Чем закончится распил социальных программ государства
Фото: Courtesy Photo / Александр Ранчуков.
Мы ужасно гордимся социальным бюджетом нашей страны. По данным Алмаса ЧУКИНА, больше половины бюджета – это социальные статьи расходов. Образование, здравоохранение и социальная помощь.
К примеру, только в этом году и только инвалидам и семьям без кормильца было выплачено почти 380 млрд тенге.
Это жуткие цифры – каждый двадцатый в стране инвалид – 538 тысяч граждан, еще 186 тысяч сограждан получают пособие по потере кормильца.
На минуточку – это больше, чем население почти половины областей страны. По сути, население двух-трех областей Казахстана полностью зависит от государства по части выживания.
По факту, в системе освоения социальных программ бюджета заняты сотни тысяч трудоспособных граждан – врачи, учителя, соцработники и т.д.
Вокруг государственных субсидий, всевозможных социальных выплат, жилищных программ крутятся сотни, если не тысячи компаний под видом консультантов, операторов и подрядчиков, генерирующих огромное множество обнальных схем.
Но спросите любого казахстанца о качестве социальных услуг. Ответы вас не удивят.
Социальное жилье стоит как "элитное", но и рядом не стояло с советскими хрущевками по качеству.
В школах давка и поборы.
В больницах приписки, и нужно ждать несколько дней, чтобы попасть к нужному специалисту.
Пенсии и пособия не покрывают даже минимум для выживания.
В этих условиях требование депутата Рината ЗАИТОВА сделать минимальную зарплату в 300 тысяч тенге – прямо бальзам на казахскую душу.
Даже не будем здесь обсуждать, что будет, если пожелание Заитова ляжет в бюджет. Сразу взлетят цены на все, и очень скоро эти 300 тысяч по покупательной способности будут меньше, чем сегодняшние 100 тысяч.
Можно принять закон и установить стоимость бензина по одному тенге за литр, но тогда вся страна будет ведрами таскать топливо через границу. Народ будет счастлив, но ровно до тех пор, пока бензин не исчезнет навсегда.
И повышать социальные выплаты, социальные статьи бюджета можно все время, по крайней мере до странового дефолта, который неизбежен при таких аппетитах.
Это одно из самых страшных последствий назарбаевского правления. Держать народ на подачках, удушая инициативу людей. За тридцать лет власти начисто отбили желание людей работать и созидать.
И действительно. Когда люди видят, как никчемные персонажи, попав в обслугу элиты, за короткое время становятся миллиардерами - копаться в навозе, чтобы через десять лет просто выйти на уровень самоокупаемости, нет никакой мотивации.
Кредиты спишут, за взятку можно получить "бесплатную" квартиру, пристроиться в дорожную полицию или налоговую, варианты быстрого взлета есть, и они подпитывают устойчивую веру населения, что можно и без неустанного труда добиться успеха.
Именно на этом паразитируют сотни пирамид, у которых нет отбоя в желающих потерять деньги.
Вот два простых примера, наглядно демонстрирующих, в какую пропасть мы катимся.
Есть жуткий страх властей перед либерализацией тарифов.
Тарифы сдерживаются изо всех сил, в результате чего системы жизнеобеспечения разваливаются на глазах.
Зато посредники, имеющие неограниченный доступ к государственным коммуникациям, зарабатывают триллионы.
Например, покупают киловатт на шинах электростанций за 10 тенге, а продают государственным учреждениям раза в три дороже. А иногда и в 10 раз повышают цену.
Государство выделяет деньги на снос ветхого жилья. Но получают эти деньги строительные компании и сливают на эти программы весь свой неликвид, который на рынке им бы пришлось продавать намного дольше и, возможно, даже со скидкой, чем если люди сами бы выбирали себе квартиру.
Мы запросили у ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" список жилых комплексов, где будут квартиры для переселенцев, малоимущих и прочих социально уязвимых граждан. 75 млрд на 3050 квартир. Причем по условиям тендера квартиры уже в каком-то виде должны физически существовать.
Но ответ не получили. Либо этих квартир еще нет в натуре, либо сразу выявится фаворит акимата, получающий десятки миллиардов в то самое время, когда строительный рынок уже переварил пенсионные сбережения, покупательная способность упала и новое жилье стало хуже продаваться.
Вот вам и ответ на вопрос, как осваиваются социальные бюджеты.
Если пристально приглядеться в сферу распределения госсубсидий, льготных кредитов и прочих плюшек от социально ориентированного государства, то можно заметить один и тот же устойчивый тренд.
На раздаче сидит квазигосструктура, вокруг которой роятся жучки.
Какая часть госсредств уходит на ускоренное оформление, одобрение и всякие согласования, лучше всего знают борцы с коррупцией, но войну с коррупцией мы давно проиграли, и посадкой уже давно никого не напугаешь. И в тюрьме можно жить как пятизвездочном отеле.
То есть надо менять принцип.
Если уже государству так хочется гордиться своим социальным статусом, нужно для начала удалить всех посредников с этого рынка, убрать субсидии, которые давно и легко обналичиваются.
Если человек претендует на социальную помощь – отдайте деньгами. Пусть люди сами решат, у кого они хотят ремонтировать дома, а не брать акиматовских подрядчиков с конскими расценками.
Выбрать себе жилье на рынке, а не у прикормленной конторы.
Покупать электроэнергию не у одного посредника, а иметь выбор поставщиков с разными ценами.
К примеру, автобусники все время плачут за низкую стоимость проезда, а владельцы автопарков хранят дома миллиарды, и этот экономический парадокс кроме как воровством ничем не объяснить.
Энергетики жалуются на изношенные сети, при этом руководство закупает себе люксовые машины. Почему? А потому что им выгодно держать инфраструктуру в гнилом состоянии, чтобы раз за разом выбивать деньги под предлогом спасения населения от коммунальных катастроф.
На бесплатном образовании чиновники зарабатывают миллиарды.
В девяностых город Жезказган замерз. Полопались трубы, медная корпорация привезла откуда-то масляные радиаторы и раздавала их горожанам, чтобы они не умерли от переохлаждения.
Среди прочих антикризисных мер власти обратили внимание на льготников, плативших копейки за коммунальные услуги.
Оказалось, что наиболее нуждающимися были лучшие люди города, всякие там прокуроры и судьи, областные начальники и предприниматели, проживавшие в особняках и совсем не голодающие.
Только одна ревизия среди льготников позволила сократить затраты бюджета по этой статье в пять раз.
В пять чертовых раз!
Мы сегодня тратим на социализм триллионы.
Кто может точно сказать, полмиллиона инвалидов для небольшой страны – это много или мало?
Мне кажется, или между ростом социальных выплат и увеличением количества инвалидов есть определенная связь?
СССР развалился из-за маниакального стремления все контролировать, от поставок спичек до строительства жилья.
К закату советской империи люди научились обналичивать дотации и субсидии так успешно, что это привело к тотальному дефициту, который и закончился падением коммунистического режима.
Мы движемся ровно в том же направлении.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!