Плетенье чепухи: Депортация народов – тягчайшее преступление

21165 просмотров
0
Герольд БЕЛЬГЕР
Понедельник, 24 Апр 2017, 09:00

Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя

На снимке: Герольд Бельгер.

Продолжение. Читайте часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5часть 6часть 7часть 8часть 9часть 10часть 11часть 12часть 13часть 14часть 15часть 16часть 17часть 18, часть 19, часть 20, часть 21часть 22, часть 23, часть 24часть 25часть 26часть 27часть 28часть 29часть 30.

Читайте также
Плетенье чепухи: Независимость как беспредел обрели лишь казнокрады

Ивану КРЫЛОВУ, баснописцу, говорили: «N – очень умный». Иван Андреевич ответил: «Умный-то умный, да ум у него дурацкий».

И мне говорят о Z: «Он личность!»

Я не спорю. Говорю: «Личность-то личность. Да личность ничтожная».

                                                                            * * *

Такой вот казус: приобрела моя дочь весьма приличные с виду туфли и отправилась в обновке на работу. Едва дошла по московской слякоти до метро, как подошва отклеилась, отлетела.

Оказалось, китайское изделие.

И мне это напомнило далекое.

…Не могу в момент вспомнить, как называлась программа американской помощи в годы войны.

Если не ошибаюсь, в 1943 или 1944 году отца вызвали в район и предложили что-то выбрать из американской помощи. По рассказам отца, жертвовали американцы всякую всячину – одежду, обувь, домашнюю утварь, яичный порошок, тушенку, бобовые консервы, сою, джем, иголки, пуговицы, резинки для трусов, наперсники, костыли, трости, лупы, веера, губные гармошки…

Кто и как делил все эти пожертвования, кому что досталось, я не знаю.

Отцу достались две вещи: набалдашник из слоновой кости и темно-серая жилетка на шелковой подкладке, с кармашками и с дюжиной мелких пуговичек.

Читайте также
Плетенье чепухи: Почему не покупают казахские книжки

Вещички были изящные и прочные. Набалдашник отец приспособил к алюминиевой трубке, получилась легкая трость, которой я пользуюсь с двенадцатилетнего возраста до сих пор. Слоновая кость со временем только пожелтела, потрескалась, крохотный краешек отломился. Прикосновение ладошки к гладкому, отполированному набалдашнику оставляет приятное ощущение.

А жилетку отец носил в торжественных случаях лет сорок, потом передал мне. И я ее ношу и поныне. Считай, она служит нашей семье уже 70 лет!

А ведь, надо полагать, ее до нас наверняка носил и какой-то американец.

Вот это качество! Это тебе не китайский ширпотреб.

* * *

Созвучие слов в тюркских языках издавна вызывает у меня удивление и умиление. Еще в школе, помнится, я завел однажды тетрадку, в которую записывал доступные мне слова-понятия по-казахски, по-киргизски, по-каракалпакски, по-татарски, по-узбекски, по-уйгурски…

Тетрадку эту я так и не исписал: в аульных условиях не было никакой литературы по сопоставительному языкознанию. Став студентом, я получил такую возможность, но расширить тетрадку помешали другие юношеские соблазны.

Читаю глубокое, серьезное исследование давнего знакомого историка Марата СЕМБИ «Память земли тюрко-монгольской» (Тюркский меридиан, Алматы, 2013).

На каждой странице – уйма любопытных, верных и тщательно выверенных сведений,  аж сердце несостоявшегося тюрколога (о чем я некогда мечтал) дрожит.

В одной из своих статьей Марат Семби пространно рассуждает о Шолпан – «третье по яркости светило» (после Солнца и Луны), постоянный и надежный спутник кочевников. Не стану здесь пересказывать филологические и этнографические, исторические изыски дотошного автора. Приведу лишь название «пастушьей звезды» в разных тюркских языках.

