Столичный суд решил отобрать автобусы у ТОО "SemeyBus"

6002 просмотров
0
Антон СЕРГИЕНКО
Среда, 23 Июн 2021, 09:00

А в Усть-Каменогорске в это же время перевозчики выразили готовность обновить свой подвижной состав

Ситуация с перевозками в крупных городах Восточного Казахстана продолжает накаляться. В судебном кабинете появилось решение специализированного межрайонного экономического суда города Нур-Султана по иску акционерного общества "Фонд развития промышленности" к товариществу с ограниченной ответственностью "SemeyBus". Третьими лицами выступали: аппарат акима Восточно-Казахстанской области, аппарат акима города Семей, ТОО "СемАЗ"; ТОО "DaewooBus Kazakhstan" и отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея. Истец требовал изъять у ответчика предмет лизинга, то есть десятки автобусов казахстанской сборки.

Читайте также
Десятки тысяч семейчан не смогли добраться до работы

В ходе судебных заседаний каждая из сторон объясняла своё мнение по отношению к этому вопросу. АО "Фонд развития промышленности" представил данные о том, что между ним и ТОО "SemeyBus" был заключен договор финансового лизинга, по которому приобрели 170 автобусов стоимостью 4 миллиарда 135 миллионов тенге. По графику лизинговых платежей с 21 мая 2019 года нужно было погашать по 44 миллиона 490 тысяч тенге ежемесячно.

"С 21 января 2020 года ответчик находится на просрочке. 15 апреля 2021 года лизингополучателю объявлен экономический дефолт и проект признан проблемным. 16 апреля 2021 года ответчику направлено уведомление с требованиями об изъятии предметов лизинга. Количество дней просрочки оплаты задолженности составило более 440, по состоянию на 16 апреля 2021 года имеется задолженность в размере 4 миллиарда 251 миллион тенге. В целях досудебного урегулирования спора неоднократно направлялись уведомления о наличии просроченной задолженности, а также предупреждения о возможном истребовании предметов лизинга, которые оставлены без внимания", - говорится в документах.

ТОО "SemeyBus" апеллировало к тому, что, заключая договор финансового лизинга, истец и ответчик понимали, что автобусы приобретаются для осуществления регулярных перевозок пассажиров в Семее по социально значимым, то есть нерентабельным, маршрутам. Договор заключался еще до начала осуществления ответчиком какой-либо деятельности, и ТОО "SemeyBus" не обладало какими-либо активами, которые могли быть использованы для покрытия убытков в случае финансовых проблем. Стороны понимали, что доходов, получаемых от пассажиров по утвержденному акиматом убыточному тарифу будет недостаточно для осуществления лизинговых платежей, и без выплаты ответчику местным исполнительным органом установленных законодательством бюджетных субсидий, обслуживать обязательства по договору лизинга будет невозможно. Поэтому ответчик просил в иске отказать.

Читайте также
Война войной, а тендеры по расписанию

Аппарат акима ВКО направил письменный отзыв, в котором не отрицает факта наличия длительной просрочки по платежам и считает, что доводы лизингополучателя об отсутствии субсидирования государством убытков кредитора "являются несостоятельными, поскольку субсидирование не вытекает из условий договора финансового лизинга, а связано вопросами выделения средств из бюджета, которые не рассчитаны на погашение платежей перевозчика по договору лизинга, просит иск удовлетворить".

Аппарат акима Семея заявил, что обязательства местного исполнительного органа по субсидированию за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, возникают после включения маршрута в перечень социально-значимых сообщений определяемый местным представительным органом.

8 апреля 2021 года на субсидирование социально-значимых маршрутов города выделено 500 миллионов тенге, при этом, погашение задолженности предыдущего периода за 2019-2020 годы за счет субсидий не представляется возможным. Также, по версии чиновников, у ТОО "SemeyBus" за период деятельности образовалась задолженность в размере 2 051 700 тенге, после чего ТОО "SemeyBus" потребовало поддержку в виде субсидий в размере 3,5 миллиарда тенге ежегодно и повышение тарифа, то есть, только за год предприятие требовало объем субсидий, равный стоимости всего проекта, что для государства экономически нецелесообразно.

