
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
В те времена, когда про всяческие "дроны" не то что не слышали – не думали, фотосъёмка Алма-Аты с воздуха была сопряжена с большими трудностями. Для этого как минимум был необходим вертолёт. Час полётного времени "Ми-8" стоил в те годы 800 рублей – почти столько же, сколько легендарный "Запорожец". Однако, даже имея такие деньги, арендовать вертолёт для полёта над столичным городом было нереально. Для того существовала масса запретов.
Между тем, в те годы плановой экономики в стране было предостаточно организаций, способных и платить, и летать. Сколько нужно и где нужно.
Одной из таких знатных контор был "Казгидромет", где автору довелось поработать на рубеже 1970-х-80-х годов минувшего столетия. Я работал в снеголавинной службе, и в круг моих служебных обязанностей входил регулярный облёт горных территорий Казахстана. В результате чего я располагаю ныне любопытными снимками тогдашних городских окраин Алма-Аты с пресловутой "высоты птичьего полёта".
Контуры будущего
Ординарный полёт начинался рано утром в Бурундайском аэропорту, откуда "борт" подымался к горам вдоль восточных предместий города, до Каменки, а потом резко разворачивался на восток и шёл над "прилавками" вдоль южной границы городских кварталов.
Если бы можно было повторить такой маршрут ныне, то он бы протекал над сплошными городскими кварталами. Но тогда всё внизу выглядело совершенно по-другому. Слева по курсу лежали молодые кварталы столицы Казахстана, справа... Справа всё было во власти природы, рукотворной и нерукотворной.
Пограничными улицами, отмечавшими городские окраины, в 1981 году считались Аэропорт, станция "Алма-Ата-I", Северо-Западное кольцо и проспект Рыскулова (на севере), тихая улица Саина с небольшим выпирающим выступом строящегося микрорайона "Орбита" (на западе), проспект Аль-Фараби, микрорайон "Казахфильм" и река Весновка (на юге), Малая Станица и микрорайон "Алтай" (на востоке).
Внутри периметра сплошной застройки однако не отмечалось – алмаатинцы ещё только привыкали к названиям новых микрорайонов: "Алмагуль", "Дария", "Дорожник". И горожане, живущие в привычном центре, если что-то и знали про них, то все знания, как правило, ограничивались тем, что это "где-то у чёрта на куличках". Хотя "номерные" микрорайоны, с которыми жители Алма-Аты успели свыкнуться за полтора десятилетия, стали к тому времени полноправными частями города.
Любопытен один из снимков, на котором представлена строящаяся на тогдашнем отшибе больница "Калкаман". На таких же "пустырях" к западу от города находились статусные санатории "Казахстан" и "Алма-Ата", а также новая телевизионная станция "Орбита", с непривычным космическим очерком.
Райские пустоши
А что, собственно, представляли собой в те годы эти "пустыри" за ближайшей околицей города?
Классическую сельскую местность с некоторой местной спецификой. Колхозы-совхозы, поля-огороды, мычащие по утрам и вечерам стада коров, утопающие в зелени деревьев домики, частоколы лесозащитных полос из пирамидальных тополей, овраги и балки с "нетронутой" природой, пыльные просёлки, повсеместные сады.
Именно сады оставались в те годы основным элементом ландшафта всех ближайших окрестностей города. Сообразно ономастической заповеди – это были сплошные яблоневые сады. Весной они наполняли окраины Алма-Аты (да и не только окраины!) тончайшим благовонием цветущих яблонь. Осенью из них до окон ближайших микрорайонов всё ещё долетал эндемичный ароматический дух знаменитого апорта, такой привычно возбуждающий горожан.
Летом и зимой эти знаменитые сады пригородных хозяйств (на всю страну знаменитые!) были излюбленным местом незатейливого отдыха горожан.
Летом в густой тени яблонь алмаатинцы устраивали импровизированные пикники – с расстеленными одеялами, заготовленной по случаю снедью (шашлыки в те годы были нечасты, а про всякие "барбекю" вообще не слыхивали), охладительными (и горячительными – как без того?) напитками, волейболом-бадминтоном, степенными беседами разомлевших взрослых и восторженным повизгиванием резвящихся детей.
Колхозно-совхозные власти не препятствовали такому рекреационному использованию садов. Да и как препятствовать – это была городская традиция, заложенная ещё в "верненские" времена (тогда, правда, "отдыхающие" арендовали на время пикников участки садов у хозяев, которые даже ставили для них под яблонями деревянные столы и скамьи).
Правда, по мере созревания плодов доступность садов для массовых посещений (особенно "неорганизованными" детьми) становилась не столь лёгкой. За сохранностью урожая следили грозные объездчики с плётками, денно и нощно патрулировавшие вверенные им участки в поисках непрошенных гостей. Обычно этим делом занимались в колхозах-совхозах суровые кавказцы, и многие из тогдашних пионеров-школьников испытали на своих детских шкурках неотвратимое возмездие за расхищение социалистической собственности.
Но сбор урожая (не без участия горожан) вновь возвращал сады в "коллективное пользование". Осенние прогулки со сбором "трофеев", оставшихся от борьбы с урожаем штатных сборщиков, можно считать ещё одной алма-атинской традицией. Особенно популярными для таких гастропоходов считались горные сады в ближайших ущельях и урочищах.
Но даже зимой яблоневые эдемы, окружающие Алма-Ату, вовсе не оставались безлюдными. Поколения 1970-х почти поголовно "стояло на лыжах", и благодаря этому накатанная лыжня, проложенная по ближайшему саду, являла собой привычный элемент снежного пейзажа.
Можно сказать, что своеобразный яблоневый культ, был в крови алмаатинцев того времени. Священные сады нежно обнимали город с трёх сторон. На юге они взбирались по террасам почти до самых горных ельников. На востоке колхозные приволья были изрядно перемешаны с частными садами горожан и дачников.
В начале 1980-х окружающие Алма-Ату сады ещё цвели и плодоносили вовсю…
Андрей Михайлов - писатель, автор географического романа "Казахстан" и серии книг "Как мы жили в СССР".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!