Пресс-конференция автопарка, вступившего в конфликт с властями, чуть не превратилась в поле боя
На снимке: директор ТОО "Semey bus" Болат Килишбеков.
Вечером в четверг, 10 июня, руководство ТОО "Semey bus" организовало пресс-конференцию. В ходе мероприятия было запланировано отчитаться о финансах совместного с государством предприятия и попытаться объяснить, почему оно оказалось в таком бедственном положении. Заодно сотрудники автопарка пригласили всех неравнодушных горожан прийти к ним и лично посмотреть абсолютно любую документацию и пообщаться с водителями и кондукторами, для того чтобы понять, кто здесь прав, а кто нет. С этой целью создаётся общественная комиссия, подключиться к работе которой сможет любой желающий.
- Чтобы исключить дальнейшие спекуляции со стороны акимата на тему неэффективного менеджмента, мы решили открыть все цифры и на пальцах объяснить общественности, а заодно и особо одарённым чиновникам, как наш автопарк работал в 2020 году. Теперь каждый месяц мы будем публиковать в открытом доступе все цифры, и любой человек сможет понять, что происходит, - сказал в ходе пресс-конференции директор ТОО "Semey bus" Болат КИЛИШБЕКОВ.
Благодаря электронному билетированию все доходы автопарка абсолютно прозрачны, а каждый пассажир учтён. Сама система контролируется независимым оператором и свела к минимуму наличный оборот. Кроме того, центр управления пассажирскими перевозками при акимате Семея в режиме реального времени видит, где находится тот или иной автобус, и может подсчитать его пробег. Стандартный тариф при электронном билетировании составил 80 тенге, при наличном расчете 140. По данным перевозчика, за 2020 год пассажиропоток составил 21 миллион 144 тысячи 449 человек. Более 91 процента пришлось на пассажиров, которые воспользовались электронной системой билетирования, чуть меньше 10 процентов пришлось на льготные категории, 109 тысяч были перевезены бесплатно. Доход от перевозки пассажиров составил 1 миллиард 702 миллиона 329 тысяч 561 тенге. Ещё 62 с лишним миллиона автопарк заработал на транспортных услугах, доставляя в период карантина сотрудников некоторых предприятий до работы и обратно.
- Самая крупная статья затрат, это заработная плата сотрудников. В среднем у нас работало 542 человека в месяц, средняя зарплата 146 тысяч тенге. В общем, мы насчитали 953 миллиона 461 тысячу 539 тенге. Причём затраты на административно-управленческий персонал составили всего 7 процентов. Из всей этой суммы мы в прошлом году смогли заплатить только 830 миллионов 278 тысяч 346 тенге. Недофинансирование сложилось из пенсионных выплат и индивидуального подоходного налога. На ГСМ было потрачено 554 миллиона 963 тысячи 612 тенге. Все цифры пробега официально подтверждены. У нас в итоге осталось 379 миллионов 862 тысяч 45 тенге. И вот на что они пошли. Платежи оператору электронной системы билетирования (которую, кстати, продвигал акимат, и он же выбирал поставщика услуги) 134 миллиона 271 тысяча 145 тенге. Центру управления перевозками акимата Семея 50 миллионов 79 тысяч 928 тенге. У нас осталось 195 миллионов 510 тысяч 372 тенге. На ремонт автобусов мы смогли выделить только 82 миллиона 541 тысячу 30 тенге. Эта статья сильно недофинансирована. 23 миллиона потратили на страховку, на питание для сотрудников ушло 34 с лишним миллиона. В итоге осталось 54 миллиона 471 тысяча тенге. Их потратили на длинный перечень расходных статей. В которые входит коммуналка, моющие средства и так далее, - резюмировал спикер.
