Невозможно создать ни одно по-настоящему конкурентоспособное государство, если его базисом не является культура
На снимке: Досым Сатпаев на презентации книги «Мелочи жизни» Ермека Турсунова в Национальной библиотеке РК.
Вадим БОРЕЙКО завершает беседу с кандидатом политических наук, директором Группы оценки рисков Досымом САТПАЕВЫМ в цикле интервью «Лица Казнета».
См. начало: «Цель элиты - не потерять доступ к ресурсам», «Рубильник находится в руках власти», «Социальные потолки порождают сегрегацию в образовании», «Ручной эксперт - то же самое, что часы без стрелок», «Акимы Алматы напоминают доктора Франкенштейна».
«Изба-читальня» для студентов
- Давно подозревал, что твоя Группа оценки рисков является толпой из одного штатного человека. И ты в предыдущих главах это подтвердил. А в последние годы мне кажется, что в городе орудует целая банда общественников под названием «Досым Сатпаев». Как ты, наверное, понял, я подвожу разговор к твоим многочисленным культурно-просветительским проектам.
- (Смеется.)
- Вспомним их поименно.
- Первым стала библиотека по политической науке, которую мы открыли в 2015 году на факультете философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби, которая сейчас является одной из самых больших в Центральной Азии. Хотел бы поблагодарить завкафедрой «политологии и политических технологий» Гульнар НАСИМОВУ за то, что она сразу поддержала эту идею. Как всегда, идеи такого рода возникают спонтанно.
Во-первых, захотелось в одном месте собрать многие значимые научные работы по политической науке, социологии, международным отношениям и т.д. - как казахстанских, так и зарубежных ученых, - с которыми могли бы ознакомиться все желающие. Тем более что многие из этих книг уже тяжело найти. Финансировал создание библиотеки я сам. А кафедра под нее выделила помещение.
Во-вторых, была потребность в создании новой площадки для встречи специалистов из разных сфер с молодежью. Поэтому я стал приглашать многих моих знакомых отечественных и зарубежных экспертов, журналистов, представителей культуры в библиотеку, чтобы они не только приносили свои книги, но и общались со студентами, магистрантами и преподавателями. Это как в рекламе – «два в одном»: и книги дарили, и проводили интересные дискуссии на разные темы.
На снимке: в библиотеке по политической науке на факультете философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби.
- Если мне не врет склероз, сейчас в библиотеке уже 3500 наименований. Недавно читал: посольство США в РК передало полторы сотни книг.
- Да. Уже собрали больше 3000 книг. А посольство подарило недавно около двухсот различных изданий на английском языке на разные темы: политика, масс-медиа, международные отношения, борьба с терроризмом. Даже две антикварные книжки конца XIX века я там обнаружил.
Свои книги нам также присылали или приносили эксперты из Германии, Австралии, Японии и других стран.
Библиотека - абсолютно открытая, она не только для студентов этого факультета, но и для тех, кто интересуется социальными науками. Уже создан электронный каталог книг, имеющихся в наличии, чтобы любой желающий через интернет мог ознакомиться с этим списком и найти то, что его интересует.
- Пожелаю, чтобы в будущем она стала конкурентом библиотеке Конгресса США.
Музей как «машина времени» театра
- Второй проект – это…
- …создание театрального музея в ГАТОБ им. Абая. Мотивация у меня была простая. Это один из старейших театров страны, с богатой историей. И меня давно удивляло, что у него нет своего музея. А ведь сколько легендарных личностей через него прошло. В разных странах мира подобные музеи я видел практически в каждом театре, где пекутся о своих традициях. Хотя с нашим театром были связаны и мои личные воспоминания. Когда-то моя мама работала в отделе кадров театра и часто брала меня с собой. Я очень люблю его. Это одно из самых красивых зданий города. Но ему нужна была еще и хорошая историческая «начинка».
Тем более у меня было ощущение, что с открытием театра «Астана Опера» наш ГАТОБ постепенно стали отодвигать на второй план. Как алматинца меня это не устраивало. И мне захотелось еще раз напомнить, что ГАТОБ - это не просто красивое здание, но и душа города, одна из его славных исторических страниц. Поэтому в конце 2015 года мы с супругой Гаухар решили, что было бы неплохо внести свой скромный вклад в то, чтобы в этом театре появилась своя «машина времени» в виде музея.
