«Черное золото» Независимости. Год 2012
Автор Ratel.kz Олег ЧЕРВИНСКИЙ изучил, как в Казахстане развивалась добыча нефти за 25 лет независимости. Сегодня мы публикуем хронику событий 2012 года.
Предыдущие материалы: 1991 год, 1992 год, 1993 год, 1994 год, 1995 год, 1996 год, 1997 год. 1998 год, 1999 год, 2000 год. 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год, 2011 год.
* Курс – на модернизацию
* Тенгиз расширят
* Каспий без инвесторов
* Отставка Калмурзаева
* Парад суперкаров в Париже
Курс – на модернизацию
27 января президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ выступает с ежегодным Посланием народу Казахстана. Оно называется «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», и по словам главы государства, подобная модернизация – «главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии».
Он объявляет «о старте новых грандиозных проектов в сфере высокого передела наших сырьевых ресурсов и инфраструктуры, которая будет обслуживать этот передел». Четыре из шести проектов непосредственно касаются сферы нефти и газа.
Правительству поручено «обеспечить создание комплекса глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ стоимостью 1,7 миллиарда долларов, что увеличит выпуск бензина почти в 3 раза – до 1,7 миллиона тонн, а дизтоплива – до 1,4 миллиона тонн, и позволит обеспечить Казахстан этими видами топлива».
Второе поручение – завершить проектирование и приступить к строительству газоперерабатывающего завода мощностью 5 млрд кубометров в год на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении.
Одновременно – и это третий приоритет – необходимо приступить к строительству газопроводной системы, которая обеспечит газификацию центрального региона страны, включая столицу. «Это капиталоемкая, важная работа, но мы должны это сделать, чтобы уйти от зависимости по газу. Мы, страна, производящая нефть и газ, и мы обязаны газифицировать наше государство, сколько бы нам этого не стоило», – подчеркивает глава государства.
«КазМунайГаз» оценивает стоимость строительства ГПЗ на Карачаганаке в 3,7 млрд долларов. И объявляет, что завод будет построен в два этапа: первая очередь – в 2014-2018 годы, вторая – в 2018-2022 годы. Основными выпускаемыми продуктами будут товарный газ, конденсат, сера. Это позволит Карачаганакскому консорциуму (в котором в конце 2011 года Казахстан получил 10%-ную долю) диверсифицировать рынки сбыта, и помимо России, отправлять продукцию и на внутренний рынок.
И, наконец, в качестве четвертого приоритета президент поручает правительству обеспечить вывод на проектную мощность Атырауского газохимического комплекса стоимостью 6,3 млрд долларов, что предполагает ежегодный выпуск 500 тысяч тонн пропилена и 800 тысяч тонн полиэтилена.
«Вношу предложение правительству и парламенту пересмотреть бюджет, чтобы выделить необходимые средства для реализации вышеназванных проектов, – говорит президент. – Нам придется позаимствовать кредиты у Национального фонда на осуществление проектов. Я считаю, что это правильно. Эти деньги будем вкладывать в собственную экономику. Все эти проекты совершенно изменят облик нашей экономики, нашей страны».
Тенгиз расширят
СП «Тенгизшевройл» разрабатывает новую технологическую схему Проекта будущего расширения (ПБР) на Тенгизе. Предыдущая не была одобрена правительством, которое выразило несогласие с ценой проекта и его параметрами. «Для нас главное – ответ на вопрос: что здесь останется, когда «Шеврон» уйдет?», – задает вопрос инвесторам глава «Самрук-Казыны» Умирзак ШУКЕЕВ, прилетев на Тенгиз.
Он говорит, что, по расчетам аналитиков фонда, по истечении контракта ТШО в 2033 году, в недрах Тенгиза еще останется не менее 1,1 млрд тонн нефти, которые будет невозможно извлечь из-за упавшего пластового давления.
Новая технологическая схема ПБР, разработанная специалистами ТШО, позволит достичь максимального извлечения нефти и экономической эффективности проекта еще на 87 лет (до 2100 года), в том числе в постконтрактный период. Благодаря реализации ПБР, объем добычи нефти на месторождении, составляющий 25,9 млн тонн, возрастет сразу на 12 млн тонн – до 38 млн тонн в год.