Подсчёты действительно скрупулёзны. Нечасто в Восточном Казахстане цифры высчитывают до тенге. Выяснилась и сумма, которую "Semey bus" задолжал. В первую очередь это лизинговые платежи. Долг по ним за прошлый год составил 1 миллиард 16 миллионов тенге. Невыплачены налоги на сумму 358 миллионов и обязательные пенсионные взносы сотрудников - 101 миллион. Общий убыток, по данным сотрудников автопарка, составил 1 миллиард 286 миллионов тенге. Если опираться на озвученные цифры, то выходит, что "Semey Bus" физически не мог выплачивать лизинговые платежи без субсидий, которые обещал при организации совместного предприятия акимат региона. На пресс-конференции озвучили цифру в размере 1 миллиарда 675 миллионов тенге. По заявлению руководства перевозчика, если в ближайшее время не решить вопрос с выплатой субсидий, то предприятие неизбежно остановится, а вложенные в него государственные и частные инвестиции будут безвозвратно потеряны.
На устроивших пресс-конференцию ораторов обрушился настоящий град вопросов, сводящийся к тому, каким образом удалилось довести компанию до такого состояния, на которые так или иначе им удалось ответить и даже изумиться, почему эти вопросы адресованы лишь им, а не компаньонам из акимата.
К слову, на мероприятие подоспели представители областной и городской администрации. Они вновь озвучили официальную позицию. Например аким Семея Нурымбет САКТАГАНОВ заявил, что все вопросы будут решаться компетентными органами, в частности идут разбирательства в суде. В целом сложилось впечатление, что автопарк полностью независимый, а не государственный на 49 процентов.
Одна из находившихся в зале участниц задала градоначальнику весьма интригующий вопрос:
- Почему руководитель городского отдела внутренней политики скидывает в группу, где все SMM, ссылку на публикацию и говорит, что нужно негативно прокомментировать про автобусы ТОО "Semey Bus"? Это же совместно с частником государственное предприятие, а госслужащий представитель государства? Это нормально?
- Я первый раз слышу об этом, узнаю, - ответил Сактаганов.
В завершении мероприятия некоторые его участники устроили бурную перепалку, в результате которой пресс-конференция едва не была прекращена. Спикерам пришлось успокаивать собравшихся некоторое время. Финальным же аккордом стал обмен вопросами между представителями перевозчика и акиматом.
Ratel.kz уже не раз писал о том, чем может аукнуться простым горожанам долгоиграющий спор между главным перевозчиком города и региональным акиматом. В середине апреля администрация Семея разорвала контракт с крупным перевозчиком, почти половина активов которого принадлежит самому акимату. Вообще же, конфликт между сторонами длится уже не первый месяц и никак не решается. В начале апреля первый заместитель акима ВКО Алмасхан СМАТЛАЕВ и аким Семея Нурымбет Сактаганов представили свою версию, почему сферу общественного транспорта города может охватить коллапс.
Первый заместитель акима ВКО утверждал, что причиной всему - неэффективный менеджмент, так как работникам предприятия периодически задерживают заработную плату. Также растёт долг перед Управлением госдоходов, в результате чего счета компании могут арестовать.
"С момента получения лизинга ТОО "Semey bus" не выполняет договорные обязательства по кредиту. Предприятию уже была предоставлена отсрочка по платежам. Однако долг так и не погашался и на сегодняшний день увеличился до 1,1 млрд тенге. С момента просрочки по кредиту "БРК-Лизинг" неоднократно уведомлял компанию о необходимости погашения задолженности по лизингу и возможном досрочном расторжении договора с изъятием предметов лизинга. Если же это произойдет, деятельность ТОО "Semey bus" будет остановлена", - говорил он.
А градоначальник заверял, что рассматривается вопрос о выделении предприятию полумиллиарда тенге.
Директор ТОО "Semey Bus" парировал выпады чиновников из акимата Восточного Казахстана в адрес компании. В своей речи Килишбеков заявил, что в шоке от озвученной на конференции чиновников информации. Несмотря на все распри автобусы перевозчика ежедневно выходят на линию. Если это прекратится, то заменить их будет просто нечем.