Ведь городу нужны как новые культурные и научные пространства, так и сохранение памяти о тех людях, которые еще при жизни были гордостью страны. И судьбы многих из них были тесно связаны с ГАТОБ.
На снимке: Бибигуль Тулегенова на открытии театрального музея в ГАТОБ им. Абая.
А когда мы начали работать в так называемой «плотницкой», где лежали старые декорации и поломанная мебель, то обнаружили кипы афиш, документов, эскизов, фотографий. Стали разбирать и поняли, что экспозиций в музее может быть гораздо больше, чем мы предполагали. Здесь теперь можно увидеть не только отреставрированные театральные костюмы (начиная с 1940-х гг.), в которых когда-то выступали известные артисты: знаменитая балерина Галина УЛАНОВА, чья туника также нашла свое место в музее, Куляш БАЙСЕИТОВА, Ермек СЕРКЕБАЕВ, Рамазана БАПОВ, Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА и многие другие.
В музее появился «Зал эскизов и афиш», где впервые выставлены раритетные театральные афиши знаменитых постановок театра с 30-х годов прошлого века, прекрасные эскизы к театральным костюмам и декорациям, которые рисовали художники, работавшие в ГАТОБ: от Сергея КАЛМЫКОВА до Гульфайрус ИСМАИЛОВОЙ.
С самого начала идею музея поддержали директор театра Аскар БУРИБАЕВ и сотрудники, которые там работают долгие годы. Без их поддержки у нас ничего бы не получилось. Мурат Мухтарович АУЭЗОВ тоже помог нам и предоставил архивные фотоматериалы. Было немало тех, кто поддержал консультациями, в том числе и Дюсенбек НАКИПОВ. В общем, получился большой коллективный труд, за который всем большая благодарность.
- А кто деньги дал?
- Часть - мои собственные. Когда понял, что не смогу потянуть всю финансовую нагрузку, обратился к бизнесмену Маргулану СЕЙСЕМБАЕВУ. Что мне понравилось, он откликнулся сразу. Его даже ни в чем не надо было убеждать. Так что всё шло гладко, и в марте 2016 года мы провели презентацию музея. И теперь любой посетитель ГАТОБ может перед спектаклем или во время антракта подняться на третий этаж и посмотреть всю историю театра.
Есть спрос – будет и предложение
- Поговорим о книжках.
- В том же 2015 году, параллельно с идеей театрального музея, появилась задумка по поводу литературного проекта «Сөз». Причин было две. Во-первых, в наших книжных магазинах традиционно очень мало полок с произведениями казахстанских авторов, особенно современных. Во-вторых, при этом сложилась аудитория, которая хочет читать своих писателей, а не только российских или зарубежных.
- То есть был спрос – не хватало предложения. За последние 25 лет ни одна казахстанская книга не взорвала читательского интереса, а год назад Олжас СУЛЕЙМЕНОВ говорил, что профессия писателя в стране умерла.
- Вот мы и хотели это опровергнуть и некоторые стереотипы развеять. Показать, что в Казахстане нужно издавать книги местных авторов, которые способны найти своего читателя. Но любая книжная новинка - это не только писательский труд, а еще и грамотный механизм ее продвижения, тем более в условиях жесткой конкуренции с российскими издательствами и авторами.
- Но мы ее способны выдержать. Гендиректор книжной сети «Меломан» Вадим ГОЛЕНКО говорил мне, что в первом полугодии абсолютным лидером продаж, опередив даже Бориса АКУНИНА и других российских и зарубежных авторов, стал сборник «Мелочи жизни» Ермека ТУРСУНОВА. Его рассказы с прошлого года публиковались на сайте Ratel.kz, а затем твой частный фонд выпустил их отдельной книжкой, которая выдержала уже три переиздания. Четвертое, для библиотек, вышло уже под эгидой Министерства культуры.
