На фото музыкально-хореографическая школа, Алма-Ата, 1934.
История казахстанского балета, история людей, его формировавших – тема эта до недавнего времени для меня была почти terra incognita, “неизвестная земля”: почти чистое, почти белое место на карте моих личных знаний.
Конечно, очень схематично я с историей нашего балета знакома, некоторые имена и фамилии знаю. Как впрочем, многие алматинцы. Балет как действо люблю, стараюсь не пропускать премьер и не на премьеры тоже хожу.
Завораживает, поражает! Даже не могу объяснить, почему. Это на уровне души и сердца. Хотя как балет не любить? Это самый изящный вид искусства. Его аристократичность, гармония балетных постановок, изящество балетных па для меня сравнимы разве что с красотой редких драгоценностей. Точнее – с тончайшей работой ювелиров, когда они из невзрачных поначалу камушков создают произведения искусства. Знаю, что сравнение немного странное, но для меня это именно так.
Да и сейчас я не много знаю “балетных” историй, но жизнь неожиданно стала к ним подталкивать, деликатно заставляя узнавать больше. И спасибо ей за это.
На премьере “Спартака” в прошлом году познакомилась с Дамиром УРАЗЫМБЕТОВЫМ, театральным режиссером, хореографом, балетмейстером, преподавателем. Человеком, жизнь и деятельность которого неразрывно связаны с балетом.
Он мне много рассказал интересного, удивительного о балете в Казахстане, о том, как балет здесь развивался, кто стоял у истоков этого вида искусства.
У Дамира много разных проектов, они все замечательные. Есть среди них научные, а есть творческие. И все они так или иначе направлены на популяризацию балета. Один из таких проектов – создание календаря “Деятели казахского балета”.
“Нам хотелось сделать не просто календарь с портретами известных казахстанцев, имеющих отношение к казахскому балету, а своеобразную мини-энциклопедию, с обязательной информацией про этих людей. Выбрали “героев” для календаря – это те люди казахского балета, у кого в 2022 году был бы юбилей, и которые сильно повлияли на развитие балетного искусства в Казахстане. Многие из них уже не с нами. Считаю, что очень важно об этих людях хранить, передавать информацию молодым, в том числе и студентам. Я знаю, как это важно - сам преподавал историю балета и буквально "впихивал" в студентов эти знания, чтобы они знали, кто стоял у истоков нашего балета. Их 11 человек, по одному на месяц. Для некоторых месяцев пришлось выбирать из двух, а то и трех человек. Не вошли в календарь Сергей ТИХОНОВ (21.01.1957 – 05.02.2018) и Шара ЖИЕНКУЛОВА (18.07.1912 – 21.05.1991)”, - рассказал Дамир.
У меня этот календарь есть – Дамир подарил. Сейчас календарь уже почти раритет, мне достался один из последних экземпляров. И хотя год перевалил за вторую свою часть, календарь однозначно не на один год. Для меня теперь это что-то вроде справочника по деятелям казахстанского балета.
Итак, вот сам календарь и юбиляры с его страниц. О каждом из них можно написать книгу. О многих, кстати, книги уже написаны. Еще есть фильмы, научные статьи, публицистические материалы. Многие (но не все, признаюсь, хоть мне и стыдно) имена мне знакомы. К сожалению, формат статьи не предполагает больших текстов и фотоальбомов, потому буду скупа – только главное.
Январь. Минтай Женельевич ТЛЕУБАЕВ (3.01.1947, Алма-Ата — 24.12.2009, Алматы) – артист балета, балетмейстер, режиссер массовых мероприятий, педагог, профессор. Лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1984).
В 1982 году он был постановщиком рок-оперы-балета “Брат мой, Маугли”. Юные алмаатинцы тех лет помнят ажиотаж, творящийся вокруг этого рок-балета. И это, кстати, была первая казахстанская постановка в таком жанре, новаторство в его чистом и прекрасном виде.
