На фестивале современного искусства Astana Art Fest три дня стоял шатер с логотипом Baby Lab
Baby Lab, или Бэби Лаборатория, - российская театральная команда, которая была создана в 2014 году в Москве.
Помимо производства спектаклей для самой юной публики Baby Lab обучает театральных профессионалов работе с детьми.
В Казахстан Baby Lab со своими спектаклями и образовательной программой мог приехать еще в феврале этого года - в Алматы на фестиваль «Откровение», но его бюджет приглашение Лаборатории не потянул.
Однако директор «Откровения» и куратор театральной программы Astana Art Fest Ольга СУЛТАНОВА все-таки нашла способ – и Baby Lab приехал в столицу сразу с четырьмя спектаклями.
Ползающий зритель
Единственный из привезенных спектакль, который предназначался зрителям действительно с пеленок – это «Лес», который закрывал всю детскую театральную программу.
Иммерсивный (с эффектом погружения в среду) театр для детей возрастным рейтингом 0+ - это звучит как фантастика, но такой театр существует.
«Лес» создан в рамках проекта «Бэби-среда» и стал первым в России иммерсивным спектаклем для малышей. В нем нет четкой сюжетной линии, он построен на впечатлениях и чувствах – визуальных образах, звуках, тактильных ощущениях. В создании спектакля принимают участие сразу все его зрители – от шестимесячных детей до их бабушек и дедушек.
Актеры спектакля используют самый простой реквизит – перья, шишки, отрезы ткани, бумагу, крупы, посуду. Но в качестве первого театрального зрелища для публики, которой еще не понятны ни истории, ни образы – это самый честный опыт.
Жизнь – игра
Каждый спектакль из привезенных Лабораторией при этом заканчивался бонусом – зрителям предлагали рисовать, мастерить и клеить. И хотя не все представления подразумевали интерактив, завершающим аккордом звучало: руками трогать можно – если не на протяжении самого действия, то после.
Отсутствие тактильных ограничений в этом смысле – штука важная, особенно если учесть, что на самом Astana Art Fest многие объекты для детей были под запретом. Это, признаться, мало кого останавливало, но кто знает – разреши потрогать, может, жалеющих сделать это агрессивно и исподтишка было бы меньше.
Диалоги со зрителем, даже в том, что касается правил поведения в театре, артисты Baby Lab тоже переводят в игру. Так, к примеру, автор спектакля «Все подряд» Катерина КОЧНЕВА предложила детям «приклеить» себя к полу (а в шатре Лаборатории на фестивале стулья предлагались только взрослым, малышей усаживали на пол поближе к «сцене») воображаемым клеем, чтобы просидеть, не двигаясь, все время действия – не очень продолжительное, кстати, всего полчаса.
Это явно диссонирует с методом «садитесь и заткнитесь», который часто можно наблюдать на детских спектаклях в казахстанских театрах – к нему любят прибегать учителя или воспитатели, которые ведут своих подопечных на спектакли.
Впрочем, даже тех, кто не мог усидеть на месте, в бэби-театре не ругают. В конце концов, приобретя лишних персонажей, история не всегда становится хуже.
В спектакле «Приключения кисточки» театра Мамин Садик Seasons совместно с Baby Lab актриса Ксения САМОЙЛОВА по ходу действия раскрашивала разными цветами изначально белые декорации, и хотя по задумке присоединиться к ней дети должны были только в финале истории, в середине они тоже неплохо сработали.
Самое важное в этом – навыки существовать на сцене и держать историю в самых непредсказуемых ситуациях, а в случае, когда зал заполнен детьми не старше трех, таких ситуаций может случиться в избытке.
Все по-взрослому
Своим главным принципом работы художественный руководитель Baby Lab Екатерина ГАЕВА называет профессиональный подход. В ее команде нет случайных людей, нет аниматоров и массовиков-затейников.
Над невербальным спектаклем «Лес», например, работали сразу два режиссера и композитор. У «Приключения кисточки» есть художник-постановщик и два хореографа.
В созданном совместно с минским театром «Бусы» спектакле «Стойкий оловянный солдатик» звучит живая скрипка и задействованы куклы – ими в первую очередь славится белорусский театр.
Сама Бэби Лаборатория начиналась с Центра имени Мейерхольда, и на сцене ЦиМа до сих пор идут бэби-спектакли. Равно как на других профессиональных и самых престижных сценах – Центре Драматургии и Режиссуры, театра имени Маяковского.
В 2015 году в рамках фестиваля «Золотая маска» прошла программа «Театр: бэби версия», где показали сразу девять спектаклей 0+, включая бэби-адаптации «Мухи-цокотухи» и даже «Лебединого озера».
...И нам того же!
Еще несколько лет назад о бэби-театре не знали и в России – во всяком случае, как о регулярном и профессиональном явлении.
Сегодня не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих регионах существует театральные команды, готовящие спектакли без возрастных ограничений.
В Казахстане все еще существуют предубеждения относительно детского театра – он в большинстве своем считается побочным продуктом театра «взрослого», и даже те коллективы, которые работают исключительно на юную аудиторию, практически никогда не рассчитывают на публику младше шести лет – и предлагают сразу театр вербальный.
Тем не менее, в традиционной культуре существуют обычаи и ритуалы, в которое вовлекают детей с младенчества (тот же тусау кесер), а в современной – еще и культ детей (вспомните недавнюю историю с пафосным тоем к поступлению ребенка в первый класс).
То есть потенциально аудитория для бэби-театра в стране есть, дело за профессионалами, которые за его создание возьмутся.
Фото: Ольга Султанова.