Как алматинских актеров, сыгравших спектакль в Норвегии, задержали при переходе российской границы
Документальный спектакль «Комьюнити», представленный в Алматы впервые год назад (рассказывает историю двух казахстанских геев, попавших в миграционную тюрьму в Швеции), пригласили на фестиваль в норвежский Киркенес.
Фестиваль, но не тот
Вообще мы, конечно, отдавали себе отчет, что спектакль едет не на театральный фестиваль, а на прайд – мероприятие ЛГБТ-сообщества.
В конце августа я получила письмо от мурманской активистки Валентины ЛИХОШВЫ: информацию о «Комьюнити» она просто нашла в сети. Нас приглашали на Barents Exchange – конференцию для представителей ЛГБТ Севера Норвегии и Северо-Запада России.
Команда спектакля «Комьюнити» - это три человека: я как продюсер и драматург, режиссер и актер Антуан ДУКРАВЕЦ и актриса Ксения МУКШТАДТ.
В Киркенес Антуан и Ксения отправились вдвоем – с принимающей стороной мы договорились обо всех условиях достаточно быстро.
Единственное, что показалось странным – письмо от организаторов за несколько дней до вылета, в котором нас просили до начала конференции никому не рассказывать о ней, чтобы «все участники и спикеры смогли без сюрпризов добраться до места проведения».
Ксения: «До последнего письма Вали, когда она попросила нас не распространяться по поводу того, куда мы едем, с чем мы едем и зачем мы едем, все было в порядке. Фестиваль – и фестиваль, тема – и тема. А тогда я напряглась, если честно. Я вообще далека от этого, не очень вникала в подробности, что происходит в России, все эти истории с пропагандой и прочими вещами. И когда ближе узнала участников, обалдела. Насколько эти мальчики и девочки из Мурманска, из Архангельска загнанные, насколько они пытаются все это скрывать и насколько им было хорошо и приятно там, за границей, что они могли быть самими собой, они могли спокойно ходить, держаться за руки, общаться, одеваться, как им нравится, проявлять себя. И они этого не боялись. Это была как неделя отпуска, где они могли просто БЫТЬ, насколько она их расслабила и дала им надежду. Грустно, если честно».
Священник под радужным флагом
Barents Exchange, или «Баренц Обмен» стал первой возможностью для ЛГБТ российского севера заявить о себе. Провести прайд в Мурманске было, конечно, невозможно, и мероприятие приютила мэрия Киркенеса – самого близкого к России норвежского города. До границы – несколько минут езды.
Все мероприятия «Обмена» уложились в два дня: конференции, дебаты, кинофильм, спектакль. Главным событием второго дня стал парад – в нем участвовали около пятидесяти приехавших на Barents Exchange россиян и примерно втрое больше норвежцев, включая мэра Киркенеса и местных служителей католической церкви.
Антуан: «Были флаги Украины, Грузии, России, Норвегии и собственно радужный флаг. Повесили радужный флаг над мэрией. Двое участников парада пытались поднять флаг над памятником советскому освободителю, который стоит в Киркенесе. И из соседнего дома вышли русские эмигранты и сказали: мы вас сейчас убьем на хрен, если вы это сделаете. И они ушли. Приглашали участвовать представителей российского консульства, но никто не появился ни на дебатах, ни на параде».
«Комьюнити» в Киркенесе впервые сыграли на английском. Это было финальное мероприятие прайда – последнее перед вечеринкой закрытия.
По алматинскому времени Антуан и Ксения (на снимках) вышли на сцену уже после полуночи (девять вечера по Киркенесу), спектакль Валентина транслировала для меня в Facebook.
Реакция публики отличалась от алматинской. Когда персонаж спектакля не то в шутку, не то всерьез предлагает провести в Алматы гей-парад, рассказывая о его потенциальных выгодах, местная публика покатывается от смеха.
Участники прайда слушали серьезно и разделяли, похоже, взгляды героя: «гей-парад нужен для выхода из кризиса».
Антуан: «Один момент я считаю маленькой победой. Мы играли в клубе, и до начала спектакля на баре сидела компания кадетов военной академии, у которых был первый отгул, и они пришли выпивать и веселиться. Им сказали, что будет спектакль, они взяли пива и такие: ну, пойдем посмотрим. Четыре человека быстро ушли, они сидели на первом ряду, громко ржали. Но три других кадета, которые сидели на последнем ряду, остались. Двое, правда, спали, а один прямо внимал, а в конце даже поучаствовал в обсуждении».