На стройплощадке к югу от действующего завода второго поколения будут возведены такие объекты, как: система нефтесбора ПБР, включая добывающие скважины, замерные установки, сборные коллекторы; система повышения давления (входные сепараторы, насосная установка, компрессорная установка); завод по переработке нефти и подготовке газа для закачки в пласт, системы выработки электроэнергии; компрессорная станция обратной закачки сырого газа в пласт (ЗСГ-2).
Параллельно будет реализован Проект управления устьевым давлением. Давление в пластах Тенгиза неуклонно падает и снизилось с момента начала разработки месторождения вдвое. Объемы добычи продолжают расти, и если не принять срочных мер, давление постепенно упадет еще в два-три раза, что приведет к фактической остановке добычи.
Реализованный ранее Проект закачки сырого газа несколько стабилизировал и остановил темпы падения давления, но этих мер уже недостаточно. Поэтому принято решение о реализации в рамках ПБР проекта управления устьевым давлением скважин. Как заявляет генеральный директор ТШО Тим МИЛЛЕР, этот проект хотя и не направлен непосредственно на расширение производства товарной нефти, но поддержание устьевого давления позволит сохранить уровень нефтедобычи.
Стоимость ПБР становится предметом переговоров с правительством, однако очевидно, что она составит не менее 20 млрд долларов США. В ходе строительства планируется привлечь более 5 тысяч работников, а после завершения пуско-наладочных работ на новых объектах будет создано порядка 500-600 постоянных рабочих мест, большей частью для казахстанцев.
Каспий без инвесторов
Если перспективы крупнейшего нефтегазового месторождения на суше весьма оптимистичные, то с Каспия приходят, в основном, невеселые вести. В течение года сразу три инвестора заявляют об уходе с шельфа, который еще пару лет назад официально именовался «вторым Кувейтом».
Весной французская Total уведомляет Министерство нефти и газа РК, что отказывается от прав на разработку участка «Женис». В сентябре итальянский концерн Eni наносит более чувствительный «укол» властям, официально отказавшись от участка «Шагала», который шел в одном пакете совместных проектов «КазМунайГаза» и Eni по строительству судоверфи на побережье Каспия, газоперерабатывающего завода на Карачаганаке и модернизации Павлодарского НПЗ. И финансирование этих проектов наверняка предполагалось за счет доходов от разработки месторождения Шагала.
Но громче всех хлопает дверью американская ConocoPhillips. В октябре министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ подтверждает, что ConocoPhillips заявила о планируемой продаже 8,4%-ой доли в Кашаганском проекте индийской ONGC Videsh Limited и обратилась за соответствующим разрешением в казахстанский уполномоченный орган.
«Они имеют намерение продать, а кто будет покупатель? Прежде всего, у государства есть право первого отказа, так называемое приоритетное право приобретения, – цитирует г-на Мынбаева Reuters, – есть приоритетное право покупки у действующих остальных акционеров. Если кто-то изъявит желание купить, наверное, купят».
На вопрос журналистов, интересно ли это предложение КМГ, глава нацкомпании Ляззат КИИНОВ (на снимке) отвечает однозначно: «Нам это интересно».
ConocoPhillips выходит не просто из Кашаганского проекта, она вообще уходит с казахстанского рынке, заявив о продаже своей доли и в шельфовом проекте «Н».
Как говорят независимые эксперты, на решение инвесторов повлияло и то, что стоимость разведочных работ на Каспии была заметно недооценена, как минимум, вдвое; и ряд громких неудач в поисковых работах в таких проектах, как Курмангазы, Тюб-Караган, Аташ; и жесткая позиция казахстанских властей по отношению к контрактам по модели СРП.
Инвесторы говорят, что в новом законодательстве о недропользовании серьезно ослаблены юридические гарантии по защите их интересов.
«Заметно выросли политические риски вокруг нефтяных проектов в Казахстане, так как власти политизируют процесс заключения нефтяных контрактов», – говорит источник, комментирующий новации казахстанскому журналу Petroleum.
