахском народе было много батыров, казахи даже в шутку говорят: "Бізде батыр көп – екі үйден үш батыр шығады" и, конечно, в увековечивании батыров есть конъюнктурный элемент. Если говорить о батырах древности, то это те, о которых сложены так называемые богатырские эпосы – батырлар жыры, также назовем трех: Қобланды, Алпамыс и Ер Тарғын**. А те батыры, имена которых у нас сейчас на слуху, это герои Среднего жуза, на который выпала основная тяжесть борьбы с джунгарским нашествием.
По знакомой нам уже системе начнем с бывшей алматинской улицы Калинина.
Итак:
Қабанбай батыр (1692-1770) – Қаракерей Қабаңбай не керей. Он из родоплеменного объединения Найман (Средний жуз), в котором есть род называющийся қаракерей.
Қарасай батыр (1598-1671) батыр из известного рода шапрашты (Старший жуз), имя которого стало их боевым кличем.
Бөгенбай батыр (1680-1774) – Қанжығалы Бөгенбай – арғын (Средний жуз) военачальник Абылайхана, полководец, выигравший войны с калмыками и джунгарами.
И конечно, нельзя не сказать про наших Әлию и Мәншүк – единственных из женщин представительниц народов Востока, удостоенных звания Героя Советского Союза в Великой Отечественной войны, к известным именам которых логично добавляется третье имя – Хиуаз (Хиуаз Каировна ДОСПАНОВА – летчица, штурман-стрелок полка "ночных ведьм", народный герой Казахстана), именем которой в марте этого года назван аэропорт в Атырау.
В дальнейшем мы еще поговорим о тройках, как например о трех группах казахских родственников - өз жұрт-қайын жұрт-нағашы жұрт и других...
***
* - Қазыбек би из рода қаракесек относящегося к арғынам Среднего жуза. Однако и в Младшем жузе есть род қаракесек, относящийся к родоплеменному объединению Әлімұлы. По преданию, такое разделение произошло в результате ссоры двух родных братьев, младший из которых, вспылив, перевернул казан, с варящимся мясом (деталь, придающая достоверность преданию), откочевал на Запад, и сейчас его потомки входят в состав Младшего жуза.
** - Во избежание ненужной дискуссии отметим, что многие исторические личности относятся к тем временам, когда казахи, ногайцы, каракалпаки были единым народом.
(Продолжение следует).