Читайте также
Плетенье чепухи: Казахам, сидящим наверху, казахи внизу - помеха

У казахов Венера называется Шолпан (кстати, Шолпан также распространенное женское имя; есть и усеченная форма – Шопан-ата – покровитель, пир овец). Так вот, звезду Шолпан алтайцы называют Чолмон, башкиры – Сулпан, буряты – Цолмон, Солбон, калмыки – Цолан, кыргызы – Чолпон, кырымлы – Чолпан, монголы – Цолмон, Саха – Чолбон, татары – Чулпан, тофы – Шолбан, турки – Чобан, Чулпан, Чобанийлдызы, туркмены –  Чопан, тыва – Шолбан, Чалбан, узбеки – Чопан, хакасы – Солбан и т.д.

Марат Семби резюмирует: «Практически у всех этих народов название звезды «связано» с животноводством, в частности, с овцеводством. Поэтому звезда не случайно считается чабанской».

В океане тюркского эля

Для меня эта очень теплая, манящая, волнующая книга – «Тюркский меридиан» Марата Семби. Речь в ней идет о близком мне, сокровенном. О казахской ментальности. О казахской ауре. Об истоках, дебрях казахских слов и выражений. О словесной культуре номадов, о космосе тюрков. О безбрежном океане восточной топонимики. О духовности тюркского мира.

Здесь всё – все грани, параметры гуманитарных наук – диковинно и аргументировано сплетены, выявлены и обозначены на обширном материале – глубокие, основополагающие истины, раскрывающие суть исследования в диалектическом, уникальном преломлении.

В лапидарном и энергичном предисловии поэта, писателя Дюсенбека НАКИПОВА верно замечено: «Стоит особо отметить огромную кропотливую работу М. К. Семби с источниками, охватывающими такие области знания, как история, археология, филология, этнография, лингвистика, мифология, фольклористика, астрономия, архитектура».

Добавлю: при этом Марат Семби грациозно оперирует монбланом литературы на разных языках, свободно плавая в океане тюркского эля.

Он не просто многогранный исследователь, а очарованный странник, пилигрим, бредущий на стыке наук с дивным посохом познания.

Его и читаешь-то с изумлением и восторгом. Его научный труд – исповедальное повествование чистого, душевного человека, влюбленного в мир слов, в истоки древней культуры номадов.

Читайте также
Плетенье чепухи: Власть существует, чтобы грабить народ

Видно: книга вынашивалась долго, не один десяток лет. Иначе и быть не могло. Такую махину в один присест не напишешь. Припоминаю, как лет 10-15 назад автор предложил моему вниманию какие-то эскизы, этюды, фрагменты, вошедшие в эту книгу.

Свою научную задачу Марат Семби оконтурил так:

«В этой работе я постарался восстановить исходный смысл тюркских географических наименований, опираясь на знания, накопленные историей, этнографией, фольклористикой, лингвистикой.

Чем больше оригинальных и самобытных названий, тем богаче и красочней мир вокруг нас. За каждым словом тянется ниточка к нашей же давней истории, пластам нашего языка, истокам народного вкуса. Что же касается названий, пришедших к нам из древних времен, то к ним надо относиться с особой бережностью. Эти названия – такая же ценность, как старинный памятник, уголок реликтовой природы или сосуд из сакских курганов. Это моральный духовный капитал народа».

Этим, по сути, и всё сказано. Всё остальное – дотошные и любопытные доказательства.

О масштабах книги свидетельствуют названия следующих работ:

– Север в казахской топонимике.

– «Мир мертвых» в фольклоре тюркских народов.

– К реконструкции некоторых древнетюркских топонимов Малой и Большой надписей Култегина.

– Пространственно-ориентационная система казахов.

– Кемпир – небесное божество.

– Жетысу – страна молочных рек.

– Четыре этюда к статье «Эпос «Козы-Корпеш – Баян-сұлу».

– Пятнадцать топоминиатюр.

Читайте также
Плетенье чепухи: Не обязательно говорить всё, что приходит в дурную голову

Разумеется, я охватил не всё содержание.

А поскольку издание научное, то оно снабжено – как и полагается – послесловием, двумя приложениями, списками сокращений, информаторов, литературы и топонимических указателей, а также резюме на казахском и английском языках.

Таковы горизонты рассматриваемой темы.

