Если верить нашим чиновникам, сейчас – самое время заявить о себе как о «стране с богатой культурой и грандиозным творческим потенциалом»
На снимке: кадр из фильма "Ирония любви", из-за съемок в котором актриса Асель Сагатова якобы опозорила честь казахстанских женщин.
* Они позорили Казахстан
* С кого будет спрос
* Миссии невыполнимы
* Взять кассу!
* А нам взамен что?
Снятые в Казахстане фильмы до зарубежного зрителя доходят двумя путями: авторским - через фестивали, коммерческим - амбициями режиссеров, мечтающих покорить прокат соседних стран.
Они позорили Казахстан
Министру культуры и спорта страны Арыстанбеку МУХАМЕДИУЛЫ до сих припоминают озвученный им список фильмов, которые позорят Казахстан.
Чиновник заклеймил кинорежиссеров Адильхана ЕРЖАНОВА и Эмира БАЙГАЗИНА, правда, потом объяснился, что его не так поняли.
Байгазин и Ержанов, между тем, продолжают регулярно «позорить» страну, привозя с зарубежных фестивалей многочисленные награды.
Эмир Байгазин.
И нет в этом никакой теории заговора: на международном уровне их награждают не потому, что кому-то нравится смотреть, как в Казахстане все плохо.
Ситуация проще: оба режиссера делают действительно талантливое кино – и по форме, и по наполнению.
А проблемы, которые поднимают, например, «Чум в ауле Каратас» (на снимке выше кадр из фильма) или «Уроки гармонии», для стран-хозяев престижных кинофестивалей интересны в том числе и оттого, что для развитых стран они экзотичны (если не анекдотичны).
С кого будет спрос
Особенно пикантно то, что фестивальное кино с экзотическими для Европы сюжетами создается в Казахстане в большинстве случаев на государственные деньги.
Даже Адильхан Ержанов, идеолог отечественного движения «партизанское кино», чьей важной чертой остается безбюджетность, в конце прошлого года получил запуск на «Казахфильме» (и даже успел заявить, что на его бюджет покусились «распильщики», но все обошлось).
Эмир Байгазин с «Казахфильмом» сотрудничает с самого начала своей карьеры – при поддержке государственной киностудии снимались и «Уроки гармонии», и «Раненый ангел».
Больше того – не так давно, не больше десяти лет назад, на главной киностудии страны вовсе не снималось кино для внутреннего зрителя – сплошь авторские фильмы для показа на фестивалях различной степени популярности и престижности.
Но ни зрителей, ни чиновников в то время эта ситуация не смущала. Вероятно, оттого, что просто не с чем было сравнивать. Но «Казахфильм» стал привлекать к себе внимание, взяв курс на жанровое разнообразие. И тогда отдельным деятелям вдруг стало очевидно: подобострастные исторические и биографические саги страну не позорят, а честные социальные драмы – да.
Согласные с деятелями бездеятели поддакивают: на что, мол, уходит государственный бюджет! А некоторые даже к снятым на частные деньги картинам имеют претензии: куда, говорят, смотрят художественные советы? Неужели цензуры в стране нет?
Для тех, кто не знает, уточняю: цензуры в стране нет. Почему? По конституции.
Миссии невыполнимы
Прежде чем рассказать о коммерческом жанровом казахстанском кино, которое показывали за пределами страны с целью заработать, еще об одном методе «доставки».
Посольства Казахстана в разных странах и культурные миссии регулярно устраивают «Дни казахского кино» где-нибудь за рубежом – от Пекина до Нью-Йорка. Правда, такие показы носят скорее политический характер, нежели творческий, и фильмы для них выбирают соответствующие – о нашем прекрасном настоящем и светлом будущем.
Впрочем, мне приходилось слышать от попавшего на один такой показ российского сценариста, которому удалось посмотреть казахстанский ромком, что фильм ему показался «не противным». Тоже вполне себе положительная оценка.
Взять кассу!
Из казахстанских фильмов, выходивших за рубежом в прокат, в последние годы удачным примером можно назвать разве что казахстанско-российскую копродукцию «Ирония любви» (на снимке кадр из фильма).
Фильм стоил его создателям 2 миллиона долларов, а в прокате заработал вдвое больше. Справедливости ради, творческих вливаний в картину со стороны Казахстана было немного: соавтор сценария и несколько актеров.
Что, однако, впоследствии все равно не помешало обидчивым чиновникам устроить очередной скандал: якобы, предпочтя казахскому олигарху русского бездельника, героиня Асель САГАТОВОЙ опозорила честь казахстанских женщин.
Мечтающие покорить публику «хотя бы» в России казахстанские продюсеры высказываются регулярно. Но у наших ближайших соседей и у самих достаточно несложного и недорогого массового кино, которое можно скормить своему зрителю.
Добавки не требуется. Поэтому положительных примеров, к сожалению, нет.
Но, например, создатели фильма «Токал» (на снимке главные герои) пошли другим путем – на юг.
Свой фильм они предложили кинотеатрам Узбекистана, Кыргызстана (в Бишкек, кстати, регулярно возят жанровое казахстанское кино, но там с кинопрокатом тоже ситуация непростая), Азербайджана – во всех тех странах, где вопрос многоженства, напротив, экзотикой не является.
Насколько удачной окажется идея, возможно, нам узнать не придется: у многих казахстанских кинопродюсеров по-прежнему не принято озвучивать кассовые сборы.
А нам взамен что?
И если уж говорить о дефиците казахстанского кино на мировом рынке, нельзя не упомянуть: на казахстанском рынке тоже дефицит казахстанского кино.
Сейчас, когда мы уже говорим о подъеме массового кинематографа, в кинотеатры выходит не более одной-двух отечественных премьер в месяц. Это мало, тем более что в среднем новых картин в прокате появляется около десятка в неделю.
Так что как бы ни старались и ни сопротивлялись противники засилья «иностранщины» в кинотеатрах, остается констатировать: если бы кинотеатры показывали только то, что снято внутри страны, поводов сходить в кино у нас с вами осталось бы катастрофически мало.
Но тем, кто регулярно обижается и жалуется, рекомендую ходить на каждую отечественную премьеру. Потому что главное, что не хватает казахстанскому кино – это зрителей. Не зарубежных, а наших, местных.
Фото: tengrinews.kz, rus.azattyq.org, synthoscope.wordpress.com, youtube, brod.kz, fanlife.ru, ruskino.ru, kinoprosmotr.tv, kinozz.club.