Ratel.kz публикует самые интересные и острые материалы авторов сайта за прошедший год
Журналисты, обозреватели и авторы нашего портала вспоминают уходящий год: какими самыми громкими и запоминающимися событиями он был наполнен, какие эмоции вызвал у них и в обществе.
Рахат-лукум для бедных
На экраны страны вышел фильм Рустема АБДРАШЕВА «Алмазный меч».
На снимке: Рустем Абдрашев на съемках фильма «Алмазный меч».
У насквозь советского писателя ЕСЕНБЕРЛИНА о торжественном моменте сказано несколько скуповато:
«На другой день сам Асан-Кайгы благословил ханство Джаныбека, и уже от имени всех без исключения казахских родов был омыт Джаныбек в молоке сорока белых кобылиц и поднят на белой кошме».
Ну кто так поднимает на царство… Вот у придворного режиссёра Абдрашева совсем другой коленкор. Свежепровозглашённый хан прикладывает руку в перстнях к царственной груди и произносит инаугурационный спич:
«Вы посадили меня на белоснежную кошму, вы попросили меня быть вашим ханом…»
Вы.
Попросили меня.
Быть вашим ханом.
И явно недостаёт: спасибо за доверие, товарищи. Постараюсь его оправдать.
Собственно, ради этого финала весь фильм и снимался. А вы думали, для чего?
Знаю, съёмочная группа заголосит: к чему это бесплодное злословие? Это не учебник истории, это искусство! Отвечу. Это действительно не учебник истории. Собственно, история здесь тоже ни при чём. Но ведь это и не искусство. И уж совсем не искусство кино.
Это слепленное на скорую руку из жёваного папье-маше, обильно политое патокой и украшенное жжёным сахаром ложное, поддельное изделие. Такие ставят в витринах кондитерских. Смотреть можно, есть нельзя. Приятного аппетита.
Титры.
Опус Мады
Рецензия на книгу «ЖИР» 24-летней Мадины МУСИНОЙ (Мада Мада).
На снимке: Мадина Мусина (Мада Мада).
В том-то и дело, что Мусина и не старается никого шокировать. Это её обыденный словарь, с помощью которого она инстинктивно, бессознательно отвергает изношенный, лживый, испакощенный язык агонизирующей эпохи.
Она отшвырнула слог изолгавшегося поколения родителей и пользуется волапюком подворотни, рэперского пятачка, кабацкой стойки. И нисколечко не стесняется членов своей семьи, похожих на пассажиров корабля дураков. Картина, созданная такими ядовитыми и пахучими красками, никак не реалистична.
Это комический гротеск, это иронический треш с вкраплениями искромётного бурлеска, это всё что угодно, но только не «социальный протест молодого поколения»! Потому что, читая «опус Мады», читатель смеётся от души, взахлёб, до слёз и, если верить классикам, именно в этот миг расстаётся с позорным прошлым, которое никак не спешит уходить со двора современности.
Уймитесь, чувихи!
Праматерью этого вида женщин следует считать Афину Палладу, которая родилась прямо из головы Зевса и уже в боевых доспехах.
Из украшений они предпочитают жемчуг. Количество нитей убывает в обратной геометрической прогрессии. Чем выше должностная ступень, тем нитей меньше, а жемчужины крупнее.
Американская татешка Мадлен ОЛБРАЙТ двадцать лет тому назад реабилитировала брошь - аксессуар, когда-то изгнанный из повседневной моды за мещанство, и теперь номенклатурные женщины всех мастей носят на грудях птичек, пчёлок и алые маки Иссык-Куля.
Причёску эта особь носит благоразумную. Каре, «итальянка», сэссон. Иногда даже обидно – неужто наш родимый истеблишмент не в состоянии родить нечто похожее на депутата российской Госдумы мадам ПЕТРЕНКО с грандиозной мелкокурчавой посудной мочалкой на голове? Была КОРЖОВА с ветхозаветным валиком на голове, но валик свалялся и растворился, как, впрочем, и сама Коржова.
Нет, наша дама лишь иногда несколько перебирает с лаком для волос, а длина и цвет их не выходят из пределов чиновной нормы. Партдамочки вволю наигрались в платиновых блондинок, но лак для волос – это святое. Это скрепа. Забетонированная укладка символизирует незыблемость убеждений и правильность курса её носительницы.
Что пересадили Сиви Махмуди?