На снимке: презентация книги «Мелочи жизни» Ермека Турсунова в Национальной библиотеке РК. 8 декабря 2016 года.
- Я даже не знал о таком успехе турсуновской книжки. Вот, пожалуйста, сломан еще один стереотип, что казахстанское почему-то обязательно хуже иностранного.
Но вернемся к началу проекта «Сөз». Первый ребенок – он самый любимый, и им стал твой «Котелок».
- Отдадим должное твоей жене Гаухар: идея издать эту книжку принадлежала ей.
- Второй книгой проекта была «Другая Япония. Жизнь без чайных церемоний» Нацуко ОКА из Токио: мы впервые издали иностранного автора. Затем – «Мелочи жизни». В этом году выпустили книгу «Между ИГИЛ и Аль-Каидой. Центральноазиатские боевики в сирийской войне» казахстанского политолога Ерлана КАРИНА и американского эксперта Джейкоба ЗЕННА.
В сентябре вышло из типографии репринтное издание труда Мустафы ШОКАЯ «Туркестан под властью Советов. К характеристике диктатуры пролетариата», впервые увидевшего свет в Париже в 1935 году и запрещенного в СССР. Я приобрел его для личной букинистической коллекции, но когда начал публиковать отрывки в фейсбуке, поступило много комментариев и предложений переиздать. И лето ушло на то, чтобы перебрать текст на компьютере, сверстать и напечатать. Оригинальную обложку мы воспроизвели один к одному.
И вот на этой неделе получили из типографии уже шестую по счету книгу - «Черная кровь Казахстана. Нефтяная история независимости» известного казахстанского журналиста Олега ЧЕРВИНСКОГО. Ее первоначальная версия, как и рассказы Турсунова, тоже впервые увидела свет на Ratel.kz.
- За полтора года выпустить шесть книг – производительность небольшого издательства, а ты сделал это один и фактически «на коленке».
- Мы же не ломаем себя, делая что-то через «не хочу». Это не государственный заказ. Это наша инициатива, от которой пока получаем удовольствие. Тот самый «поток», о котором я уже говорил. Поэтому проект «Сөз» относится к категории любимых. Надеюсь, он станет долгосрочным.
Театр, музыка, кино
- С 2015 года мой частный культурно-просветительский фонд решил попробовать себя не только в музейной, библиотечной или книгоиздательской деятельности, но и в совсем неожиданных сферах.
На днях исполнился год с премьеры спектакля «Ұят», когда впервые в истории Казахстана объединились представители экспертного сообщества и театр, в данном случае ARTиШОК. Честно говоря, когда актриса и управляющий директор театра Анастасия ТАРАСОВА предложила сделать театральную постановку на основе нашей книги «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи», я сильно удивился.
- Тоже не могу припомнить подобной конвергенции и воплощения публицистики на сцене. Тем более с неожиданно успешным результатом. Обычно я в театре или кинозале предпочитаю вздремнуть. А тут три часа подряд ни в одном глазу: так действие захватило. Ты и в эту постановку своими деньгами вложился?
- Не только деньгами. Еще привлек в качестве партнера немецкий фонд имени Фридриха ЭБЕРТА. Мне было самому любопытно, как драматург Наталья ВОРОЖБИТ, режиссер Галина ПЬЯНОВА и артисты смогут перевести на театральный язык научное исследование, изначально рассчитанное на узкий круг читателей.
На снимке: сцена из спектакля «Ұят».
- «Ұят» действительно стал самой сильной театральной премьерой в 2016 году, и, на мой взгляд, не только в репертуаре ARTиШОКа.
- Кроме театра, мы уже в этом году попробовали свои силы и в музыкальном проекте по случаю 50-летия класса органной музыки Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. В нем участвовали рок-группа Дмитрия ЩЕГОЛИХИНА «iFLY», известный органист Габит НЕСИПБАЕВ и детский хор гимназии №79. В результате мы сняли музыкальный клип, где объединили органную, электронную музыку и детский хор. То есть получился фьюжн современности и классики. Профессиональную запись сделали в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. Клип ротировался на музыкальных каналах.
