Как Олжас Сулейменов с Харольдом Бидерманом нефть добывали
На снимке: 1992 год, Россия присоединилась к КТК. Слева направо: министр нефти Султаната Оман С. аль-Шанфари, заместитель председателя правительства РФ В.С.Черномырдин, заместитель премьер-министра - министр энергетики и топливных ресурсов РК К.К.Байкенов.
Автор Ratel.kz Олег ЧЕРВИНСКИЙ изучил, как в Казахстане развивалась добыча нефти за 25 лет независимости. Сегодня мы публикуем хронику событий 1992 года. Предыдущий материал читайте здесь.
Первый год независимости страны нефтянка работает еще по инерции: качалки добывают из недр «черное золото», а мощные насосы закачивают его в практически единственную экспортную артерию – нефтепровод «Атырау-Самара». Однако любое месторождение требует новых скважин, запчастей, реагентов, а на все это нужны деньги. Которых у молодой страны нет. Как нет и возможностей свободно продавать добытую нефть на мировом рынке. Поэтому неудивительно, что с первых дней 1992 года объемы добычи нефти начинают падать, и по итогам года добыча составляет 25,8 млн тонн нефти и конденсата. Падать она будет вплоть до 1996 года, когда государственные добывающие предприятия начнут активно распродаваться в частные руки.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ энергично берется за выстраивание системы управления отраслью. По указу президента в стране создается Министерство энергетики и топливных ресурсов, руководителем которого назначается Кадыр БАЙКЕНОВ. Он машиностроитель по базовому образованию, много лет проработавший на Алматинском заводе тяжелого машиностроения.
В 1987 году тогдашний председатель совета министров советского Казахстана Нурсултан Назарбаев приглашает его в правительство своим заместителем. В сферу ответственности вице-премьера входит промышленность, в том числе тяжелое машиностроение, нефтедобыча и нефтепереработка.
Спустя два года министерство будет реорганизовано, Байкенов уйдет с должности, в прессе его обвинят в том, что он подписал заведомо невыгодное для страны межправительственное соглашение о закупках газа в Узбекистане. Газ тогда был закуплен по 84 доллара за тысячу кубометров при мировой цене в 70 долларов и средней цене по СНГ в 50 долларов, в результате чего государственный долг страны перед соседями составил неподъемные по тем временам 145 миллионов долларов США.
А 20 декабря 1994 года в правительственной газете «Казахстанская правда» выходит информация под заголовком «Уточнение после проверки», в которой говорится: «Как показала проведенная проверка, на указанных документах нет личной подписи бывшего министра энергетики и топливных ресурсов».
Одновременно приводится в порядок система транспортировки нефти. На базе трубопроводных управлений, ранее подчинявшихся Москве, в Казахстане создаются ПО «Южнефтепровод» (его руководителем остается «красный директор» Анатолий КАШИРСКИЙ, работавший в Южном управлении магистральными нефтепроводами с 1977 года, в 1993 его сменил легендарный Тарас Мажитович КАСЫМОВ) и ПО «Магистральные нефтепроводы Казахстана и Центральной Азии», созданное на базе Гурьевского управления магистральными нефтепроводами (должность за собой сохраняет Байкадам ДЖУМАГАЛИЕВ).
Надо срочно решать проблему загрузки нефтеперерабатывающих заводов: раньше они получали сырье с западно-сибирских месторождений. Теперь сырую нефть у России нужно покупать. Заводы на грани остановки. И в мае правительство принимает постановление о начале проектных работ и подготовке ТЭО нефтепровода «Западный Казахстан - Кумколь». С его помощью нефть с мангышлакских и гурьевских месторождений должна прийти на Павлодарский и Шымкентский НПЗ. Министерству энергетики и топливных ресурсов поручено обеспечить завершение строительства и ввод в эксплуатацию нефтепровода ударными темпами, к 1995 году. Правда, неясно, где взять на это деньги.
