Чиновники ведут странную игру, стараясь скрыть истинную причину гибели пассажиров и пилотов самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр" под предлогом перерасследования
В понедельник министр транспорта Марат КАРАБАЕВ, выступая перед журналистами в мажилисе после правительственного часа, сделал заявление по поводу крушения самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", которое произошло 27 декабря 2019 года: "Сейчас есть обращение одного сотрудника авиакомпании, согласно которому процедурно рассматривается вопрос о возобновлении расследования".
Сайт Ratel.kz с первых дней отслеживает ход расследования авиакатастрофы самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр".
Напомним, что пять лет назад, 27 декабря 2019 года, воздушное судно вынужденно прервало взлет и выкатилось на приаэродромную территорию алматинского аэропорта. При столкновении с домом, построенным на запретной зоне аэродрома, погибли 12 и были ранены 47 человек.
О том, что в стране есть силы, желающие провести перерасследование причин авиакатастрофы, мы сообщали еще месяц назад.
После выхода публикации о возобновлении расследования бывшие члены Комиссии вынесли совместное решение об отказе в новом расследовании.
Как известно, в апреле 2022 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) объявило об окончании расследования обстоятельств авиакатастрофы и опубликовало Окончательный отчет, где были указаны причины и способствующие факторы авиационного происшествия, а также недостатки, выявленные в ходе расследования.
Одним из недостатков, как было указано в отчете, было то обстоятельство, что в ходе расследования была предпринята попытка ввода в заблуждение Комиссии по расследованию работниками АО "Международный аэропорт Алматы", когда они внесли документ о противообледенительной обработке с приписками и исправлениями, искажающими ранее имевшийся первоначальный документ, о чем было публично сообщено на одном из брифингов для СМИ в мае 2022 года.
В октябре 2024 года Ratel.kz направил в Минтранс (который стал правопреемником МИИР) запрос, чтобы выяснить – направлялись ли в правоохранительные органы материалы о вышеуказанной попытке подлога и/или предпринимались ли работниками АО "Международный аэропорт Алматы" попытки опровергнуть информацию о подлоге путем подачи заявлений или исков в судебные органы? А также просили приложить копии соответствующих документов.
Однако ответ, полученный из Минтранса за подписью директор Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Минтранса РК Нуржана МАЛАЕВА, опять удивил: якобы не было никаких заявлений или исков, хотя в базе Судебного кабинета имеются определения и решения судебных органов, опровергающие информацию Минтранса. Столкнувшись с беззастенчивым враньем, мы направили жалобу в Агентство РК по делам государственной службы, требуя провести служебное расследование и привлечь к ответственности чиновников Минтранса, причастных к обману журналистов.
Агентство по делам госслужбы подобрало изящный эвфемизм, назвав очевидное вранье "некачественным ответом", но на всякий случай влепило выговор подчиненному Малаева и тем ограничилось.
Между тем, нам стало известно, именно директор Малаев пытался инициировать новое расследование авиакатастрофы, отправив в ноябре письмо членам Комиссии по расследованию и ссылаясь на заявление некоего экс-сотрудника АО "Международный аэропорт Алматы", предоставление информации о котором возможно лишь при соблюдении норм Закона РК "О персональных данных и их защите", говорится в ответе Малаева редакции.
Как мы видим, есть очевидная нестыковка. Министр транспорта вешает депутатам лапшу про сотрудника авиакомпании "Бек Эйр", а директор департамента этого же министерства пишет о сотруднике алматинского аэропорта, тоже его не называя.
После выступления министра мы связались с бывшим председателем Комиссии по расследованию авиакатастрофы Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр" Нурланом АКУЛОВЫМ и спросили, знает ли он этого сотрудника авиакомпании?
Как мы и ожидали, ни о каком сотруднике авиакомпании "Бек Эйр", подавшем такое заявление, он не знает. В министерстве ему показывали заявление от бывшего сотрудника аэропорта Алматы Уразбая БИМАГАМБЕТОВА, который сейчас возглавляет ИБП АО "Казавиаспас" МЧС РК и в конце 2019 года как раз был начальником департамента МАА по безопасности полетов.
Акулов напомнил, что именно Бимагамбетов принес в комиссию поддельные документы о противообледенительной жидкости.
Из Комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Бимагамбетов был исключен приказом Министерства по инвестициям и развитию РК, ныне реорганизованного в Минтранс. Бимагамбетов пытался ввести в заблуждение членов комиссии "путем подлога документа с признаками фальсификации – т.е. приписок и исправлений об использовании противообледенительной жидкости, что имеет существенное значение для расследования и установления истинных причин авиационного происшествия с ВС Fokker-100 UP-F1007, а также является недопустимыми действиями, нарушающими принципы объективности и беспристрастности при расследовании…", в связи с чем "утратил доверие".
