На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
(Продолжение. Начало см. здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь).
Можете ли вы назвать самый распространенный обычай или традицию казахского народа? Я могу – это қонақ күту – прием гостей.
Действительно, многие обычаи и традиции от начала жизни:
- шілдехана, қалжа, қырқынан шығару, тұсау кесу, сүндет той, тілашар;
в течение ее:
- даже перечислять не буду;
и до самого ее конца:
- қонақасы, асы, қырқын беру, жылдық асы, шек, құдайы, көңілшәй и т.д.,
подразумевают под собой тривиальное застолье для друзей и родственников, проходящее по вышеперечисленным сценариям. Иначе говоря, казахское застолье - это культурный феномен, который можно сравнить с сопровождающими нас всю жизнь двухактными пьесами (с антрактом перед чаем), в которых меняются только сцены, (раньше залы квартир, сейчас кафе и рестораны) и актеры.
Казахский прием гостей – это в первую очередь уважение, общение, красноречие, поэзия и, конечно, пение. Обязательно благословение и пожелания каждому из присутствующих.
Если театр начинается с вешалки, то қонақ күту начинается с приветствий. Здороваются неспешно, обстоятельно и сердечно. С вниманием к человеку, при необходимости упоминая его радости или горести, в которых приветствующий не присутствовал лично, но считает своим долгом обязательно упомянуть их в знак внимания к личности собеседника.
Мгновенно, как бы сама собой, выстраивается иерархия застолья, в которой учитывается огромное множество факторов, но фактор возраста все же является решающим. Лидер компании в возрастном плане – үлкен - очевиден, его-то и сажают на төр, ему представляют право первого голоса и заключительное бата.
Иначе говоря, есть порядок, но есть и простор для импровизации – каждый может проявить себя. Однако, внимание, в соответствующий момент. А то если каждый начнет проявлять себя, когда захочет, что это будет за застолье? Бардак и хаос!
Поэтому, если вы начали говорить, но присутствующие проигнорировали начало вашего спича, а внимают другому спикеру, который, может, и говорит банальности, вы должны понимать - сейчас его выход. И не надо думать, что иерархия всех участников выстраивается только по возрасту и ваш талант, амбициозность, умение говорить и, самое обидное, наличие того, что сказать, не будут замечены из-за вашей молодости. Нет, не так. Всем, даже самым тихим и застенчивым участникам будет представлена возможность проявить себя, никого не оставят без внимания, выслушают и одобрительно зашумят после того, как он промямлил что-то. Вам тоже обязательно будет предоставлена возможность проявить себя, но в свое время и, если в этот момент вы проявите себя должным образом, ваш рейтинг в дальнейшем будет значительно выше. Проявите себя блистательно – будете вторым после үлкен.
За столом никогда не говорятся сальности, недвусмысленные шуточки, в целом мало импровизации, а если и есть экспромт, то он обычно должен быть тщательно подготовлен и обкатан на других застольях.
Теперь представьте, какую муку испытывают шала, не знающие языка постановки, классического ее сценария, основных сценических приемов, законов драматургии жанра и условностей, но вынужденные по жизни участвовать в этих пьесах. Из-за незнания для них қонақ - не более чем коллективное поедание бешбармака, с бестолковой процедурой перемещения всех гостей для того, чтобы в начале застолья освободить место во главе стола почетному ағашке, который умудрился прийти позже всех, и рассовыванием по пакетам сарқыт, когда мамы долларовых миллионеров торопятся взять со стола увесистый кусок мяса.
Однако критично настроенные шала, в какой-то момент попав в ситуацию, когда они сами должны қонақ күту и быть ответственными за атмосферу в течение вечера, бывают неприятно поражены тем, что, как выясняется, ничего не делается само собой, и у них в результате вольной европейской рассадки без перемещения гостей во главе стола оказалась воинствующая феминистка с откровенным декольте, а разговор за столом принял абсолютно не соответствующую моменту фривольную тональность. В результате не были должным образом озвучены слова, ради которых и были приглашены присутствующие, все прошло скомканно. Как в Европе, мы, оказывается, еще не готовы, также не совсем согласны мы и с простым русским: "Ну, будем, что ли?!", а по-казахски - не знаем как.…
Надо учиться!
И в заключение одна байка.
Приехал сын на малую родину покойного отца-писателя. Земляки накрыли щедрый дастархан, собрались все уважаемые люди края. Застолье было неспешным, сердечным, аксакалы вспоминали добрым словом его отца, говорили благопожелания всему его роду, династии, семье и непосредственно сыну. В середине застолья малость захмелевший потомок знаменитого отца, расчувствовавшись, вскричал: "Алаверды, а можно я скажу инициативный, так сказать?"
Конечно, можно, айналайын, пожалуйста, слово тебе, говори. Все доброжелательно приготовились внимать ответному спичу.
Наш герой встал и, победно сверкнув стеклами очков, произнес: "А давайте выпьем за мою Свету, она у меня такой живчик!"
(Продолжение следует).