Алма-Ата и Алматы. История на пуантах

11582 просмотров
2
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 14 Авг 2022, 18:00

На фото музыкально-хореографическая школа, Алма-Ата, 1934.

История казахстанского балета, история людей, его формировавших – тема эта до недавнего времени для меня была почти terra incognita, “неизвестная земля”: почти чистое, почти белое место на карте моих личных знаний.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Историческая правда и чиновничьи "завтраки"

Конечно, очень схематично я с историей нашего балета знакома, некоторые имена и фамилии знаю. Как впрочем, многие алматинцы. Балет как действо люблю, стараюсь не пропускать премьер и не на премьеры тоже хожу.

Завораживает, поражает! Даже не могу объяснить, почему. Это на уровне души и сердца. Хотя как балет не любить? Это самый изящный вид искусства. Его аристократичность, гармония балетных постановок, изящество балетных па для меня сравнимы разве что с красотой редких драгоценностей. Точнее – с тончайшей работой ювелиров, когда они из невзрачных поначалу камушков создают произведения искусства. Знаю, что сравнение немного странное, но для меня это именно так.

Да и сейчас я не много знаю “балетных” историй, но жизнь неожиданно стала к ним подталкивать, деликатно заставляя узнавать больше. И спасибо ей за это.

На премьере “Спартака” в прошлом году познакомилась с Дамиром УРАЗЫМБЕТОВЫМ, театральным режиссером, хореографом, балетмейстером, преподавателем. Человеком, жизнь и деятельность которого неразрывно связаны с балетом.  

Он мне много рассказал интересного, удивительного о балете в Казахстане, о том, как балет здесь развивался, кто стоял у истоков этого вида искусства.

У Дамира много разных проектов, они все замечательные. Есть среди них научные, а есть творческие. И все они так или иначе направлены на популяризацию балета. Один из таких проектов – создание календаря “Деятели казахского балета”.

“Нам хотелось сделать не просто календарь с портретами известных казахстанцев, имеющих отношение к казахскому балету, а своеобразную мини-энциклопедию, с обязательной информацией про этих людей. Выбрали “героев” для календаря – это те люди казахского балета, у кого в 2022 году был бы юбилей, и которые сильно повлияли на развитие балетного искусства в Казахстане. Многие из них уже не с нами. Считаю, что очень важно об этих людях хранить, передавать информацию молодым, в том числе и студентам. Я знаю, как это важно - сам преподавал историю балета и буквально "впихивал" в студентов эти знания, чтобы они знали, кто стоял у истоков нашего балета. Их 11 человек, по одному на месяц. Для некоторых месяцев пришлось выбирать из двух, а то и трех человек. Не вошли в календарь Сергей ТИХОНОВ (21.01.1957 – 05.02.2018) и Шара ЖИЕНКУЛОВА (18.07.1912 – 21.05.1991)”, - рассказал Дамир.

У меня этот календарь есть – Дамир подарил. Сейчас календарь уже почти раритет, мне достался один из последних экземпляров. И хотя год перевалил за вторую свою часть, календарь однозначно не на один год. Для меня теперь это что-то вроде справочника по деятелям казахстанского балета.

Итак, вот сам календарь и юбиляры с его страниц. О каждом из них можно написать книгу. О многих, кстати, книги уже написаны. Еще есть фильмы, научные статьи, публицистические материалы. Многие (но не все, признаюсь, хоть мне и стыдно) имена мне знакомы. К сожалению, формат статьи не предполагает больших текстов и фотоальбомов, потому буду скупа – только главное.

Январь. Минтай Женельевич ТЛЕУБАЕВ (3.01.1947, Алма-Ата — 24.12.2009, Алматы) – артист балета, балетмейстер, режиссер массовых мероприятий, педагог, профессор. Лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1984).

В 1982 году он был постановщиком рок-оперы-балета “Брат мой, Маугли”. Юные алмаатинцы тех лет помнят ажиотаж, творящийся вокруг этого рок-балета. И это, кстати, была первая казахстанская постановка в таком жанре, новаторство в его чистом и прекрасном виде.

