На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
(Продолжение. Начало см. здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь).
Итак:
Выдав недругам тайну, подвели меня мои родичи,
Капнув в рот мне воды, воскресили меня тоже вы,
Хоть пинаю я вас, на почетное место меня вы сажаете,
Хоть до смерти вы обижаетесь, но смерти мне не желаете.
В прошлом, восьмом, выпуске мы рассказали о своих родственниках - ағайын, людях своего рода – өз жұрт, тех самых, которые на самом деле нужны, только когда ты родишься и когда умрёшь - ағайын бір өліде, бір тіріде керек, но лучше которых не найдешь - ырылдарсың, қаппассың, менен жақсы таппассың (зарычишь, не куснешь – лучше меня не найдешь) и дали домашнее задание. Я его выполнил так.
А сегодня мы с вами поговорим о второй ветви казахских родственников - қайын жұрт (родне жены\мужа), тех самых, которым берсең жағасың, бермесең қып-қызыл бәлеге қаласың (дашь – ты хорош, не дашь – в немилость попадешь)
Оговорюсь: бытует мнение, что у женщины не может быть қайын жұрт. Мол, после того, как она вышла замуж, род мужа становится ее родом, а люди своего рода переходят для нее в разряд төркін. Однако в языке это не прослеживается, ведь для женщины братья мужа (по-русски девери) точно так же, как и для него ее братья (шурины), называются: старшие – қайынаға, а младшие – қайыніні.
Нужно отметить, что исторически, зятя родные его жены воспринимали как человека, который, уплатив калым, забрал их дочь или сестру в качестве служанки, работницы, еще и производящей детей для их рода, и обращаться с ним нужно было соответственно, т.е. использовать его по полной - күйеудің атымен күл тасы - хотя бы в эти короткие моменты его пребывания в гостях у қайын жұрт. Поэтому сажали күйеу на противоположное от төра место, права на баранью голову в начале застолья и на бата в конце его он не имел, будучи даже самым старшим среди присутствующих. Над ним можно и нужно было подшучивать, забирать у него понравившиеся вещи - в общем, хоть в этот короткий период его пребывания у қайын жұрт отыграться на нем.
Изменившие социально-экономические условия поменяли многие казахские установки. Конечно, повсеместно сажать на төр и разрешать давать бата зятьям еще не стали, но общее отношение поменялось диаметрально.
Сейчас молодой зять у своих қайын жұрт видит тот почет и уважение, которые ему в своей семье и не снились. Свои им помыкают, заставляют выполнять поручения, никого не волнует, устал ли он, голоден ли, поскольку он их сын или младший брат, которого они недавно женили, а потому должен отрабатывать.
А у родственников жены он окружен теплым участием, у него заботливо справляются, не устал ли он, что будет есть, стараются угодить. Если родственники жены приехали в гости, то ведут себя максимально деликатно, стараются не обременить зятя. В отличие опять же от его родных, которые принимают всё как должное, ведут себя бесцеремонно и все равно зачастую остаются недовольными.
Поэтому сейчас часто и возникают ситуации, когда молодой человек больше времени проводит со своими қайын жұрт, становится частью семьи жены, забывая о своих родственниках.
Сейчас забываются многие из обычаев. Например, такой прелестный, как ат тергеу – обычай, по которому невестка не имеет права называть своих новых родственников по именам, а обязана сама им придумать ласковые имена. Действительно, если подумать, как совместить табу на произнесение имени отца мужа, когда невестка, взяв фамилию мужа, основанную на имени его отца или деда, вынуждена по много раз в день произносить это имя, однако сам обычай очень хорош, и его не стоит забывать.
Отходит в прошлое обычай сәлем салу, не во всех семьях вновь поступившие невестки книксеном приветствуют родню мужа. Мне рассказывали анекдотичный случай, когда жетысайская невестка отдала сәлем кокшеутаускому ата, а тот, не поняв, что происходит, точно так же поклонился ей в ответ.
Однако, как бы то ни было, забывать о том, что өз жұрт – это свой род, а қайын жұрт – это род жены, не стоит, ведь это так же незыблемо как то, что солнце встает на востоке, а заходит на западе.
(Продолжение следует).
Рисунок Ерсултана Бегалы.