Замечу еще, что Марат Семби посвятил свой труд светлой памяти мадьярских тюркологов Конгура МАНДОКИ и Йожефа ТОРМЫ. С припиской:

«Вы пришли к нам друзьями,

а ушли братьями.

Имена ваши мы сохраним

в наших сердцах».

Я знавал этих симпатичных, увлеченных, интеллигентных людей, беседовал с ними, бывал за одним дастарханом, даже являюсь обладателем именной премии последнего, учрежденной журналом «Парасат» (1997). Читая книгу Семби, я обоих вижу перед глазами.

Уже несколько дней я прилежно просматриваю труд Марата Семби, по главкам, по отрывкам, по миниатюрам, получая удовольствие. Поначалу мне хотелось написать пространный анализ книги, теперь же – по мере осмысления необъятного тюркского мира – отказываюсь от первоначального намерения, убедившись в своей недостаточной компетентности. Просто-напросто это уникальное сочинение мне не по зубам (по-казахски: тісім батпайды).

Читайте также
Плетенье чепухи: Называть бескрайнюю страну «станом» – ни в какие ворота

Вспомнился мне тут проникновенный очерк Юрия РОСТОВЦЕВА (РОСТА) «Марафонец» об уникальном философе-мудреце Алексее Федоровиче ЛОСЕВЕ: «Как минимум, шесть наук всецело претендуют на него. Посчитайте сами: эстетика, философия, филология, история, искусствоведение, лингвистика. Как выбрать?».

Нечто подобное можно сказать и о Марате Семби. С колокольни литератора, пожалуй, слишком рискованно пускаться в вольные рассуждения.

Поэтому ограничиваю свою задачу лишь тем, что горячо рекомендую сей труд интеллектуальным читателям и тем, кто неравнодушен к истокам своей духовности.

И всё-таки на два момента, которые меня особенно взволновали, хочу обратить особое внимание. Оба момента касаются моих соплеменников, о чем я до поры до времени не ведал.

Первый момент относится к депортации российских немцев.

Известно, что в сознание советских людей усиленно вбивалась коммунистической властью версия, что российские немцы – сплошь, от мала до велика, диверсанты и шпионы, и потому депортация по законам военного времени была вынужденной и исключительно справедливой мерой. Более того – благом. (Ничего себе благо, в результате которого народ был развеян и больше чем на треть физически истреблен в ссылках, тюрьмах, трудовых армиях за колючей проволокой.)

Потом, 23 года и один день спустя, Указом Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года депортация была признана ошибочной («огульное обвинение»), зловещим порождением культа личности. Депортированы, однако, были не только немцы (поволжские, крымские, украинские, кавказские, петербургские, балтийские, московские и прочие), но и поляки, корейцы, а после немцев – чеченцы, ингуши, кумыки, карачаевцы, крымские татары, хемшиды и многие другие.

Читайте также
Когда в Казахстане ратифицируют здравый смысл?

Историк Марат Семби уточняет, что депортация немцев началась не в 1941 году, а задолго до нападения фашистов на Советский Союз. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1936 года за № 776-120 сс (совершенно секретно) «О выселении из УССР и хозяйственном устройстве в Карагандинской области Казахской АССР 15 000 польских и немецких хозяйств» (около 50-60 тысяч человек) как политически неблагонадежных говорит само за себя.

Советской власти было всего 1 год и 2 месяца, когда она, на основании Директивы ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года, впервые применила массовую высылку людей со всеми домочадцами из трех казачьих станиц и двух хуторов.

Так констатирует Марат Семби (см. с. 229).

Что это значит?

Есть казахская поговорка: «Изобилие жаркого узнаешь, когда зарежут верблюда». Маленький опыт по депортации населения в 1919 году позже превратился в массовую депортацию народов, став одним из тягчайших преступлений в мире.

Второй момент. Среди топоминиатюр я обратил внимание на зарисовку «Самарканд». Это, оказывается, поселок в восьми километрах от города Темиртау Карагандинской области. Поселок к одноименному узбекскому городу не имеет никакого отношения.

Там поселились немцы (первоначально 18 семей) из Самарской губернии в 1905 году на левом берегу реки Нура. В 1909 году было заложено село, зарегистрированное как Самарканд (этимологию старожилы выводят из сочетания слов: Самара и кант).