- Ты же еще был одним из зачинателей независимой литературной премии «Алтын калам», вместе с Айдосом САРЫМОМ, Расулом ЖУМАЛЫ, Куатом ДОМБАЕМ и другими.
- Проводим ее с 2009 года. В 2017-м будем подводить итоги уже шестого конкурса.
- На церемонии награждения лауреатов V конкурса автор лучшего романа на казахском языке получил миллион тенге от главного акционера Казкома Кенеса РАКИШЕВА.
- Интересно, что он сам предложил этот конкурс поддержать. Мы не ожидали, что он просуществует так долго, а меценаты станут стремиться быть к нему причастными.
- А из всех искусств для тебя важнейшим является кино? Ты не обошел его своим вниманием?
- Пока об этом мало кто знает: осенью мы представим на суд общественности документальный фильм на казахском языке – о казахах, потомках тех, кто в тяжелые 1930-е годы эмигрировал из Казахстана и оказался в Турции.
Маркс, ты не прав!
- Раньше для меня понятие «общественный деятель» было синонимом бездельника без профессии и определенного рода занятий. Но ты опрокинул мое предубеждение. На разные проекты тратишь свои деньги и время, не получая материальной выгоды. На вопрос «почему?» ты частично уже ответил, когда говорил о «потоке счастья». Может быть, есть еще какая-то мотивация?
- Когда долго находишься в своей профессиональной нише, как я находился в политической науке, то, в конце концов, приходишь к простой мысли. Невозможно создать ни одно по-настоящему конкурентоспособное государство, успешное в политике, экономике, инновациях, если его базисом не является культура. Тезис марксистской теории культуры о том, что она является надстройкой, всё-таки в корне неверен. Потому что бескультурное общество, каким бы высокотехнологичным оно ни было, долго не просуществует. И рано или поздно начнет изнутри разваливаться. Мы это видим сегодня, в том числе на примере развитых стран.
Образно говоря, даже в накачанном спортивном теле должны быть душа, историческая память, система нравственных ценностей и потребность в духовном и культурном развитии. Астана, например, в финансовом плане обеспечена хорошо, там реализуется много проектов, и в этом смысле за нее переживать не стоит. А наш город, как мне кажется, в культурном плане обделяют. Культурное поле здесь, как шагреневая кожа, сокращается. И поэтому требует расширения, возделки, полива и хороших семян.
Естественно, я не государственная структура, не национальная компания и не министерство культуры. У меня небольшие бюджеты. Но если на локальном уровне в культурно-просветительской сфере попытаюсь что-нибудь изменить в лучшую сторону, то какой смысл ждать поддержки, просить ее у кого-то? Можно взять и самому начать делать. А война план покажет.
Выйти из «хаты с краю» на свежий воздух
- Получается, в соотношении «ресурсы – усилия - эффективность» один человек может дать фору любой компании. Не говоря про госструктуры.
- Со стороны виднее. Чингисхан говорил: «Боишься – не делай, делаешь – не бойся».
Если ты можешь что-то сделать и у тебя для этого есть возможности – не тяни. Не надо исходить из того, что для этого обязательно надо быть олигархом. Заработать несколько миллионов или миллиард и только потом заниматься благотворительностью - такая концепция высосана из пальца. Она от лукавого. На самом деле это самооправдание: ведь все преграды в голове сидят.
Еще одна причина моих «побочных» увлечений: когда в своей профессии определенного уровня достиг, нужно продолжать развиваться по другим векторам. Я раньше не создавал музеи и библиотеки, не записывал музыкальные клипы. Но всему этому пришлось научиться. Кроме того, за последние пару лет узнал целые пласты интересной информации и познакомился с массой новых людей.
- Например, с Ермеком Турсуновым, который продвигает свой бесплатный киноклуб.
- Он такой же энтузиаст, который в своем творческом «потоке» получает большое удовольствие. А когда энтузиасты еще объединяются, то горы могут свернуть.
Главное - выйти из зоны комфорта и самоуспокоения. Из своей «хаты с краю».
Как гласит одна поговорка: «Если ничего не делать, то начнешь ржаветь».
Фото: Дмитрий ГЭРТ и из архива Досыма САТПАЕВА.