Рецензия Салимы ДУЙСЕКОВОЙ на фильм режиссёра Данияра САИДА «Слепая любовь», который вышел на экраны страны.
На снимке: Сиви Махмуди.
Это не мелочные придирки, не злобное брюзжание, не жёлчные выпады. Это стон. Хорошо, раз демократия, то Госкино не нужно. И редакторов к чёрту, и сценарную коллегию туда же. И без приказа о запуске в производство можно обойтись, и без календарно-постановочного плана тоже. И никакого отдела технического контроля. Это же всё «совок», его смрадная «отрыжка». Главное, есть деньги, стало быть, технические услуги можно купить у кого угодно. И никто не вправе спрашивать у Сиви Махмуди - откуда у неё эти деньги? Заработала. Накопила. Сэкономила на косметике. Папа дал. Допустим.
Но вот вопрос остаётся: почему Министерство культуры выдало разрешение на прокат? Или довольно того, что в картине нет порнографии, сцен садизма и всяких там «призывов»? А то, что так называемый фильм состоит из откровенной околесицы, сдобренной ужасающей профессиональной безграмотностью, - никого не волнует?
Жаба и голубка
Пять сестёр Джамала пошли в матушку и нравом, и статями. Тощие, рыжеволосые, похожие на пёстрых кур. Сестрёнка Гульки довольно остроумно сложила имена четырёх младших пиявиц – Жовхар, Асама, Бирлант, Асия – в аббревиатуру ЖАБА.
Самую старшую звали – Кхокха. С чеченского – голубь. Голубка. Муж Голубки уехал в Чечню воевать, да там и сгинул. Асама замуж сходила и вернулась, потому что не смогла выносить за десять лет ни одного ребёнка. Жовхар, Бирлант и Асия были старые девы.
ЖАБА и Голубка пили кровь Гульки со сладострастием, на какое способны только безмужние несчастливые женщины, обречённые навсегда остаться в отчем доме и только с горечью наблюдать, как носится по нему, напевая под нос, сноха, с лицом, не ведающим ни гнева, ни обиды.
Не помнящая и не видящая зла пташка. Пуще всех лютовала Кхокха. То сорвёт мокрые простыни и Гульке в лицо швырнёт – перестирай, там пятна, то ведро с мыльной водой опрокинет прямо на пол, то курятник откроет будто невзначай и обвинит Гульку в небрежности, то…
Злодеяния были гнусные, мелкие и от этого ещё более отвратительные.
- Что ж они замуж не повыходят? – сочувственно спрашивали женщины.
- Не за кого им выходить. Нормальные все разобраны, все женаты. А остальные или наркоманы, или бандюки. А за другую нацию им нельзя, позором считается.
И глупо прибавляла – у нас так.
Родова
Давно вытерлись и выгорели апашкины корпешки. Уже не у кого даже спросить: а как её звали-то?
Один из её многочисленных внуков, от младшего сына, родился вроде обычным здоровым младенцем. И только когда стал подрастать, заметили - что-то с ним не так. Поздно пошёл, вовремя не заговорил, только мычал глухо. Врачей-дефектологов в ауле, разумеется, не было. Их и сейчас там не водится. А с годами и вовсе стало понятно, что мальчик умственно отсталый. Родственники, кто поавторитетнее, осторожно советовали сдать мальчика в специальное учреждение, но бабушка устроила всем грандиозную выволочку. Кричала надсадно:
- Как можно отдать своего ребёнка в казённый дом? Сердца у вас нет! Ему же там плохо будет, с чужими людьми! Изверги вы… Только попробуйте! Прокляну! Пока я жива, этому не бывать!
Как сказала, так и получилось. Через год после её смерти, справив поминки, дядя с женой отвезли сына в область, в нестерпимо печальное место, где унылые коридоры, много железных ржавых кроватей и пахнет горем.
Первое время они ещё приезжали к нему. Познакомились там с русской пожилой нянечкой. Одаривали её чем могли и оставляли гостинцы для мальчика. Чтобы подкармливала его понемногу, поштучно. Мальчик приходил к нянечке на кухню, провонявшую кислой капустой, она вручала ему пряник или карамельку, и он кланялся, прикладывая руку к груди… Родители приезжали всё реже и реже. Говорить он так и не научился. А через несколько лет умер.
Шнырь
Нынешние патриции, чья кровь была поистине имперской, одряхлели и постепенно сходят со сцены. Угадайте с одного раза, кто идёт им на смену.