Отставка Калмурзаева
После продолжительной болезни уходит из жизни Сарыбай КАЛМУРЗАЕВ, человек, долгие годы входивший в ближайший круг президента Назарбаева и занимавший ключевые посты в государственном аппарате. В частности, именно он руководил в 1994-1997 годах приватизацией ключевых объектов государственной собственности, а потом контролировал работу новых собственников в ранге руководителя финансовой полиции.
В 2010 году, будучи управляющим делами главы государства, он неожиданно уходит в отставку и исчезает из поля зрения общественности. Некоторые оппозиционные СМИ сообщают, что верный соратник президента перенес инсульт и проходит курс лечения в Германии и Китае.
Но к концу того же года Калмурзаев неожиданно возвращается на работу в управление делами президента, правда, уже на малозначительную должность управляющего алматинскими резиденциями.
Сарыбай Калмурзаев умирает 27 июля. А уже 13 августа его сын, генеральный директор АО «КазТрансГаз» Нурбол Султан решением совета директоров акционерного общества отправляется в отставку. Новым шефом газотранспортной монополии назначается Серик СУЛТАНГАЛИ, который уже занимал этот пост в 2009-11 годах.
Парад суперкаров в Париже
И еще одна громкая отставка года. По собственному желанию увольняется генеральный директор Атырауского НПЗ Талгат БАЙТАЗИЕВ, руководивший заводом с 2004 года. Новым руководителем предприятия назначается Арман КАЙРДЕНОВ.
Байтазиев, однако, остается в системе «КазМунайГаза» и становится новым руководителем компании Batumi Industrial Holdings Ltd., которая является 100%-но дочерним предприятием АО «КазТрансОйл».
В структуру Batumi Industrial Holdings Ltd входят Батумский нефтяной терминал и Батумский морской порт.
В марте 2015 года тбилисский суд по иску ряда компаний-перевозчиков арестовывает имущество грузинской «дочки» АО «КазТрансОйл» до выяснения обоснованности обвинений в монопольном завышении цен на оказанные услуги по перевалке нефти.
Но к тому времени Байтазиев уже оставляет свой пост в Грузии, причем, как он заявит позже, при отсутствии каких-либо претензий к нему со стороны правоохранительных органов как Грузии, так и Казахстана. «Когда я был руководителем этого предприятия, оно работало стабильно, нефть отгружалась, и взаимоотношения казахстанских и грузинских акционеров были уважительными и рабочими», – так прокомментирует он позже конфликтную ситуацию между администрацией терминала и поставщиками нефти.
Из Грузии Байтазиев уезжает в Молдову, где становится генеральным директором ОАО «Молдавский металлургический комбинат», как он подчеркивает, по личному приглашению президента непризнанной Приднестровской Молдавской республики Евгения ШЕВЧУКА в качестве «кризис-менеджера», а не акционера компании.
Спустя несколько лет в Казахстане вновь вспоминают о Байтазиеве. Но не старшем, а младшем: его сын Михаил выкладывает в соцсетях фотографии своего эксклюзивного автопарка и прочих атрибутов красивой жизни.
Сын бывшего топ-менеджера казахстанской нефтянки, судя по фотографиям, передвигается на Bugatti Veyron, Mercedes-Benz G-Class, Ferrari F12 Bernalietta, Mercedes-Benz CLS 63 AMG. У них общая серия номерных знаков – «KAZ» – с цифрами 1010, 7070, 7007, и, судя по номерам, зарегистрированы они в Германии.
Летом 2015 года Михаил Байтазиев выставляет коллекцию своих тюнингованных суперкаров общей стоимостью свыше 2,1 млн евро возле входа в легендарный парижский пятизвездочный отель Four Seasons Hotel George V Paris.
Шокированные местные журналисты тут же дают этому параду имя «Mansory Madness» (Mansory сумасшествие) – по имени элитного тюнингового ателье Mansory, в котором побывали все автомобили перед выставкой.
Байтазиев-старший в интервью казахстанской прессе на вопрос о происхождении семейных миллионов на покупку суперкаров отвечает просто: «Мой сын Михаил зарабатывает на биржевых торгах и имеет много друзей, среди которых есть и владелец целого гаража дорогих автомобилей, который даёт ему их напрокат».