Как в государственном театре открылся музей по частной инициативе
У алматинцев появился повод – для кого-то снова, а для кого-то впервые - посетить театр оперы и балета имени Абая. Теперь зрители в антрактах будут стекаться не только в буфет. В государственном театре впервые за все годы независимости появился музей. Инициаторами его создания стали Досым и Гаухар САТПАЕВЫ.
В понедельник вечером в театре на торжественное открытие музея ГАТОБ имени Абая собрался весь алматинский бомонд. Изящная Гаухар Сатпаева в белом платье встречала гостей, принимала цветы и все время шутила: «Как будто у меня свадьба!».
Досыма Сатпаева с широкой улыбкой и в том, без чего его представить уже нельзя, – в бабочке выловить из толпы поздравляющих для блиц-интервью было крайне сложно. Он здоровался и обнимался с каждым, как со старым приятелем. И каждому говорил, что рано еще его поздравлять.
Маргулан СЕЙСЕМБАЕВ, меценат, финансирующий проект Сатпаевых, удивляется моему вопросу.
- Почему не отказался? Посчитал, что это важно. Мне всегда важно все, что касается города и нашей истории. Даже для меня, человека далекого от искусства, всегда казалось странным, что у нашего театра нет музея.
Сумму назвать бизнесмен отказался, но уверял, что она очень скромная: «Я не чувствую себя героем, я тот, кто сделал меньше всего».
Уже к 7 часам в главном зале на втором этаже повис плотный аромат из смеси запаха лака для причесок и парфюма всех возможных видов. Постарались все – и мужчины, и женщины.
До заветного открытия музея для всех гостей выступали певцы и музыканты театра. Часть гостей с нескрываемым удовольствием слушала оперу, покачивая головой в такт, часть – наслаждалась светскими беседами и бесплатным «Араратом».
Приятное времяпрепровождение направил в сторону главной задачи Аскар БУРИБАЕВ, директор театра. Свою речь он начала традиционно: рассказал о ценности театра, великих артистах, здесь когда-то выступавших, и пригласил в центр зала чету Сатпаевых и мецената Сейсембаева. И, конечно, представил всем и так не нуждавшуюся в представлении Бибигуль ТУЛЕГЕНОВУ. Народная артистка СССР произнесла торжественные слова, порой бойко шутила в барахлящий микрофон, дала «бата». После всех речей именно она разрежет красную ленту перед входом к музейным экспонатам.
Главный организатор, Сатпаев, выступая с речью, рассмешил публику анекдотом в тему:
- Когда иностранцы приезжают в Алматы, то им кажется, что алматинцы любят шоппинг, потому что у нас много торговых центров, любят часто болеть, потому что аптек тоже много, любят заниматься своей красотой, потому что повсюду салоны красоты, и любят азартные игры, потому что много букмекерских контор. И это не очень хороший имидж Алматы. Я хочу, чтобы все алматинцы и гости города, покупая билет в театр, смогли окунуться в историю. Надеюсь, всем понравится.
И когда все подумали, что уже можно идти скорее смотреть экспонаты, директор театра остановил всех своим словом. Аскар Бурибаев вручил Сатпаеву благодарственное письмо и одел супругов и мецената в национальные костюмы. Досыма Сатпаева - в чапан, как из оперы «Абай», Гаухар Сатпаеву – в кажекей, на голову Сейсембаева - шлем, а в руки ему - камчу.
После этого гости и журналисты вместе с директором театра и организаторами в обновках поднялись на третий этаж, где и располагается музей. Аудитория разделилась на две группы. Первая двинулась рассматривать костюмы, предметы и документы известных на весь Советский Союз театральных артистов, других заинтересовала выставка эскизов и афиш. Директор театра, поддерживая Бибигуль Тулегенову за руку, подводил к каждому экспонату, приблизившись, зачитывал фамилии актеров, художников и композиторов. Возле костюма из оперы «Абай» Бибигуль Ахметовна слегка вскрикнула: «Даже не верится, что я это надевала!»
Зачем семейству Сатпаевых нужен был музей?
Гаухар Сатпаева:
- Идея возникла у Досыма. Мы пришли в театр, побеседовали с директором, поговорили о том, сколько лет театру, сколько здесь всего было, сколько театр видел. И Досым предложил создать музей. Директор сразу согласился. И с лета прошлого года мы этим занимаемся. Сначала мы планировали выставить только костюмы, но дальше – больше. Это как клубок, который разматывается. Мы нашли эскизы, афиши, и так у нас расширилась экспозиция. Это первый этап. Дальше мы планируем сделать digital – это фото и видеоматериалы. Пока представлено только то, на что мы нашли деньги – здесь семнадцать костюмов, около тридцати афиш и двадцать эскизов. Нам помог меценат Маргулан Сейсембаев. Мы сделали витрины, в багеты одели афиши и эскизы. Некоторым людям хочется сказать большое спасибо. Это фотограф Виктор Харченко, он помог оцифровать архивные материалы, Дмитрий Щеголихин помог с дизайном стендов, аннотаций афиш. Они помогали бесплатно как волонтеры.
Досым Сатпаев:
- Формально музей является продуктом трех сторон – это руководство ГАТОБ им. Абая, меценат Маргулан Сейсембаев и мой частный фонд. Основные средства шли от Маргулана Сейсембаева. Мой фонд вложился с интеллектуальной, креативной и физической работой. В советское время в театре был свой небольшой музей. Там собирались раритеты, которые сейчас не сохранились в полном масштабе. Идея давно витала в воздухе, просто нужно было найти время, финансы и желание все реализовать. И потом, у меня с театром крепко связаны детские воспоминания, моя мать работала здесь в отделе кадров. Этот театр для меня абсолютно не чужой. Когда я оглядываюсь вокруг и смотрю, как развивается Алматы, у меня возникает тревожное ощущение. Город ассоциируется с большим торговым центром. Магазинов больше, чем музеев. Если мы именуемся культурным центром страны, то этот статус надо поддерживать. Когда приезжает иностранный гость, всегда возникает вопрос, что показать? Медео, Чимбулак, Центральный государственный музей, музей национальных инструментов, музей Кастеева – все! Для нас важно было, чтобы мы создали новую культурную площадку. И эта площадка создается в одном из старейших в Казахстане культурных учреждений. Мы хотели легенды отряхнуть от пыли и выставить здесь в виде экспозиций. Мы хотим, чтобы те, кто приходил в театр на постановки, нашел 15 минут во время антракта и окунулся в историю.
Фото Романа Егорова