Было бы крайне легкомысленно полагать, что шнырь – безвредный субъект, неспособный на крупный отчаянный поступок или даже на преступление.
В середине 90-х годов начальник областного Таразского УВД полковник ТЕМИРБАЕВ, переведённый откуда-то из северных областей, принялся наводить порядок в насквозь бандитском городе. Специально подобрали человека, не замаранного связями с местной властной мафией.
Спустя месяц полковник был убит. У себя в рабочем кабинете. «Не надо нам ваших порядков, ағай».
Выстрелом в затылок.
Кто мог подойди к нему, сидящему за столом, со спины? Угадайте с трёх раз.
Приятного просмотрика, Бауке!
Почему переозвучили фильм Рашида СУЛЕЙМЕНОВА «Когда ангелы спят».
Погасили свет. Пошли первые кадры. По школьному коридору идут директор и молодая учительница. Директор — запущенное карэ, скучный костюм заезженной «реформами» шкрабины, усталые глаза. Учительница – соблазнительный силуэт, шпильки, юбка-карандаш, гладкая причёска. Профессионально напряжёнными голосами обсуждают инцидент. Пацан из простой семьи вломил акимёнышу по башке. Директор, возмущённо:
- Разбить голову сыну акима района!
Учительница:
- Мы не вправе наказывать ученика за мужской поступок. Дети будут думать, что правила распространяются на простых детей, а на детей акимов – нет!
И тут случилось неожиданное.
Чиновник взвился с места. И стремительно покинул зал… Ещё кино толком не началось!
Бабий ветер
Самая ожидаемая рецензия года: Салима ДУЙСЕКОВА прочитала книгу Баян ЕСЕНТАЕВОЙ (МАКСАТКЫЗЫ) «Баян. Обо мне и не только».
У Дины РУБИНОЙ в новом её романе описывается атмосферное явление, один из ветров Камчатского края. Местные называют его «Бабий ветер». Возможно, это просто выдумка Рубиной, всё-таки она писатель. Нам это неважно, живописен сам образ:
«…Веселый такой, слегка морозный ветерок редко случается, в месяц – считаные дни. Вот хозяйки и ждут его, как манны небесной, и чуть задул, перестирывают всё белье в доме, развешивая во дворах, на крышах и балконах… Вся округа плывет под парусами простыней и пододеяльников».
Сочинение Баян – тот же бабий ветер. Постирать, выполоскать, отжать и развесить хлопающее на ветру бельё – нате вам! Всё равно от людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас.
Жалко, что написано слабо. Не бьётся пульс. Когда круглосуточно и затратно работаешь на образ, кормя Инстаграм, не остаётся энергии на осмысление.
Был у Баян шанс написать дерзкую книгу. Резкую, правдивую, пронзительную.
Не получилось.
Может, в следующий раз?
Педагогическая поэма
Соседки и родственницы несли папе сгоревшие утюги и вентиляторы. Утюгам отрезал бессовестно короткие шнуры и приделывал длинные, метра на два, на три, в надёжной резиновой оплётке. А вовнутрь прикручивал болтами металлическую плашку. Женщины чуть ли не рыдали от счастья. Отяжелевший утюг гладил лучше. А главное - можно было включить его в одном углу комнаты, а утюжить в другом. И штепсель не выскакивал позорно из розетки от малейшего натяжения.
На алюминиевых и стальных кастрюлях, ковшах, бидонах, мисках вытачивал кувшинное устьице. Чтобы сливать молоко или масло, не расплёскивая. Сколько полуметровых вязальных спиц из стальной проволоки он сделал и раздарил, когда случилось повальное увлечение оренбургскими платками.
Ночами папа слушал «Голос Америки» и нам разрешал. Радиоприёмник булькал, свистел, шипел, хрипел заглушаемыми голосами, жёлтая фосфорически блестящая палочка сновала по полям с магическими надписями – Мадрид, Нью-Йорк, Токио, Лондон, Калькутта. Там шумел огромный, таинственный, притягательный и прекрасный мир.
А ещё папа не терпел тупых инструментов. На точильном круге сам доводил лезвия ножей, ножниц, топоров, даже лопат до хирургической остроты.
Папе девяносто лет.
У него почти нет зрения и слуха.
Иногда я даже постыдно рада этому.
Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости.
Маразма, который простирается вокруг.