Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Фото: Евгений Морозов.
У здания есть концепция, которую задолго до нас продумывали умные и талантливые люди и которую сейчас и не разглядеть
Увидела я недавно наш любимый Зеленый базар сверху, с высоты четвертого этажа рядом стоящего здания. И пришла в ужас.
Красивое, стильное, уникальное по многим показателям здание сверху выглядело хаотичным и нелепым нагромождением коробок, вывесок, разномастных крыш. И вся красота сразу куда-то исчезла…
Не то, чтобы я все эти налепленные пристройки не видела – я их видела, конечно. Но снизу, когда видишь их в упор, они выглядят не так убого… А я здесь бываю нередко, и не обязательно это шоппинг. Гораздо чаще это экскурсии – мы планируем завершение некоторых из них именно здесь, на Зеленом базаре. Потому что считаем, что история нашего города без истории базара будет неполной, куцей… Иногда туристы, особенно из стран постсоюза, не хотят туда идти, сопротивляются: "Что я, базара не видел?". Но мы-то знаем, что не видел, раз так говорит. Да и вообще про базары ничего не понимает.
***
В Алматы третий месяц "реставрируют" мемориальную доску с бывшего торгового дома купца Габдулвалиева
Некоторое время назад у нас потерялась мемориальная доска. "У нас" - это в городе Алматы. Висела она на стене известного всем алматинцам исторического здания – это магазин "Кызыл тан", бывший торговый дом купца ГАБДУЛВАЛИЕВА, а потом в один не очень прекрасный момент она исчезла. Точную дату исчезновения не скажу, потому что не знаю, не каждый день прохожу мимо здания. Но в конце сентября прошлого года она еще была, в начале ноября – уже нет.
О самом здании и о том, какие исторические страсти вокруг него кипели когда-то, я уже писала вот тут.
Для тех, кто не читал и читать не планирует, коротко повторю: долгое время считалось, что это здание было построено архитектором Андреем ЗЕНКОВЫМ в 1912 году – об этом было написано во всех официальных источниках, энциклопедиях и популярных статьях. И на мемориальной табличке, установленной на здании. А потом краевед Неля Аубакировна БУКЕТОВА доказала, что дом был построен другим архитектором – Полем ГУРДЭ и намного раньше – в 1896 году.
***
Казахские чайные церемонии по накалу страстей обгоняют китайские, а по обилию деталей в технологии приготовления и проведения дадут фору японским
Знаете, о чем я мечтаю?
Купить старый-старый дом времен Верного, мещанский или купеческий, и сделать там чайную. Не новомодное утонченно-изысканное заведение, каких в городе у нас хватает, а настоящую чайную, как в те далекие времена – с самоваром, с красивыми чайными парами, с фарфоровым чайничком!
Чай чтобы готовился там в самоваре на углях, так же и подавался на стол: пыхтящим самоваром. И предлагался забредшим путникам в красивых фарфоровых чашках или пиалах – в зависимости от того, какой это чай, как его приготовили и как планируют подавать. А чайный стол чтобы ломился от чайных вкусностей. Ведь чай мы любим разный: с молоком-лимоном, вприкуску с сушками, иримшиком, медом, яблоками засахаренными… То есть всеми атрибутами настоящего верненского чаепития.
***
История казахстанского балета, история людей, его формировавших – тема эта до недавнего времени для меня была почти terra incognita, “неизвестная земля”: почти чистое, почти белое место на карте моих личных знаний.
Конечно, очень схематично я с историей нашего балета знакома, некоторые имена и фамилии знаю. Как впрочем, многие алматинцы. Балет как действо люблю, стараюсь не пропускать премьер и не на премьеры тоже хожу.
Завораживает, поражает! Даже не могу объяснить, почему. Это на уровне души и сердца. Хотя как балет не любить? Это самый изящный вид искусства. Его аристократичность, гармония балетных постановок, изящество балетных па для меня сравнимы разве что с красотой редких драгоценностей. Точнее – с тончайшей работой ювелиров, когда они из невзрачных поначалу камушков создают произведения искусства. Знаю, что сравнение немного странное, но для меня это именно так.
***
Рассказ о том, как мы искали могилу Калмыкова. И о том, как мы её нашли
Тут все коротко
Чтобы рассказать подробно, надо рассказывать долго. И я буду это делать – на очереди еще несколько "серий". Но позже. А в этом материале – конспект, сжатое повествование, только самое основное.
Кто такой КАЛМЫКОВ Сергей Иванович и что он значит для нашего города, я, конечно же, знала и до этой истории. Как и любой мало-мальски образованный алматинец. И не только образованный. И не только алматинец. Творчество Калмыкова завораживает, потрясает. Его зал в Государственном музее искусств им. Абылхана Кастеева, нашей любимой "Кастеевки", не пустует, там всегда люди. Они стоят перед его работами с отрешенными от этого мира лицами, пораженные его невообразимым талантом.
***
Нам всем решать, как должны называться горные вершины
Как там пел наш земляк Александр ЦОЙ? "Мой наклонный город"?.. Да, это про наш Алматы. Да, наш город – горный. Мы живем в горах, и горы нас окружают. Мы видим горы почти из любой точки города.
И мы любимые горные вершины знаем в лицо, а кто-то – даже по именам.
Мне всегда было интересно – кто эти имена горам дает? Интуитивно я догадывалась, что скорей всего массовое наименование горных вершин началось только тогда, когда стал развиваться туризм или альпинизм. И появились люди, которым прям надо было зайти на эту вершину, хотя ничего интересного с практической точки зрения на ней не было.
***
30 ноября – день памяти живописца, педагога, Народного художника Казахстана Абрама Черкасского
Скажу честно: в живописи я разбираюсь плохо. То есть совсем никак. Мои критерии – "нравится-не нравится" вряд ли можно назвать профессиональными. Но любимые художники у меня есть. И я сейчас не про всемирно известных живописцев, имена которых известны всем образованным людям на планете. Я сейчас про наших, казахстанских и даже алматинских.
А творчество Абрама ЧЕРКАССКОГО вообще какое-то очень близкое для меня. Наверное, это все потому со мной происходит, что писал Абрам Маркович мой родной город. Писал с любовью, с нежностью.
Родился он в Белой Церкви в 1886 году – еще в XIX веке! – в большой еврейской патриархальной семье. Действительно большой – я с удивлением узнала, что в семье было 14 детей! А он был десятым ребенком! Родители очень хотели, чтобы мальчик овладел каким-либо "полезным" ремеслом. А он решил стать художником. Родители пошумели, поплакали, а потом смирились… И отпустили сына в Киев – учиться.
***
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!