Читайте также
Какие клоуны не нужны Казахстану?

Село выросло быстро. Хозяйство крепло. Стало образцовым. Туда потянулись и другие немцы.

В октябре 1941 года немцев выгоняют из обжитых домов и переселяют на территорию сезонных бригад в 10 километрах от Самарканда. Мужчин поголовно забирают в трудармию. Село приходит в полное запустение. Сам автор «Тюркского меридиана» вырос в тех краях и о своих земляках-немцах, потомки которых перебрались в Германию, пишет с теплотой и благодарностью. Такая вот немецкая струна, вплетенная в судьбу казахов. Марат Семби заключает свою миниатюру словами: «Хочу, чтобы знали наши немцы, что мы любим их, помним о них и скучаем без них. Доброго вам будущего, братья! Ауфвидерзейн!»

О, много познавательного и достойного найдет читатель в объемном труде казахского историка.

Фото: dalanews.kz.

Загрузка...
Ratel Telegram Channel
экономист
- Если нет возможности реформировать фонд, тогда его не должно быть в нашей экономике", – заявил Токаев". "Фонд" - это "Самрук-Казына". Ждём скорейшего закрытия химеры МФЦА, супертопки по сжиганию народных денег.
Ratel Instagram
Какими должны быть казахи
Возможно ли сохранить государственность с низким качеством населения
Почему в Казахстане надо жить долго
Благими намерениями у нас вымощена дорога в светлое будущее
Как отменить съёмки программы НТВ "Поедем, поедим!" в Алматы
Подсказка для активных борцов с коррупцией от аналитиков Ratel.kz
Приют для жертв бытового насилия остался без государственной помощи
Общественники ищут поддержки от депутата Ирины Смирновой
Как закалялась нефть
Воспоминания бывшего регионального менеджера BG Group о первых годах независимости Казахстана
Известно ли вам, что условия, в которых обитают казахстанцы, относятся к самым экстремальным на планете?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
Хроники Верного. Несостоявшаяся экскурсия
8 января 1846 года родился городской архитектор Павел Васильевич Гурдэ
Сумбур вместо музыки
Почему в Казахстане государство плохо справляется с функцией дирижёра
О том, почему мы бросаем медицину
Ты виноват везде. Иной раз ты работаешь не ради того, чтобы вылечить больного, а для того, чтобы не было жалоб
Труба Европе
Россия, судя по всему, в ближайшем будущем стиснет Европу в газопроводных "объятиях" - с севера и юга
Ещё раз о футбольном миллиарде, украденном у страны
По версии павлодарских следователей, четыре года никто, кроме двух человек, не догадывался, что ОФ "ФК "Ertis" слишком много платит футболистам
Ненастоящий полковник: как доцент полицейской академии от наказания за пьяное вождение прятался
А после увольнения через суд требовал восстановления в должности
Родственники подозреваемых по делу о "январских беспорядках" обратились к президенту
Они утверждают, что их близких угрозами и издевательствами заставляют признаться в тяжких преступлениях
Настоящий "кадровый резерв"
Самое важное - добиться поддержки грамотных, работающих, ответственных людей
Подберу музыку к тебе
После "январской трагедии" в ассоциативной памяти мелькнули архивные кадры Парижа, разрушенного Второй мировой войной
Инфляция, доходы людей и рост экономики - почему я ненавижу "ручное управление" экономикой
Я не завидую правительству, которому поставили задачу, похожую на "Mission Impossible"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.
Что стоит за межнациональными конфликтами в Казахстане
- Проблемы ксенофобии - во многом, действительно объясняются - самой, человеческой природой. Автор прав - анализ, большинства вопросов - глубинной причиной, назовет коррупцию. Которая, к тому же и наднациональна. Спасибо автору и респект. Просто, толково и убедительно.
Умер Даулет Хамитович Сембаев
- Казахстан будет процветать, когда символом, принципом государственного служащего станет слова Д Сембаева - “В каком костюме пришел, в таком и ушел” . Искренне соболезнуем близким. Такие люди должны становиться гордостью наций во все времена.