Ratel.kz публикует самые интересные и острые материалы авторов сайта за прошедший год
Журналисты, обозреватели и авторы нашего портала вспоминают уходящий год: какими самыми громкими и запоминающимися событиями он был наполнен, какие эмоции вызвал у них и в обществе.
Кому нужно казахстанское кино за рубежом?
Министру культуры и спорта страны Арыстанбеку МУХАМЕДИУЛЫ до сих припоминают озвученный им список фильмов, которые позорят Казахстан.
Чиновник заклеймил кинорежиссеров Адильхана ЕРЖАНОВА и Эмира БАЙГАЗИНА, правда, потом объяснился, что его не так поняли.
Байгазин и Ержанов, между тем, продолжают регулярно «позорить» страну, привозя с зарубежных фестивалей многочисленные награды.
Почему наши театры не могут брать натурой?
Концепция «бедного театра» появилась в середине прошлого века в Польше. Режиссер, культуролог и реформатор современного театра Ежи ГРОТОВСКИЙ придумал собственную театральную систему, в которой отказался от музыки, сценографии, костюмов и прочих внешних атрибутов, сосредоточив внимание исключительно на актере.
Таким образом, для функционирования «бедного театра» по Гротовскому необходим только актер и зритель. Но в наших современных отечественных театральных реалиях выражение «бедный театр», особенно когда дело касается театра частного, приобретает буквальный смысл.
Азиз Бейшеналиев: Да, я не казах, но мне здесь хорошо
Поэтому мне здесь после Москвы хорошо. Я понимаю, что я мог бы жить где угодно. Постсоветская Средняя Азия, постсоветская Россия, Восточная Европа, Западная Европа, где угодно – с той или иной степенью душевного комфорта, мне по большому счету «по барабану». Я умею абстрагироваться от того, что мне не нравится, замыкаться в какой-то своей внутренней эмиграции, общении с книгами, с друзьями.
Мне достаточно, чтобы была постель, работающая канализация и какой-то минимальный доход на жизненные потребности. Поэтому я мог бы так же продолжать жить в Москве. Но просто моему сыну нравится здесь. Он-то вырос не в Средней Азии, и для него то, как люди общаются друг с другом здесь, после московского стиля общения, было культурным шоком. Это было его желание - переехать сюда. Он говорит: папа, тут люди добрее.
Когда театр начинается с пеленок
Диалоги со зрителем, даже в том, что касается правил поведения в театре, артисты Baby Lab тоже переводят в игру. Так, к примеру, автор спектакля «Все подряд» Катерина КОЧНЕВА предложила детям «приклеить» себя к полу (а в шатре Лаборатории на фестивале стулья предлагались только взрослым, малышей усаживали на пол поближе к «сцене») воображаемым клеем, чтобы просидеть, не двигаясь, все время действия – не очень продолжительное, кстати, всего полчаса.
Это явно диссонирует с методом «садитесь и заткнитесь», который часто можно наблюдать на детских спектаклях в казахстанских театрах – к нему любят прибегать учителя или воспитатели, которые ведут своих подопечных на спектакли.
Автограф для ФСБ
Вообще мы, конечно, отдавали себе отчет, что спектакль едет не на театральный фестиваль, а на прайд – мероприятие ЛГБТ-сообщества.
В конце августа я получила письмо от мурманской активистки Валентины ЛИХОШВЫ: информацию о «Комьюнити» она просто нашла в сети. Нас приглашали на Barents Exchange – конференцию для представителей ЛГБТ Севера Норвегии и Северо-Запада России.
Команда спектакля «Комьюнити» - это три человека: я как продюсер и драматург, режиссер и актер Антуан ДУКРАВЕЦ и актриса Ксения МУКШТАДТ.
В Киркенес Антуан и Ксения отправились вдвоем – с принимающей стороной мы договорились обо всех условиях достаточно быстро.
Единственное, что показалось странным – письмо от организаторов за несколько дней до вылета, в котором нас просили до начала конференции никому не рассказывать о ней, чтобы «все участники и спикеры смогли без сюрпризов добраться до места проведения».
Позоры и сборы
Министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ дал интервью на Санкт-Петербургском культурном форуме.
Журналист припомнил чиновнику его список фильмов, «позорящих» страну, на что глава культурно-спортивного ведомства заявил: отечественные режиссеры больше никого не оскорбляют.
Модернизируйте меня полностью
Что вообще включает в себя модернизация сознания, рядовому казахстанцу не ответить: попробуйте спросить прохожего на улице – вряд ли услышите внятный ответ.
Зато алматинский поэт Ануар ДЮЙСЕНБИНОВ точно продемонстрировал, что такое постмодернизация. Его стихотворение «Рухани кенгуру» несколько недель назад вирусом разлетелось по фейсбуку.
из западной европы в западный китай
скачет наш маленький бежит наш кішкентай
и в холод и в жару и в гору и в дыру
вывозит все невзгоды Рухани Кенгуру