В Алматы третий месяц "реставрируют" мемориальную доску с бывшего торгового дома купца Габдулвалиева
Некоторое время назад у нас потерялась мемориальная доска. "У нас" - это в городе Алматы. Висела она на стене известного всем алматинцам исторического здания – это магазин "Кызыл тан", бывший торговый дом купца ГАБДУЛВАЛИЕВА, а потом в один не очень прекрасный момент она исчезла. Точную дату исчезновения не скажу, потому что не знаю, не каждый день прохожу мимо здания. Но в конце сентября прошлого года она еще была, в начале ноября – уже нет.
О самом здании и о том, какие исторические страсти вокруг него кипели когда-то, я уже писала вот тут.
Для тех, кто не читал и читать не планирует, коротко повторю: долгое время считалось, что это здание было построено архитектором Андреем ЗЕНКОВЫМ в 1912 году – об этом было написано во всех официальных источниках, энциклопедиях и популярных статьях. И на мемориальной табличке, установленной на здании. А потом краевед Неля Аубакировна БУКЕТОВА доказала, что дом был построен другим архитектором – Полем ГУРДЭ и намного раньше – в 1896 году.
Несколько лет она ходила по разным инстанциям, доказывала чиновникам разного уровня, что информация на мемориальной доске ошибочная. Одно из доказательств – фотография из книги венгерского востоковеда Дьердя АЛМАШИ "Путешествие в сердце Азии". Книга была издана в 1906 году, и на фото хорошо видно здание торгового дома. Есть в этой книге и фотография самого Гурдэ, с котором венгерский путешественник познакомился в Верном (так назывался наш город до 1921 года), и детали знакомства в книге тоже есть.
В 2019 года Управление туризма Алматы установило свою информационную доску – на трех языках с QR-кодом и, самое главное, с правильным текстом. Казалось бы – вот она, победа. Но провисела табличка недолго.
Когда я заметила ее исчезновение, то сразу же позвонила Неле Аубакировне и рассказала об этом. И мы вместе предприняли некоторые действия для поиска таблички: я зашла в магазин, поспрашивала про нее у охранников, а потом и у руководства. Мне рассказали, что приходили сотрудники акимата и доску забрали. Куда, зачем? Это выясняла уже сама Букетова, мне – сразу признаюсь – не хватило упорства. А Неля Аубакировна – человек потрясающей энергии и никогда не отступает от намеченных целей. Тут цель была несомненно благородная. Букетова долго ходила от одного чиновника к другому и обратно, чиновники пожимали плечами, но в конце концов она выяснила вот что: табличка якобы пришла в негодность (это всего за год?), и ее отправили на реставрацию. И она, доска, на реставрации уже полгода.
Хотя казалось бы – что там реставрировать? Текст готов, материал – обычный пластик, работы на пару часов. Но нет. Уже третий месяц чиновники кормят ЗАВТРАками краеведа.
- Я обратилась в Управление культуры акимата, при котором находится отдел историко-культурного наследия. По моему разумению, именно они вообще-то должны заниматься установкой мемориальных досок. Это их прямая обязанность. Я пошла в акимат. И начались мои хождения по мукам. Я протоптала дорожку в акимат, но подвижек до сих пор никаких нет. Когда со мной разные должностные лица разговаривают (если еще разговаривают), я вижу с их полное безразличие, пустые обещания и нежелание что-либо сделать. Я не знаю, что я еще могу сделать, чтобы преодолеть эти бюрократические барьеры. Обидно. Я же не для себя стараюсь, а для города, для людей, - с горечью рассказывает Неля Аубакировна.
Впрочем, с мемориальными табличками у нас в городе вообще не очень благополучно. Есть они далеко не на всех исторических зданиях. А если и есть, то вовсе не факт, что информация на них отражена полная и правильная.
- И еще для меня важное: "Казреставрация", улица Гоголя, 37. Бывшее городское училище им. Колпаковского. На мемориальной доске дата постройки указана, на удивление, правильно. Не указана фамилия архитектора, хотя достоверно известно, что это Павел Васильевич Гурдэ. Почему? - вопрос, скорее, риторический, потому что задавала его Неля Аубакировна много раз разным отвественным, казалось бы, людям.
Хотя не так много у нас исторических зданий, беречь, холить и леелять надо каждое. Да и не потребуется много времени, сил, средств на их "маркировку", зато польза от таких действий очевидна, особенно в свете того, что Алматы сейчас провозглашен городом туристическим, Туристы же, как всем известно, очень любят старые здания и информацию о них. Потому в других туристических городах мира на подобную информацию не скупятся. У нас же – две-три строчки, без всяких подробностей.
Вот мемориальная доска на Доме Союза писателей Казахстана, Аблайхана, 105. Прогуливалась там на днях, подошла почитать информацию, а там вот так скупо:
Туристы, конечно же, сразу догадаются по этой надписи в полторы строчки о том, что это советский неокласицизм, что построено здание по проекту архитекторов ЛЕППИКА и ИВАНОВА, что первоначально оно предназначалось для Министерства иностранных дел КазССР, но въехала сюда творческая интеллигенция. И что в этом литературном дворце расположено правление общественной творческой организации, объединяющей более семисот пятидесяти казахстанских профессиональных литераторов. А стены писательского дома "видели" всех классиков казахской литературы: Мухтара АУЭЗОВА, Сабита МУКАНОВА, Абдижамила НУРПЕИСОВА, Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА и многих других. Да и архитекторы создавали это здание непростые. К примеру, Александр Арнольдович Леппик с 1937 года жил в Алматы, работал в архитектурно-проектном бюро Наркомпроса Казахстана, был главным архитектором проектного отдела Казахского института градостроительства. Участвовал в проектировании многих архитектурных памятников города: Концертный зал (1954), ТЮЗ им. Мусрепова (1961), Дворец бракосочетаний (1971).
Неужели это все неважные детали?
Как, впрочем, и то, что надпись на памятнике истории и архитектуры только на казахском (как на Доме Союза писателей) или только на русском (как на "Казреставрации") языке. Возможно, для внутреннего туризма такой доски и будет достаточно, но мало кто из иностранных туристов сможет прочитать и понять эту надпись без словаря.
А Нелю Абакировну очень беспокоит небрежное отношение к историческим фактам: на мемориальной доске, установленной на доме Тита Головизина по адресу: улица Курмангазы, 44-а, надпись: 1905-1908 гг. А у Нели Аубакировны есть архивные документы, где указана другая дата постройки дома – 1914 год.
- Вопрос: откуда берутся неверные сведения? Кто это контролирует? Не отдел ли историко - культурного наследия при Управлении культуры акимата? Там работают очень "ответственные" люди, которые простое дело - установить мемориальную доску на историческом здании - превратили в нечто недосягаемое, в какую-то космическую технологию, - негодует краевед.
Наверное, у чиновников есть специальные списки таких зданий, есть там и информация, на которую они ориентируются. Информация не ими составленная, конечно, и давно устаревшая. Хоть и смешно говорить "устаревшая" про исторические факты, но и в архивах случаются открытия. Надо бы уметь сверять старую информацию с новой. Читать книги и научные статьи, в конце концов. Ходить на экскурсии. Или просто ходить по городу, читая памятные доски, в конце концов.
Но нет. Равнодушие, безраличие...
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!