Протокол итогов подписали до принятия решения в апелляционной коллегии по нарушениям договоров 2023 года
В понедельник, 17 июня 2024 года, в 9:49 на сайте госзакупок был сформирован и подписан членами комиссии протокол итогов по закупке 2000 квартир в Алматы на сумму 61,4 млрд тенге для социально уязвимых слоев населения.
Впрочем, членами комиссии – не совсем верная формулировка. Со стороны заказчика и организатора в протоколе указан один человек – Алмас ШАРДАБАЕВ. Он является руководителем управления строительства города Алматы.
Как писал Ratel.kz, приглашённым поставщиком на приобретение КГУ "Управление строительства города Алматы" квартир было вновь выбрано ТОО "Предприятие капитального строительства города Алматы" - ТОО "ПКС". Дважды на конкурс были поданы заявки только от этой "прокладки", и в итоге был сделан закуп из одного источника. Всё точь-в-точь, как в 2023 году. Разница лишь в том, что в 2023 году было выделено из бюджета 74,62 млрд тенге и закуплено 3050 квартир, а в 2024 года выделены из бюджета средства в сумме 61,4 млрд тенге на закупку 2000 квартир. При этом цена, несмотря на всю ситуацию на рынке недвижимости, осталась прежняя – 450 тысяч тенге за квадратный метр.
Мы уже прекрасно видим и понимаем, что эта схема была придумана и расписана много лет назад. Как минимум в 2019-2020 годах уже было ясно, кто из застройщиков и в каком районе Алматы будет строить жильё самого низкого класса для социально уязвимых слоев населения, чтобы извлечь из предполагаемых многомиллиардных бюджетных вливаний максимально возможную выгоду. Тогда же, скорее всего, было решено и кто выступит "прокладкой" на сайте госзакупок. Да и все эти конкурсы были срежиссированы под действующую систему госзакупок таким образом, чтобы никто не смог вклиниться и откусить свою долю пирога. При этом схема была разработана, чтобы максимально придать законности и легитимности действиям всех её участников и минимизировать риски привлечения их к ответственности.
Вероятно, схема представлялась её разработчиками идеальной.
Но все мы знаем: когда за дело берутся чиновники, сбоев не избежать. Госаппарат никогда не работал с высокой эффективностью. Именно поэтому и произошёл сбой, который вынудил управление строительства подать в суд на ТОО "ПКС". Не подать они не могли, но сделали всё возможное, чтобы минимизировать потери. В частности, чтобы ТОО "ПКС" не попало в списки недобросовестных участников госзакупок.
Напомним, по заключённым в июле 2023 года договорам о государственных закупках №2-ПЖ, №3-ПЖ, №5-ПЖ, №6-ПЖ, №7-ПЖ на приобретение жилья для социально уязвимых слоев населения возникли спорные моменты. Общая сумма этих пяти договоров составила 47,355 млрд тенге. Срок поставки квартир – до 31 октября 2023 года.
Во время судебного разбирательства было установлено, что "со стороны ответчика в Управление было представлено всего 804 кадастровых паспорта на приобретение квартиры, тогда как по условиям договора ответчик должен был передать истцу 3050 кадастровых паспортов квартир". При этом в управление развития коммунальной инфраструктуры города Алматы данные кадастровые паспорта от управления строительства не были переданы и, соответственно, квартиры не приняты на баланс.
17 апреля 2024 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы вынес решение по иску КГУ "Управление строительства города Алматы" к ТОО "ПКС", согласившись с тем, что "прокладкой" должна быть выплачена неустойка в 931 млн тенге по невыполненным договорам. В признании ТОО "ПКС" недобросовестным участником госзакупок было отказано, так как сотрудники управления строительства пропустили сроки подачи иска.
ТОО "ПКС" решение суда решило обжаловать.
6 июня 2024 года в городском суде Алматы было вынесено определение судебной коллегии по гражданским делам по иску КГУ "Управление строительства города Алматы" к ТОО "ПКС": "Заслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, коллегия приходит к следующему. Сторона ответчика в ходе апелляционного рассмотрения ходатайствовала о приостановлении производства по делу, предоставлении времени для урегулирования спора, сторона истца не возражала урегулировать спор в порядке примирительных процедур".
Юридически правильно было бы дождаться заключения соглашения в порядке медиации, прежде чем подводить итоги конкурса. На момент подписания протокола итогов в судебной базе не было никакой информации о наличии итогового документа. То есть досаевские подчиненные явно спешат и совершают ошибки.
Хотя, если рассуждать логически, о какой медиации может идти речь?
ТОО "ПКС" как поставщик обязано соблюдать сроки поставки и нести ответственность за срыв сроков. Даже если выступило в роли "прокладки". Суд первой инстанции чётко дал понять, что управление строительства сделало правильный расчёт неустойки. Всё в рамках закона. 931 млн тенге должен быть возмещен в бюджет.
Максимум на что может претендовать ТОО "ПКС" - согласование графика выплаты неустойки, так как сумма немалая. Но для этого надо было признать вину в суде первой инстанции, согласиться с суммой и пойти на примирительные процедуры сразу.
Или же в медиативном соглашении управление строительства простит ТОО "ПКС" всю сумму задолженности? В таком случае у работников не только прокуратуры, но и антикоррупционной службы должно появиться очень много вопросов к должностным лицам управления строительства. Не будем пока вдаваться в детали до того, как увидим финальный документ по апелляционной жалобе. Скажем лишь одно: 931 млн тенге – это особо крупный размер ущерба, который нанесён бюджету несоблюдением законодательства о госзакупках.
Кстати, есть ещё одно предположение: что если 931 млн тенге вовсе не неустойка, а нечто иное?
Так или иначе, Ratel.kz будет ждать постановления апелляционной инстанции. И после его изучения можно будет более точно сказать, что это за сбой в схеме.
На то, что соответствующие надзорные органы обратят внимание на эти нюансы, мы особо не рассчитываем. 61,4 млрд тенге досаевским чиновникам надо освоить в 2023 году, и они найдут способы договориться со всеми, кто попытается помешать реализации схемы. Ведь, как мы видим, хотя прокуратура Алматы и выносила в 2023 году представление об устранении нарушений законности в адрес акимата города Алматы по конкурсам на закупку 3050 квартир, никто из участников схемы не пострадал. Более того, в 2024 году всё происходит аналогичным образом.
Ratel.kz с нетерпением будет ждать и заключения договоров на поставку 2000 квартир. Потому что после этого можно будет узнать, кто именно из застройщиков в 2024 году выступит поставщиком жилья. Хотя все и так знают, под кого заточена вся эта схема.
Ну и не будем забывать, что уже совсем скоро будут готовы аудиторские отчёты по финансовой деятельности ТОО "ПКС" и её учредителя за 2023 год. И там обязательно будет указано про судебные решения и их влияние на финансовые показатели.
Фото: Ⓒ Ratel.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!