Ratel.kz традиционно по субботам публикует главы из монографии Жараса Ахметова о модернизации Казахстана
Продолжение. Читайте здесь часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4.
Пришла пора подводить итоги процессу модернизации Казахстана в составе Российской империи.
Для начала надо признать, что процесс модернизации самой империи шел ни шатко ни валко. Да, была проведена выдающаяся судебная реформа, да, были учреждены земства, пусть и в очень ограниченном виде, но придавшие некий импульс развитию местного самоуправления.
Но дело в том, что имперская бюрократия, пытаясь модернизировать Казахстан, делала это до такой степени своеобразно, что получалось нечто прямо противоположное.
Возьмем, например, вопрос земельных отношений и конфликтов вокруг них. (В скобках отмечу, что границы земельных участков, зимовок и летовок были определены довольно точно и опирались на неписаное право обычая). Вот что докладывал об этом советник Акмолинского областного правления Т. И. ТИХОНОВ областному комитету Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности:
«Степное положение в ст. ст. 123 и 124, предоставив решение земельных споров посторонним лицам, съездам выборных и аульному сходу – людям случайным (почему случайным, читайте во 2-й части монографии. – Ж.А.), незнакомым с границами спорящих, - дало большой козырь в руки влиятельного киргиза, который, подкупив выборных, являющихся непрошенными судьями в незнакомом деле, или составив, вследствие также подкупа писаря и управителя, приговор от имени аульного схода, вступает в права законного владельца оспариваемой земли, наперекор обычному праву киргиз на родовую землю».
На фотографии конца 19-го века молодые казашки прячут лица от взгляда постороннего мужчины. Фото: ВКонтакте.
Т. И. Тихонов не ограничился констатацией фактов, но и внес предложение вполне модернизационного характера: «До тех пор, пока не осуществлено поземельное устройство киргиз (то есть обычное право не трансформировано в писаное. – Ж.А.), необходимо признать хозяином земли поземельно-родовую общину и их совокупность, если речь идет об осенних и летних пастбищах, предоставить поземельные споры третейскому суду аксакала (выделено мной. – Ж.А.), знакомого с обстоятельствами спора, как это практикуется теперь в обход закона, когда спорящие домогаются справедливых решений, и когда родственные группы, призывая вмешательство третьих лиц в их дела, не обращаются к Степному положению, пересмотр которого настоятельно необходим».
Слово «аксакал» я выделил потому, что Тихонов мимоходом признал, что судебные установления, внедренные царской администрацией, вовсе не защищали закон и справедливость.
Обширные цитаты из доклада Тихонова приведены, чтобы проиллюстрировать то, как царская бюрократия, ломая устоявшийся и привычный образ жизни казахов, не развивала общественное устройство, а наоборот, отбрасывала его назад, порождая коррупцию и произвол. Предложениям Тихонова так и не был дан ход.
Это такое свойство вненациональное бюрократии – не рассматривать проблему в комплексе, не оценивать возможные последствия принимаемых решений, а идти по пути наименьшего сопротивления, порождая новые проблемы, зачастую неразрешимые.
Невеста-казашка в национальном костюме в окружении женщин, начало XX века. Фото Павла Лейбина/voxpopuli.kz.
Другой пример – переселенческая политика. При правильном подходе, без ущемления интересов казахов и изъятия как бы «лишних» земель, за счет мелиоративных и ирригационных работ можно было подготовить земельные участки, пригодные для переселения крестьян из европейской России. В журнале заседания Семиреченского областного комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности отмечалось:
«4 846 000 десятин лежат совершенно впусте, несмотря на то, что при орошении представляли бы собою земли, наиболее удобные для земледелия. Для скотоводства эти земли, при настоящих условиях, почти столь же мало пригодны, как и для земледелия. <…> Между тем, встречающиеся на этих землях следы древних арыков, развалины построек и целых городов указывают на то, что эти земли некогда были орошены и на них процветала богатая культура».
Но, как известно, ирригационные работы велись в недостаточном объеме и крайне медленно (в скобках замечу, что и сегодня особой активности не замечено).
Акмолинская область, 1900 год, семья богатого казаха. Фото: voxpopuli.kz.
А. С. ЕРМОЛОВ в своей брошюре «Наш земельный вопрос», написанной уже после того, как он был отставлен от должности министра земледелия и государственных имуществ, предупреждал, что без кропотливой подготовительной работы массовое переселение крестьян в казахские степи не принесет им пользы, значительно при этом ухудшив положение казахов.
«Но тщательные многолетние исследования самых опытных агрономов, статистиков, геологов и гидротехников показали, что таких пространств (немедленно пригодных для земледелия – Ж.А.) сравнительно немного, и притом часть их уже занята фактически киргизами, занята не под кочевья, но под их зимние ставки, что они под теми же лесными зарослями, которые манят русских переселенцев, находят себе приют и защиту от губительных снежных буранов, укрывая под ними и свой скот, - зимовать же им в открытой и голой степи совершенно невозможно. Отнять у них эти земли, как и те оазисы, где они в летнее время находят водопой для своего скота, значит обречь их на верную гибель. Так русское правительство никогда не поступало и поступать не может в отношении таких же подданных Царя, как и наши русские православные крестьяне. А за сим на всем остальном пространстве степей, в которых киргизский скот только временно находит себе хотя и обильное, но кратковременное, перед наступлением летних засух, пропитание, преобладают земли солончаковые, безводные, ни для полевой культуры, ни для оседлого человечьего жилья безусловно непригодные».
Как мы знаем, Ермолов ошибся – правительство поступило именно так, как не должно было поступать по мнению бывшего министра, приступив к совершенно неподготовленному массовому переселению крестьян.
Имманентное свойство бюрократии – решать не те задачи, которые действительно необходимо решать, а те, которые она сама перед собой ставит по одним ей известным причинам. А последствия этого нам известны – в данном случае ошибки, совершенные при решение крестьянской проблемы, в конечном итоге, привели к свержению царя.
Цель этих заметок – показать, что пренебрежение развитием общественного устройства, развитием общественной мысли совсем не способствует модернизации, а напротив - всячески ее тормозит. Что и происходило с Казахстаном в составе Российской империи.
Продолжение следует.