Северный сосед не только прекращает поставки сырья на казахстанские НПЗ, но и вводит квотирование для нашей нефти в единственной экспортной артерии «Атырау-Самара». Добывая ежегодно больше 20 млн тонн нефти, мы можем поставить в российскую трубу, а следовательно, продать на мировом рынке, не более 6 млн тонн. Каждый год чиновники Минтопэнерго вынуждены летать в Москву и там часами просиживать в правительственных приемных и на многочасовых совещаниях, выпрашивая возможность прокачать лишние пару сотен тысяч тонн нефти. Ведь каждая тонна – это валюта, столь необходимая молодому государству.
Тем временем полным ходом идут переговоры о создании совместного предприятия «Тенгизшевройл» (ТШО), которое должно в считанные годы резко нарастить добычу на месторождениях Тенгиз и Королевское. Однако мало добыть нефть – нужно срочно решать, как ее продать и как транспортировать до покупателя.
Свою помощь предлагает Джон ДОЙС, бизнесмен с американским паспортом, представлявшийся директором зарегистрированной в оффшоре «Оман ойл компани» и одновременно полномочным представителем Султаната Оман. Ранее он прославился тем, что, продавал советскую нефть в ЮАР, находящуюся под американскими санкциями из-за режима апартеида. Видимо, с той поры отношение в Вашингтоне к нему было неоднозначным.
Обладая мандатом советника казахстанского правительства, Дойс успел поучаствовать в переговорах по созданию ТШО, а также организовал для Казахстана жизненно важный кредит из Султаната Оман на 100 миллионов долларов, который был потрачен на закупки продовольствия и спас страну от голода.
Дойс презентует высокопоставленным чиновникам в Алма-Ате проект строительства экспортного нефтепровода от Тенгиза до Новороссийска, и в июле Казахстан и Оман учреждают Каспийский трубопроводный консорциум, чуть позже к проекту присоединяется Россия. Доли поделили так: Казахстан и Россия – по 25%, Оман – 50%, так как он, по договору, обеспечивает стопроцентное финансирование проекта стоимостью 1,2 млрд долларов США.
Джон Дойс был не единственным бизнесменом с сомнительной репутацией, решившим заработать свои миллионы в Казахстане, в мутной воде после распада СССР.
В это же время владелец нескольких хлебопекарен из Калифорнии Харольд БИДЕРМАН от имени своей фирмы «Бидерман Интернешнл» подписывает с ассоциацией «Интеркаспий», возглавляемой популярнейшим поэтом и политиком, вхожим в самые высокие кабинеты власти, Олжасом СУЛЕЙМЕНОВЫМ соглашение о создании СП «Мунай» для разработки перспективного месторождения Кенбай, принадлежащего ПО «Эмбанефть».
СП осталось существовать на бумаге, ни капли нефти на Кенбае добыто не было, что не помешало, однако, господину Бидерману в 1999 году выиграть в Стокгольмском арбитраже иск против Республики Казахстан и взыскать с правительства кругленькую сумму компенсации за упущенную выгоду.
Впрочем, есть примеры и иного плана. В 1992 году правительство привлекает инвестора на разработку уникального месторождения Карачаганак. Открытое в 1979 году, оно является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. Расположено на северо-западе Казахстана, вблизи границы с Россией, и технологическая схема его разработки предусматривала, что добываемое сырье будет в полном объеме поставляться на переработку на Оренбургский газоперерабатывающий завод.
После распада Советского союза «Газпром» предлагает правительству Казахстана совместную разработку месторождения, однако казахстанские власти отказываются, заявив о намерении привлечь в качестве партнеров иностранные компании. В результате международного тендера, в котором участвуют альянсы Eni/BG Group и BP/Statoi, предпочтение отдается первому. В 1992 году правительство начинает переговоры с компаниями Eni и BG Group об условиях Соглашения о разделе продукции по Карачаганаку.
Продолжение следует.