Читайте также
В прокуратуру и Антикоррупционную службу поступили заявления на чиновников Семея

Уже в ходе судебного разбирательства представитель ответчика объяснил суду, что в целях обеспечения акиматами субсидирования убытков ответчика, между акиматом Восточно-Казахстанской области, акиматом г.Семей, истцом, ответчиком и производителями автобусов ТОО "СемАЗ" и ТОО "DaewooBus Kazakhstan" было заключено соглашение о поддержке проекта "Обновление общественного транспорта в городе Семей" от 24 декабря 2018 года. Там было прописано, что в случае предоставления низкорентабельных социально значимых маршрутов нужно будет обеспечить соответствующий уровень субсидирования убытков перевозчиков; утвердить тарифы на регулярные перевозки пассажиров с дальнейшим обеспечением субсидирования убытков перевозчиков, связанных с обслуживанием социально-значимых маршрутов регулярных автомобильных перевозок пассажиров, а также компенсации стоимости билетов по группам пассажиров с льготным статусом и т.д. Акиматы свои обязательства в рамках соглашения по субсидированию убытков ответчика, связанных с осуществлением социально значимых перевозок не выполнили, вина ответчика в образовании задолженности по лизинговым платежам отсутствует, поскольку считают, что вина лежит на акиматах года Семей и ВКО, возможность погашения задолженности по договору лизинга еще не утрачена.

Впрочем, это мало повлияло на итог процесса, так как, по мнению суда, такой подход к вопросу исполнения обязательств по договору является неверным по фундаментальной стороне, поскольку, исходя из общих положений гражданского законодательства, юридическое лицо должно ориентировать свой бизнес таким образом, чтобы иметь возможность обслуживать свои обязательства перед кредиторами и иными третьими лицами за счет своей основной операционной деятельности.

"При этом, государственные субсидии являются инструментом восполнения убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров и не предназначены напрямую для аккумулирования доходной части предприятия и погашения ежемесячных платежей перед лизингодателем в объеме 100%. Ответчиком, при позиционировании проблем с субсидированием и виной акиматов, суду не представлены достаточные доказательства того, что им были совершены исчерпывающие действия и меры по разрешению указанных вопросов, в том числе в судебном порядке.

Читайте также
Полмиллиарда тенге срочно нужно перевозчикам Семея, чтобы избежать коллапса

Из многочисленных ходатайств о приостановлении производства по настоящему делу следует, что ТОО "SemeyBus" начало инициировать судебные процессы в СМЭС ВКО, лишь после объявления ему экономического дефолта и наступлении реального прогноза утраты предметов лизинга на основании условий договора. Анализ перечисленного показывает, что доводы ответчика о возложении полной вины на акиматы являются несостоятельными", - написано в официальном документе.

В итоге суд решил: исковое заявление АО "Фонд развития промышленности" к ТОО "SemeyBus" об истребовании предмета лизинга удовлетворить и истребовать у ответчика все взятые в лизинг автобусы. Апелляционные жалоба, ходатайство прокурора могут быть поданы в течение одного месяца со дня вынесения решения. Совпадение или случайность, но во вторник, 22 июня, работники предприятия устроили очередную забастовку и автобусы не вышли на линию. За разъяснением ситуации мы обратились к директору ТОО Болату КИЛИШБЕКОВУ.

- Конечно, будет апелляция на решение суда с нашей стороны, но перевозить народ как-то нужно, поэтому мы предполагаем и дальше выводить автобусы на маршруты. Но конкретно сегодня водители и кондукторы отказались выезжать на линию, и мы ничего с этим не смогли поделать, приехали все структуры с ними беседовать заинтересованные, но добиться в итоге ничего не удалось, как будет завтра, я сказать не могу, - сказал он.

Кстати, буквально неделю назад, в среду, 16 июня, работники перевозчика тоже устраивали забастовку и вышли на маршруты только после долгих уговоров. В результате крайними остались простые горожане, которые не смогли уехать на работу и по делам.

Ratel.kz писал о том, что несколько месяцев в Семее набирает обороты скандал, связанный с противостоянием автопарка, практически наполовину принадлежащего государству. В середине апреля администрация Семея разорвала контракт с крупным перевозчиком, почти половина активов которого принадлежит самому акимату. Вообще же, конфликт между сторонами длится уже не первый месяц и никак не решается. В начале апреля первый заместитель акима ВКО Алмасхан СМАТЛАЕВ и аким Семея Нурымбет Сактаганов представили свою версию, почему сферу общественного транспорта города может охватить коллапс.

Читайте также
Перевозчики Семея наносят ответный удар

Первый заместитель акима ВКО утверждал, что причиной всему неэффективный менеджмент, так как работникам предприятия периодически задерживают заработную плату. Также растёт долг перед Управлением госдоходов, в результате чего счета компании могут арестовать. Директор ТОО "SemeyBus" парировал выпады чиновников из акимата Восточного Казахстана в адрес компании. В своей речи Болат КИЛИШБЕКОВ заявил, что в шоке от озвученной на конференции чиновников информации. А на днях во время большой пресс-конференции перевозчики предъявили финансово-экономические данные автопарка, которые показали, что предприятие находится в критической ситуации.

В субботу, 19 июня, автобусы пропали с улиц Усть-Каменогорска. Десятки автобусов перевозчиков областного центра собрались на одной из конечных остановок и отказались обслуживать маршруты, пока с их транспортных средств не уберут установленные туда валидаторы для электронного билетирования.

Во вторник, 22 июня, пресс-служба акима Восточного Казахстана сообщила, что глава региона встретился с крупнейшими автопарками и они заявили о том, что намерены существенно обновить свой подвижной состав, чего не делалось уже давно. По странному совпадению, прозвучали эти слова лишь после того, как стало известно об итогах суда в Нур-Султане с участием перевозчика из Семея.

"Другой важный вопрос – обновление автобусного парка. Закуп нового транспорта обеспечит комфорт, соблюдение условий конкурсов на обслуживание маршрутов и, в первую очередь, безопасность пассажиров. Некоторые компании областного центра намерены приобрести технику в лизинг, тем более, что государство и ЕБРР готовы оказать поддержку.

Читайте также
Перевозчики Семея раскрыли карты

По итогам встречи достигнута договоренность: перевозчики составят план развития своей отрасли, в который помимо прочего будут включены предложения по изменению маршрутов, а также механизмы обновления подвижного состава автопарков. Следующая встреча состоится через два месяца, на ней планируется перейти к конкретным решениям", - рассказали в акимате.

Директор ТОО "VOSCA" Канат КАЛЕЛОВ заявил, что перевозчики задали вопросы по поводу обновления автобусов и субсидирования и получили обнадёживающие и конкретные ответы.

"Сейчас есть возможность приобретать автобусы в лизинг, обновлять подвижной состав, должно решиться всё за два месяца. По поводу электронного билетирования у нас бывают вопросы, но это мировое требование, это необходимо, это очень удобно, нужно переходить, думаю, мы это в течение двух, трёх недель отладим и будем работать", - сказал он.

Всё это удивительно напоминает события и разговоры двухлетней давности из Семея, когда и перевозчики, и чиновники были оптимистичны в своих прогнозах. В итоге получилось то, что получилось.

Повторится ли в итоге история Семея в Усть-Каменогорске – этот вопрос уже начали задавать друг другу усть-каменогорцы, простаивая по два-три часа на остановках.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
1 мая - исконно американский праздник
День международный солидарности трудящихся появился в результате событий, имевших место именно в США
Дар Тимура: почему самое почётное место в мавзолее Хазрета занимает котёл
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Адвокатам Бишимбаева не понравились футболки потерпевших
Защита экс-министра потребовала удалить тех, кто в футболках с надписью "За Салтанат"
Как за четыре часа в Казахстане отменили георгиевскую ленту
К чему привели "невнимательность заполнения и перекопирование неправильного текста в технической спецификации"
За заявление на акима Усть-Каменогорска активисту "светят" наручники
Полицейские начали служебное расследование по факту угроз со стороны сотрудника правоохранительных органов
Депутат получил срок за реальные деньги и мнимых коров
Под несуществующий скот он взял государственные деньги якобы на развитие животноводства
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.