Февраль. Заурбек Мулдагалиевич РАЙБАЕВ (13.02.1932 – 1.11.2011) — советский и казахстанский артист балета, балетмейстер, педагог. Народный артист Казахской ССР, Заслуженный артист Казахской ССР, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Отец дал ему имя Заурбек в честь своего друга, с которым служил в Закавказье. Мулдагали РАЙБАЕВ, отец балетмейстера, был кадровым офицером, в 1930-х годах участвовал в операциях по ликвидации басмачества и выполнял особые поручения партии и правительства. А его сын, Заурбек, в 1946 году пошел учиться в Алма-Атинское хореографическое училищ. Его педагогом был сам СЕЛЕЗНЁВ. Стал солистом Казахского государственного академического театра оперы и балета…
Март. Улан Атауллаевич МИРСЕИДОВ (06.03.1952 – 30.01.2013) – исполнитель сольных партий в ГАТОБ им. Абая в спектаклях классического и современного репертуара. Выдающийся педагог, внесший огромный вклад в развитие исполнительского мастерства мужского классического танца.
Апрель. Ольга Всеволодовна ВСЕВОЛОДСКАЯ-ГОЛУШКЕВИЧ (16.04.1917 – 21.12.1993) – актриса, хореограф, педагог, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств КазССР.
Лично я ее помню как актрису кино. Видела в таких фильмах 1980-х как “Портрет жены художника”, “Детский сад”. Она сразу запомнилась – подтянутая, элегантная, как из 19 века! Потом оказалось, что она почти оттуда - урожденная баронесса Гернгросс из старинного балтийского рода, дочь актера и театроведа В.Н. ВСВОЛОДСКОГО-ГЕРНГРОССА. Училась в Ленинградском хореографическом училище, танцевала в Киевском театре оперы и балета, была педагогом в МХАТе, ставила танцы в разных театрах.
Ее студентами были Ирина МИРОШНИЧЕНКО, Николай КАРАЧЕНЦОВ, Андрей МЯГКОВ… А в начале 70-х годов она приехала в Казахстан, ее пригласил секретарь обкома Тургайской области ДЖАНИБЕКОВ. Так она и стала сотрудничать с хореографами Казахстана. И до конца своей жизни поддерживала творческие связи со многими балетмейстерами, исполнителями, внесла большой вклад в развитие государственного ансамбля “Алтынай”. Написала три (три!!!) книги о казахском танце… Найти бы хоть одну…
Май. Булат Умалатович ДЖАНТАЕВ ( 25.05.1947 – 18.06.2007) – артист балета, юрист, педагог. А еще заслуженный деятель РК, первый председатель Союза хореографов Казахстана, директор хореографического училища. Он стоял у истоков открытия Высшей школы хореографии (и был ее первым директором), которая потом стала факультетом хореографии КазНАИ им. Жургенова.
Июнь. Владимир Михайлович КОЛОДЕНКО (26.06.1907 – 09.08.1980) – театральный художник. Заслуженный артист КазССР, член Союза художников СССР. Родился и учился в Одессе, работал в Свердловске, Томске, Баку, Петербурге. С 1938 года – главный художник Казахского театра оперы и балета в Алма-Ате. Участник войны – мичман, награжден орденом Красной Звезды и медалями. Работы Колоденко – пейзажи, натюрморты есть и в фондах нашей любимой “Кастеевки”.
Июль. Лидия Петровна САРЫНОВА (28.07.1927 – 06.12.2006) – балетовед, педагог, кандидат искусствоведения. Училась в Казахском хореографическом училище (1937 – 1945 годы) у педагогов М. МРОЗ и А.Селезнёва. Автор фундаментальной монографии, большого исследования “Казахский балетный театр” и книги “Балетное искусство Казахстана”. К сожалению, огромная часть ее архивных исследований так и не издана…
Август. Рамазан Саликович БАПОВ (16.08.1947 – 11.03.2014) – артист балета, педагог. О нем я писала совсем недавно – вот тут. А для Дамира Рамазан Саликович – учитель, он говорит о нем с большим уважением.