Февраль. Заурбек Мулдагалиевич РАЙБАЕВ (13.02.1932 – 1.11.2011) — советский и казахстанский артист балета, балетмейстер, педагог. Народный артист Казахской ССР, Заслуженный артист Казахской ССР, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Отец дал ему имя Заурбек в честь своего друга, с которым служил в Закавказье. Мулдагали РАЙБАЕВ, отец балетмейстера, был кадровым офицером, в 1930-х годах участвовал в операциях по ликвидации басмачества и выполнял особые поручения партии и правительства. А его сын, Заурбек, в 1946 году пошел учиться в Алма-Атинское хореографическое училищ. Его педагогом был сам СЕЛЕЗНЁВ. Стал солистом Казахского государственного академического театра оперы и балета…

Март. Улан Атауллаевич МИРСЕИДОВ (06.03.1952 – 30.01.2013) – исполнитель сольных партий в ГАТОБ им. Абая в спектаклях классического и современного репертуара. Выдающийся педагог, внесший огромный вклад в развитие исполнительского мастерства мужского классического танца.

Читайте также
Нашёл геоглиф не географ

Апрель. Ольга Всеволодовна ВСЕВОЛОДСКАЯ-ГОЛУШКЕВИЧ (16.04.1917 – 21.12.1993) – актриса, хореограф, педагог, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств КазССР.

Лично я ее помню как актрису кино. Видела в таких фильмах 1980-х как “Портрет жены художника”, “Детский сад”. Она сразу запомнилась – подтянутая, элегантная, как из 19 века! Потом оказалось, что она почти оттуда - урожденная баронесса Гернгросс из старинного балтийского рода, дочь актера и театроведа В.Н. ВСВОЛОДСКОГО-ГЕРНГРОССА. Училась в Ленинградском хореографическом училище, танцевала в Киевском театре оперы и балета, была педагогом в МХАТе, ставила танцы в разных театрах.

Ее студентами были Ирина МИРОШНИЧЕНКО, Николай КАРАЧЕНЦОВ, Андрей МЯГКОВ… А в начале 70-х годов она приехала в Казахстан, ее пригласил секретарь обкома Тургайской области ДЖАНИБЕКОВ. Так она и стала сотрудничать с хореографами Казахстана. И до конца своей жизни поддерживала творческие связи со многими балетмейстерами, исполнителями, внесла большой вклад в развитие государственного ансамбля “Алтынай”. Написала три (три!!!) книги о казахском танце… Найти бы хоть одну…

Май. Булат Умалатович ДЖАНТАЕВ ( 25.05.1947 – 18.06.2007) – артист балета, юрист, педагог. А еще заслуженный деятель РК, первый председатель Союза хореографов Казахстана, директор хореографического училища. Он стоял у истоков открытия Высшей школы хореографии (и был ее первым директором), которая потом стала факультетом хореографии КазНАИ им. Жургенова.

Июнь. Владимир Михайлович КОЛОДЕНКО (26.06.1907 – 09.08.1980) – театральный художник. Заслуженный артист КазССР, член Союза художников СССР. Родился и учился в Одессе, работал в Свердловске, Томске, Баку, Петербурге. С 1938 года – главный художник Казахского театра оперы и балета в Алма-Ате. Участник войны – мичман, награжден орденом Красной Звезды и медалями. Работы Колоденко – пейзажи, натюрморты есть и в фондах нашей любимой “Кастеевки”.

Читайте также
Последний приют

Июль. Лидия Петровна САРЫНОВА (28.07.1927 – 06.12.2006) – балетовед, педагог, кандидат искусствоведения. Училась в Казахском хореографическом училище (1937 – 1945 годы) у педагогов М. МРОЗ и А.Селезнёва. Автор фундаментальной монографии, большого исследования “Казахский балетный театр” и книги “Балетное искусство Казахстана”. К сожалению, огромная часть ее архивных исследований так и не издана…

Август. Рамазан Саликович БАПОВ (16.08.1947 – 11.03.2014) – артист балета, педагог. О нем я писала совсем недавно – вот тут. А для Дамира Рамазан Саликович – учитель, он говорит о нем с большим уважением.