Именно он судился с министерством, пытаясь восстановить свои права как члена комиссии.
Мы решили сами связаться с Уразбаем Бимагамбетовым. Первый звонок он сбросил, а потом сам перезвонил на редакционный номер.
Я представилась и предупредила, что веду запись нашего разговора:
- Уразбай Кунанбаев?
- Да, что хотели вы?
- Хотела бы задать под запись несколько вопросов относительно авиакатастрофы Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"…
- Я никаких комментариев не даю!
- Вчера (в понедельник - А.К.) министр транспорта Марат Карабаев на заседании мажилиса сделал заявление…
- По этой катастрофе есть окончательный отчет, смотрите отчет, я был в составе Комиссии по расследованию данной катастрофы, но потом меня из состава комиссии вывели, поэтому никаких комментариев не могу дать.
- А это действительно вы писали заявление о перерасследовании причин этой катастрофы?
- Нет! Я писал заявление, чтобы опровергли факт того, что как будто бы я предоставлял в комиссию какой-то документ. Я никакого документа не предоставлял, я являлся таким же членом комиссии. Все, и больше ничего!
- А за что вас тогда вывели из комиссии?
- Не знаю, они так решили и вывели. Не хочу я никаких комментариев на эту тему, мне это не нужно.
- Все-таки министр заявил, что некий сотрудник "Бек Эйр" подал заявление о перерасследовании причин авиакатастрофы – это не о вас шла речь?
- Сотрудник "Бек Эйр" подал?!
- Да. Так заявил министр транспорта…
- Но я не сотрудник "Бек Эйр"! Я подавал заявление о том, что я приносил какие-то документы. Все!
- То есть с заявлением о том, чтобы назначить перерасследование вы не обращались никуда?
- Я – нет. Был представитель (юрист МАА – А.К.), он обращался, но я отозвал это представление, потому что единственная моя цель - чтобы мне принесли извинения за честь и достоинство моей репутации, и больше ничего!
- То есть это заявление о перерасследовании отозвано?
- Я еще раз говорю, что я не подавал никакого заявления на перерасследование.
Как можно заметить, министр и его подчиненные ведут какую-то свою очень странную игру.
Чтобы понимать, в чем причина такого вранья или, как считает Агентство по делам госслужбы, "некачественных" ответов на важные вопросы, касающихся гибели людей, нужно ответить на простой вопрос: "Почему погибли пассажиры и пилоты?".
Если всю ответственность списать на погибших пилотов и сделать вид, что незаконная застройка в запретной зоне аэродрома - никакая не причина гибели людей, находившихся в самолете в момент столкновения с самостроем, то из-под удара выйдут десятки бывших и действующих госчиновников и работников алматинского аэропорта, не просто закрывавших глаза на нарушения закона, но и, возможно, зарабатывавших на этом состояния.
Кроме того, никто не опроверг нашу версию о том, что авиакатастрофа была спланирована заранее, чтобы воспользоваться самолетами авиакомпании "Бек-Эйр" для перевозки боевиков для организации госпереворота в январе 2022 года.
Не это ли главная причина, по которой Минтранс пытает торпедировать Окончательный отчет и министр открыто лжет СМИ в стенах парламента о каком-то мифическом сотруднике авиакомпании "Бек-Эйр", который на самом деле оказался человеком, который на момент авиакатастрофы Fokker-100 отвечал за безопасность полетов в алматинском аэропорту, потом сфальсифицировал документы и был изгнан из Комиссии по расследованию, а за несколько дней до выступления Карабаева в мажилисе и вовсе отозвал свое обращение о перерасследовании?
Или Карабаев вообще не знает, что творится в его ведомстве? А может его банально подставляют его же собственные вице-министры и другие подчиненные ему сотрудники Минтранса?
Это тоже многое объясняет, но непонятно, стоит ли нам ждать новых авиакатастроф при таком положении дел в профильном ведомстве?
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Какая связь между крушением Fokker-100 авиакомпании BekAir и Кантаром
Отчёт о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air был подделан
Почему до сих пор не закончено расследование катастрофы самолёта авиакомпании BekAir
Скончался второй пилот, выживший в авиакатастрофе
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”
Второго пилота Bek Air подвергали многочасовым допросам
Вице-министр рассказал о подмене документов для отчёта о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
Бакытжан Базарбек: Чиновники пытаются "отскочить"
Последние слова второго пилота Bek Air
Самолет упал в Алматы, есть выжившие
Фото: primeminister.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!