Сентябрь. Азербайджан Мадиевич МАМБЕТОВ (02.09.1932 – 17.11.2009) – режиссер театра и кино, педагог, Народный артист СССР и КазССР. К моему стыду, я ничего не знала о балетном прошлом Мамбетова. А он тем не менее окончил хореографическое училище, и некоторое время был солистом Ансамбля песни и танца Казахской ССР. И уже потом получил в ГИТИСе высшее образование, перешел к режиссерской деятельности. Но любовь к танцу осталась у него, видимо, навсегда – и он даже написал либретто к балетному спектаклю “Легенда о белой птице”.
Октябрь. В октябре “балетных” юбиляров не нашлось. Но нашелся большой балетный праздник – Международный день балета.
Ноябрь. Гульжихан Галиевна ГАЛИЕВА (11.11.1917 – 04.08.1982) - театральная актриса, народная артистка Казахской ССР. Жизнь Гульжихан подтверждает – все возможно, если человек талантлив. Девочка из аула, а родилась она в Илийском районе, поступила в московский ГИТИС, училась по специальности “актриса театра”. И актрисой стала - работала в Казахском музыкально-драматическом (потом ГАТОБ, сейчас – КНАТОБ им. Абая). Была одной из основательниц нашего цирка – художественным руководителем и директором Республиканской студии эстрадно-циркового искусства. Участвовала в создании знаменитого ансамбля “Гульдер”.
Декабрь. Ануарбек Мукарамович ДЖАЛИЛОВ (27.12.1937-26.08.1999) – артист балета, педагог. Один из самых ярких, самых талантливых танцовщиков казахского театра. Он исполнял вместе с Сарой КУШЕРБАЕВОЙ, Инессой МАНСКОЙ, Санией ТУЛУСАНОВОЙ ведущие партии в ГАТОБе, а потом там же работал педагогом -репетитором.
Вот такой календарь. Информации там больше, конечно, чем я тут процитировала. Собирал ее Дамир по крупицам, даже не все даты рождения были известны. Вот она, ирония судьбы: это же совсем недавняя история, и касается она действительно великих, значимых для истории страны людей. А некоторые факты уже потерялись в вихре времени. Тем ценнее сделанное Дамиром и его командой.
Кстати, она немногочисленна: главный редактор Дамир Уразымбетов, тексты составляли он же и Тогжан МОЛДАЛИМ. Перевод на казахский делала Тогжан. Художник (респект ему, все так красиво и изысканно!) – Дулат ДЕНДЕР, дизайн и верстка – Гузель НУРИМБЕТОВА.
Проект некоммерческий, сделан на энтузиазме участников и из личных финансовых вложений Дамира. Календари поначалу хотели продавать, но не получилось. Потом просто раздарили тем, кто мог оценить их по достоинству.
Для меня этот подарок очень ценный. И я рада, что смогла отблагодарить Дамира: он никак не мог найти здание, где когда-то, в 1934-м году, располагалась Музыкально-хореографическая школа. Он знал, что её организовали на базе детского дома №13 по адресу: ул. Сибирская, 37, перекресток Кавалерийской. Но не знал, где это. А я знала.
Мы с Дамиром встретились у Софийского собора, что на улице Ашимбаева, а это и есть бывшая Кавалерийская улица. Нынешний собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии стоит на месте первой верненской церквушки (об этом я писала, повторяться не буду), то есть это хороший ориентир. Дальше направились в сторону улицы имени Ивана КУРАТОВА (бывшая Сибирская).
И через пять минут были у дома. Сейчас это обычный жилой дом на несколько хозяев, березок со старого фото давно уже нет… А сам дом цел, хотя и не в очень хорошем состоянии. Памятной доски Музыкально-хореографической школе, где преподавали основатели казахстанского балета, там нет и пока не предвидится. Но все ж в наших руках, сделаем. Доска нужна – именно здесь начиналась история нашего балетного искусства…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!