Сентябрь. Азербайджан Мадиевич МАМБЕТОВ (02.09.1932 – 17.11.2009) – режиссер театра и кино, педагог, Народный артист СССР и КазССР. К моему стыду, я ничего не знала о балетном прошлом Мамбетова. А он тем не менее окончил хореографическое училище, и некоторое время был солистом Ансамбля песни и танца Казахской ССР. И уже потом получил в ГИТИСе высшее образование, перешел к режиссерской деятельности. Но любовь к танцу осталась у него, видимо, навсегда – и он даже написал либретто к балетному спектаклю “Легенда о белой птице”.

Октябрь. В октябре “балетных” юбиляров не нашлось. Но нашелся большой балетный праздник – Международный день балета.

Ноябрь. Гульжихан Галиевна ГАЛИЕВА (11.11.1917 – 04.08.1982) - театральная актриса, народная артистка Казахской ССР. Жизнь Гульжихан подтверждает – все возможно, если человек талантлив. Девочка из аула, а родилась она в Илийском районе, поступила в московский ГИТИС, училась по специальности “актриса театра”. И актрисой стала - работала в Казахском музыкально-драматическом (потом ГАТОБ, сейчас – КНАТОБ им. Абая). Была одной из основательниц нашего цирка – художественным руководителем и директором Республиканской студии эстрадно-циркового искусства. Участвовала в создании знаменитого ансамбля “Гульдер”.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Танец сквозь время

Декабрь. Ануарбек Мукарамович ДЖАЛИЛОВ (27.12.1937-26.08.1999) – артист балета, педагог. Один из самых ярких, самых талантливых танцовщиков казахского театра. Он исполнял вместе с Сарой КУШЕРБАЕВОЙ, Инессой МАНСКОЙ, Санией ТУЛУСАНОВОЙ ведущие партии в ГАТОБе, а потом там же работал педагогом -репетитором.

Вот такой календарь. Информации там больше, конечно, чем я тут процитировала. Собирал ее Дамир по крупицам, даже не все даты рождения были известны. Вот она, ирония судьбы: это же совсем недавняя история, и касается она действительно великих, значимых для истории страны людей. А некоторые факты уже потерялись в вихре времени. Тем ценнее сделанное Дамиром и его командой.

Кстати, она немногочисленна: главный редактор Дамир Уразымбетов, тексты составляли он же и Тогжан МОЛДАЛИМ. Перевод на казахский делала Тогжан. Художник (респект ему, все так красиво и изысканно!) – Дулат ДЕНДЕР, дизайн и верстка – Гузель НУРИМБЕТОВА.

Проект некоммерческий, сделан на энтузиазме участников и из личных финансовых вложений Дамира. Календари поначалу хотели продавать, но не получилось. Потом просто раздарили тем, кто мог оценить их по достоинству.

Для меня этот подарок очень ценный. И я рада, что смогла отблагодарить Дамира: он никак не мог найти здание, где когда-то, в 1934-м году, располагалась Музыкально-хореографическая школа. Он знал, что её организовали на базе детского дома №13 по адресу: ул. Сибирская, 37, перекресток Кавалерийской. Но не знал, где это. А я знала.

Мы с Дамиром встретились у Софийского собора, что на улице Ашимбаева, а это и есть бывшая Кавалерийская улица. Нынешний собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии стоит на месте первой верненской церквушки (об этом я писала, повторяться не буду), то есть это хороший ориентир. Дальше направились в сторону улицы имени Ивана КУРАТОВА (бывшая Сибирская).

И через пять минут были у дома. Сейчас это обычный жилой дом на несколько хозяев, березок со старого фото давно уже нет… А сам дом цел, хотя и не в очень хорошем состоянии. Памятной доски Музыкально-хореографической школе, где преподавали основатели казахстанского балета, там нет и пока не предвидится. Но все ж в наших руках, сделаем. Доска нужна – именно здесь начиналась история нашего балетного искусства…

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Ерлан 2022-08-22 14:30:53
0
Вы забыли упомянуть, что Бапов был народным артистом СССР.
Евгения Морозова 2022-08-27 13:47:16
0
Добрый день. Нет, Ерлан, я не забыла)) В тексте есть ссылка на статью о Бапове, там вся подробная информация. Просто не стала повторяться. Спасибо, что читаете и комментируете!
Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером