Жители города связывают резкое уменьшение количества пассажирского транспорта на маршрутах с внедрением электронного билетирования
Обязать перевозчиков областного центра Восточного Казахстана внедрить систему электронного билетирования власти пытаются уже несколько лет, но постоянно что-то мешает. То отсутствие нового подвижного состава, то нежелание автопарков работать с теми компаниями, которые продавливают местные исполнительные органы. Из бюджета регулярно выделяются солидные транши для закупки помещений, оборудования и прочего для функционирования новой для города системы, а единый оператор привлечён именно тот, кого планировали в администрации области (и это вызывает много вопросов). Саму систему обкатали в трамваях, но положительных отзывов от горожан она получила мало. В основном из-за того, что специальную карту можно купить лишь в нескольких местах Усть-Каменогорска и пополнить её можно только в них же.
- Очень неудобно всё сделали. Мне, для того чтобы пополнить счёт на карте, нужно проехать через половину города. Почему нельзя рассчитаться с телефона или карты банка или пополнить так же? Ещё и саму карту нужно покупать за 500 тенге и на каждого члена семьи отдельно. Непонятно, почему власти нам навязывают новый, неудобный способ расчета, но оплату за его внедрение взваливают на нас же, - говорит жительница Усть-Каменогорска Людмила ВАВИЛОВА.
Зачем госструктуры хотят внедрить электронное билетирование понятно, оно сделает прозрачным финансовые потоки в сфере пассажирских перевозок. Но то, каким образом проходит процесс внедрения, не нравится не только горожанам, но и перевозчикам. Во всяком случае, в субботу, 19 июня на маршрутах резко уменьшилось количество автобусов, а вот на конечных остановках их стало больше. Тысячи людей из отдалённых микрорайонов скапливались на остановках и не могли никуда уехать. Таксисты ожидаемо повысили цены. В социальных сетях появились анонимные сообщения, проливающие свет на ситуацию.
«Сегодня на конечной собираются все частники города. У них только одно условие, они просят, чтобы убрали электронные билетирование. Все было как раньше 90-50-45тг (и ещё хочу добавить за проездные и льготные частникам ничего не выделяется, получается они их возят за свой счёт). И за электронные билетирование все боятся и никто не покупает .Так как здесь все непонятно. Оказывается, деньги после прикладывания карты к валидатору будут списываться с карточки пассажира, и идти на счёт ЦУПП! А уже потом ЦУПП будет перечислять средства перевозчикам! При этом мы даже не знаем, смогут ли перевозчики видеть все транзакции и хотя бы знать, сколько они заработали за день, за неделю, за месяц! Представляете, те, кто перевозит, те, кто трудится, не смогут даже точно знать, какую же сумму они в итоге заработали! Хорошая система?», - пишут подписчики популярных городских пабликов.
Акцию перевозчиков люди не поддерживают, но разобраться с итогами своих нововведений требуют акимат. Однако городская администрация традиционно хранит молчание и делает вид, что ничего не происходит, видимо, следуя примете, что если проблему не замечать, то её нет. Подобного коллапса в городе не было с весны 2018 года. Тогда после переговоров в городском акимате автоперевозчики Усть-Каменогорска созвали экстренную пресс-конференцию, на которой заявили об ограничении в движении общественного транспорта. Предполагалось, что на 15 популярных маршрутах автобусы будут появляться только рано утром и ближе к вечеру, когда люди едут на работу и с неё возвращаются. По информации перевозчиков и профсоюза малого и среднего бизнеса, это вынужденная мера для того, чтобы больше тысячи человек не остались без работы.
Кстати, накануне появилось официальное сообщение о том, что запуск системы, который планировался на 19 июня, перенесли на конец июля нынешнего года. А пока работать она будет лишь на некоторых маршрутах в тестовом режиме. Оплата за проезд во всех автобусных маршрутах будет осуществляться за наличный расчет с выдачей рулонного билета (90 тенге), с того момента, как система заработает, проезд за наличные обойдётся уже в 130 тенге.
Усть-Каменогорск стал вторым в Восточном Казахстане после Семея городом, где возникли крупные перебои в работе общественного транспорта. В среду, 16 июня там десятки тысяч человек оказались в заложниках схожей ситуации. На остановках скапливались толпы народа, но уехать никуда так и не смогли - не было автобусов. На интерактивной карте, отслеживающей движение общественного транспорта, огромное количество техники находилось в одном месте.
До этого стало известно, что в Актобе, как писал собкор Ratel.kz Дмитрий МАТВЕЕВ, водители автобусов саботируют электронное билетирование. После поднятия в Актобе с 31 мая цен за проезд и введения электронного билетирования, городские власти обещали актюбинцам, что ездить в автобусах будет приятней. Стоимость проезда для тех, кто оплачивает наличными, определили в 150 тенге. Для тех, кто пользуется проездной картой - 80 тенге. Но проблем у пассажиров только прибавилось. А коллега Анастасия БАГРОВА писала о том, что в Караганде в третий раз сменили оператора электронного обилечивания. Электронное обилечивание в общественном транспорте Караганды обещали сделать с 2015 года. Для горожан это конечно продиктовано вопросами удобства. Финансовые взаимоотношения между акиматом и автопарками давно пора поставить на контроль. Чиновники до сих пор не знают, куда и как уходят субсидии, которые выплачивают автопаркам, чтобы возместить финансовые потери.