Ratel.kz завершает публикацию глав из монографии Жараса Ахметова о модернизации Казахстана
Окончание. Читайте здесь часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14
* Ценность самовыражения
* Война и «оттепель» расширили свободу выбора
* «Двоемыслие» - одна из причин кончины Советской власти
* Чем больше бюрократии, тем меньше прогресс
Пришла пора закруглять цикл заметок о модернизации Казахстана. Конечно, есть необходимость рассмотреть процесс модернизации нашей страны за годы независимости, но сделано это будет уже в другом цикле, посвященном процессам модернизации в других странах – можно будет провести сравнительный анализ и показать, где и в чем у нас были допущены ошибки или, наоборот, выбраны верные решения. И, заодно, предложить на обсуждение авторское видение модели развития.
Ценность самовыражения
Если же говорить о процессе модернизации Казахстана - от пребывания в составе Российской империи до обретения независимости, - то, прежде всего, надо вспомнить, что, по словам Р. ИНГЛХАРТА и К. ВЕЛЬЦЕЛЯ, модернизация в социально-экономической сфере создает объективные предпосылки, позволяющие людям строить свою жизнь на основе собственного выбора.
Растущая приверженность ценностям самовыражения ведет к тому, что люди начинают требовать свободы выбора и отстаивать ее.
Демократические же институты закрепляют права, позволяющие людям действовать на основе свободы выбора.
Все эти три процесса ведут к увеличению роли самостоятельного выбора. Поскольку способность к самостоятельному выбору является отличительной чертой, присущей именно людям, процессы, формирующие этот потенциал, характеризуются как феномен человеческого развития.
Матрица процесса человеческого развития, заимствованная из цитируемой книги, представлена в таблице 1.
Война и «оттепель» расширили свободу выбора
Посмотрим на историю страны в обозреваемый период не просто с позиции модернизации, но и человеческого развития, используя данную матрицу.
Если говорить о социально-экономическом измерении, то до революции никаких существенных изменений в базовых основах жизни Казахстана и казахов не произошло.
Сельское хозяйство, промышленность и торговля развивались очень медленно.
Столыпинская реформа, ухудшившее положение простых казахов, не предусматривала никаких компенсационных мер, в первую очередь по созданию новых рабочих мест.
Соответственно, новых возможностей, благоприятствующих «повышению способности действовать», не возникло.
Ситуация меняется после установления Советской власти, которая активно занялась индустриализацией Казахстана.
Изначально Казахстан рассматривался, в неявном виде, как сырьевая колония, обеспечивающая потребности империи (СССР все-таки был империей). Насильственная седентаризация (переход от кочевого к оседлому образу жизни – Ж.А.) и коллективизация, сопровождаемые репрессиями и массовым голодом, привели к разрушению привычного экономического уклада.
Новый же уклад, больше напоминавший восточные деспотии, никак не повышал способность людей действовать самостоятельно.
И только война и «оттепель» волей неволей расширили свободу выбора - от полного отсутствия до ограниченной, позволившую выбирать профессию и место жительства – город или село, что повысило «способность действовать».
«Двоемыслие» - одна из причин кончины Советской власти
В культурном измерении мы видим серьезные сдвиги уже в дореволюционный период.
При сохранении в целом патриархального уклада и соответствующей ему системе ценностей начала формироваться казахская национальная интеллигенция, ориентированная, с одной стороны, на национальную независимость, а с другой - придерживающаяся вполне европейских либеральных и демократических ценностей.
Но наблюдалась и прямо противоположенная тенденция - создание небольшой прослойки из представителей низовой администрации, для которой основными ценностями были приспособленчество, корысть, коррумпированность.
Они же культивировались, вопреки официальным заявлениям, и в советский период.
Однако до конца задушить потребность в свободе самовыражения так и не удалось.
Это породило «двоемыслие», в конечном итоге, ставшее одним из факторов кончины Советской власти.
И, естественно, не приходится говорить о демократизации, гражданских и политических свободах, расширении прав, позволяющих людям действовать.
Чем больше бюрократии, тем меньше прогресс
Впрочем, нигде и никогда процесс модернизации и человеческого развития не был последовательным и гладким.
Та же Германия, к примеру, прошла через нацизм и поражения в двух мировых войнах.
Здесь важно другое – осознание того, что прогресс основывается на человеческом развитии, что реальный успех достигается тогда, когда человек обладает не только экономическими, но и политическими свободами, когда его система ценностей основывается на общественном благе.
В постсталинском СССР это почти удалось, потому и были достигнуты значительные успехи, что до сих пор вызывает ностальгию по тем временам. Но приверженность догмам стала непреодолимым барьером.
Весь этот цикл был затеян только для одного – чтобы продемонстрировать, что чем больше государства, а значит - бюрократии в нашей жизни, чем больше регламентации нашей жизни, тем тяжелее нам будет идти по пути прогресса.
Источник: Р. Инглхарт, К. Вельцель. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011 г.