«Меня просто маринуют»
Если бы в Алматы на «Комьюнити» пришли люди в форме, реакция была бы, вероятно, совсем другой.
Впрочем, с «мундирами» Антуану и Ксении еще предстояло столкнуться – когда компания возвращающихся с «Обмена» людей переходила норвежско-российскую границу, задержали и отвели на допрос троих: двух наших казахстанских актеров и участника прайда, чье место рождения – Узбекистан.
По словам ребят, «копали» под российскую сторону – расспрашивали об организаторах мероприятия.
Антуан: «К нам подошли на паспортном контроле: «Пройдемте, все нормально, автобус без вас не уедет. Это формальность, нужно просто зафиксировать переход границы». У меня был один вопрос: мы что, дебилы? Зафиксировать факт пересечения границы в какой-то комнате за закрытыми дверями? Меня заводят в маленький кабинет, нет окон, ничего, сажают: посидите. Я вижу человека, которого про себя назвал просто «пиджак». И я сидел один минут десять. Я понимаю, что меня просто маринуют. Чтобы я сейчас сидел и накручивал себя, что я не знаю, что происходит, бла-бла-бла. В конечном итоге заходит этот «пиджак» вместе с коллегой. Коллега – у него такая спортивная черная куртка, бритая голова, камуфляжные штаны. И он просто так садится слева и смотрит. Вот так. У него во взгляде нет никаких эмоций – ни ненависти, ни злости. Спрашивали, где родился, где учился, вступал ли в связь со спецслужбами. В общем, это банальные какие-то вопросы и через каждые два – про спецслужбы. А кто вас пригласил? А какое там шествие было? А какие там флаги были? А лозунги какие были?»
Ксения: «А из родственников есть кто в спецслужбах? А спектакли играли на эту тему? У меня спросили, реально. Я говорю: нет, не приходилось. Постоянно говорил, что я актриса, что, наверное, знаменитая. И под конец он этим воспользовался. Я уже ухожу, а он: дайте мне автограф, вдруг знаменитой скоро станете. Лежит просто лист. Я стою с этой ручкой, говорю: вы что, хотите, чтобы я пустой бланк подписала? Нет, спасибо, извините. Отдала ручку, ушла».
Алматинцев продержали в допросной около получаса. Все это время автобус с участниками прайда ждал их на границе. По словам Антуана, мурманчан не удивила такая ситуация. Местные активисты рассказывают, что были ситуации, когда они выезжали в Евросоюз, а им на границе сотрудники органов вырывали страницы из паспорта и не выпускали из страны из-за «испорченных» документов.
Антуан: «И удивительно, что у них хватает сил бороться. С другой стороны – что еще им остается делать?».
Стыдно, когда видно
Актеры спектакля, в котором рассказывается о допросах в шведской миграционной полиции, сами попали на допрос – к неким российским спецслужбам.
Собкорр российской «Новой газеты» Татьяна БРИЦКАЯ, побывавшая на прайде, потом напишет: «Протоколы не составляли. Задержания не фиксировали. Просто глумились».
Журналистка уверена, что Антуан и Ксения пообщались с ФСБ: «а кто еще может распоряжаться на погранпункте?».
Для российских участников Barents Exchange история пока продолжения не имела. Но ситуация красноречивая, и дома снова быть самими собой у них вряд ли выйдет – в лучшем случае застыдят, в худшем – просто поломают жизнь. Увольнения, к примеру, с работы из-за раскрывшейся принадлежности к ЛГБТ – не большая редкость.
Любопытно, что в ЛГБТ-скандале спустя буквально несколько дней после возвращения «Комьюнити» из Киркенесе оказался замешан и еще один алматинский спектакль – «Андалузское проклятье» театра имени Лермонтова. В день его гастрольного показа в Новосибирске местный журналист опубликовал новостное сообщение, в котором процитировал завлита театра Алексея ГОСТЕВА, сказавшего: «В спектакле даже есть намек на лесбийские отношения между двумя сестрами».
За ночь новость собрала сотню комментариев, в которых читали обозвали спектакль «стыдобой», «срамотой» и «извращением». А один даже написал: мол, ФСБ на вас нет.
Что ж, спешу его обрадовать.
Фото: Марина Константинова, Thomas Niksen (thebarentsobserver.com)