Что Министерство культуры не знает об отечественном кино
Министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ дал интервью на Санкт-Петербургском культурном форуме.
Журналист припомнил чиновнику его список фильмов, «позорящих» страну, на что глава культурно-спортивного ведомства заявил: отечественные режиссеры больше никого не оскорбляют.
Грязные мысли
При этом на самом форуме представили два казахстанских фильма: «Так сложились звезды» Сергея СНЕЖКИНА и «Ореховое дерево» Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА.
И если первый многие посмотрели и, чего уж скрывать, от всей этой саги устали, то вторую ленту показали менее массовому зрителю.
Между тем, «Ореховое дерево» - история об убогости жизни в нашей стране вдали от столиц.
То есть ровно о том же, о чем говорят Адильхан ЕРЖАНОВ в «Хозяевах» и Эмир БАЙГАЗИН в «Уроках гармонии» - в тех самых фильмах, которые, по мнению Мухамедиулы, позорят страну.
С одной только разницей: Ержанов и Байгазин от этой убогости негодуют, а Нурмухамбетов находит в ней очарование. Вероятно, именно от этого режиссерского взгляда зависит, видят ли чиновники на экране «грязь»: если тыкать в нее носом, она есть, если наступить и пойти дальше – ну и черт с ней.
Про «грязь» (это цитата из того же интервью с министром) интересно, что именно так – «Грязь большого города» - называется самый свежий из показанных публике «партизанский» фильм (протестное движение «Партизанское кино», созданное группой молодых казахстанских режиссеров-нонконформистов – Ред.).
Нуртас против Нуртаса
Неожиданно об одном и том же языком кино заговорили и один из самых прославленных независимых режиссеров страны Нариман Туребаев, и тот, от кого этого меньше всего ожидали – поп-певец Кайрат НУРТАС.
Дебют последнего в кино был, мягко выражаясь, неудачным – мелодрама «Өкініш», вышедшая в прокат четыре года назад, и зрителям не особенно понравилась, и критиков насмешила.
«Когда ангелы спят» режиссера Рашида СУЛЕЙМЕНОВА (продюсер Кайрат Нуртас) – социальная драма.
Кино с мощной гражданской позицией, настолько мощной, что пришлось вносить изменения в озвучку за день до выхода в прокат: говорят, властям не понравилось негативное упоминание сына акима в ленте.
Об «Ангелах», однако, министр тоже не высказался. Зато заявил, что другого Нуртаса – Нуртаса АДАМБАЯ – уважает. Логика уже упомянутая: когда от картин нищего быта смешно (а о чем еще «Келинка Сабина»?) – это не оскорбляет и не позорит, когда страшно – совсем наоборот.
Откуда деньги, брат?
С логикой, и правда, в кино у нас обычно не очень хорошо. Причем это касается как сценариев самих фильмов, так и процессов, происходящих в киноиндустрии.
Вот, к примеру, в последние недели все только и обсуждают небывалые кассовые сборы комедии «Брат или брак» - прокат еще не закончился, а, по неофициальным пока данным, уже принес продюсерам сумму с шестью нулями (в долларах США).
Получается, что даже уважаемая министром «Келинка Сабина», популярность которой годами взращивалась на телевидении, потенциально может перестать быть лидером отечественного проката, каким определенное время считалась.
Чем зрителей так зацепил «Брат или брак» - большая загадка. Не иначе как Тауекелем МУСИЛИМОМ и Нурланом САБУРОВЫМ в кадре – все остальное уже давно было у коллег продюсера Куралай АНАРБЕКОВОЙ в десятках других фильмов про казахскую свадьбу.
Не все то фильм, что Казахфильм
Ну и вернемся к нашему министру. Последний тезис из его интервью, который хотелось бы обсудить – это объем государственного финансирования в кино. Простая математика.
Так, Арыстанбек Мухамедиулы уверен, что «в основном кинопроизводство сейчас финансируется со стороны государства». Но статистика – штука упрямая и объективная. В 2017 году из снятых за государственные деньги фильмов на большие экраны вышел только «Оралман», и то справедливости ради стоит отметить, что премьера его состоялась еще в 2016 году – потом он оказался на перемонтаже и вышел к зрителям с задержкой на сезон.
Бизнес же в этом году профинасировал порядка тридцати картин разной степени успешности и разного же качества.
За последние три года процент продукции «Казахфильма» по отношению к общему количеству лент в прокате заметно снижается. Это легко отследить по спискам претендентов на премию «Выбор критиков» Ассоциации кинокритиков Казахстана – в него попадают все фильмы, выпущенные в прокат или побывавшие в общественных показах за календарный год.
По итогам 2014 и 2015 годов, когда в прокат выходили около двадцати фильмов, снятых в Казахстане, «Казахфильм» из них производил примерно треть, в 2016 – уже только каждый шестой снимался на государственной киностудии.
Впрочем, чем меньше фильмов, тем меньше поводов оскорбиться за счет казны.
Фото: из открытых источников в Интернете.