Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”

6121 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Понедельник, 23 Мая 2022, 09:00

Министерство индустрии и инфраструктурного развития отказывается предоставлять оригинал Окончательного отчёта по расследованию авиакатастрофы

Напомним, самолет Fokker-100 авиакомпании “Bek Air” 27 декабря 2019 года совершал полет Алматы – Нур-Султан. При взлете самолет потерял управление, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в дом, построенный около аэродрома на территории, где нельзя ничего строить.

Читайте также
Второго пилота Bek Air подвергали многочасовым допросам

Погибли 12 человек: командир корабля Марат МУРАТБАЕВ и пассажиры. Через месяц после крушения, 28 января, скончался выписанный при подозрительных обстоятельствах и не долеченный второй пилот Миржан МУЛДАКУЛОВ.

30-31 марта 2022 года комиссией по расследованию крушения самолета Foker-100 авиакомпании “Bek Air” был подписан окончательный отчет по расследованию авиационного происшествия.

Эта комиссия была создана почти через год после крушения самолета, 30 декабря 2020 года, приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Республики Казахстан (РК) № 703.

29 апреля МИИР РК через СМИ сообщило об окончании расследования авиакатастрофы.

Директор департамента по расследованию происшествий и инцидентов министерства Булат НАУРЗАЛИЕВ фактически обвинил погибших пилотов Fokker-100 в крушении самолета, хотя встречался с вдовой командира Айткуль МУРАТБАЕВОЙ и обещал ей, что пилотов в обиду не даст, т.к. сам бывший пилот с большим стажем и очень давно летал с погибшим Маратом МУРАТБАЕВЫМ в одном экипаже.

Но, как оказалось, Булат Наурзалиев представил общественности поддельный отчет.

Согласно пункту 89 “Правил расследований авиационных происшествий и инцидентов гражданской и экспериментальной авиации”, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию РК 27 июля 2017 года № 505, “после утверждения Окончательного отчета полномочный орган по расследованию в пятидневный срок направляет материалы расследования авиационного происшествия: 1) в Комитет; 2) эксплуатанту (владельцу) воздушного судна; 3) правоохранительному органу, проводящему досудебное расследование (по запросу); 4) Министерству обороны Республики Казахстан (при расследовании авиационного происшествия совместной Комиссией); 5) МИД РК (по запросу, в случае расследования авиационного происшествия с иностранным воздушным судном на территории Республики Казахстан); 6) МАК; 7) ИКАО (если авиационное происшествие произошло с воздушным судном максимальной массой более 5700 кг.)”.

Читайте также
Отчёт о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air был подделан

Причем это должен быть оригинал документа. Комиссия подписала пять оригинальных документов, однако до сих пор авиакомпания “Bek Air” не получила свой экземпляр отчета.

8 мая генеральный директор “Bek Air” С. ЖАРКИМБАЕВ обратился в МИИР РК с требованием выдать их экземпляр. Он намерен через суд забрать свой экземпляр отчета.

Вместо этого авиакомпании предложили забрать цветную копию.

Ранее в редакцию Ratel.kz попал документ, подписанный некоторыми членами комиссии, в котором говорится:

"Изучение Окончательного отчета, опубликованного МИИР РК 29 апреля 2022 года, показало значительные различия от версии Окончательного отчета, который был подписан членами Комиссии по расследованию 30 марта 2022 года”.

К письму были приложены скрины отчета, подписанного членами комиссии 30 марта 2022 года, и отчета, опубликованного МИИР 29 апреля 2022 года.

Члены комиссии по расследованию насчитали 19 расхождений в текстах двух документов.

“Экипаж после анализа фактической метеорологической обстановки аэропорта Алматы, возможно, не сделал достаточных выводов для более эффективного осмотра всего самолета и особенно (тактильный метод) передней кромки…”. Это не совпадает с оригинальным отчетом.

Читайте также
Вице-министр рассказал о подмене документов для отчёта о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air

Тем не менее, даже в поддельном отчете в пункте 4 “Другие недостатки, выявленные в ходе расследования”, комиссия подтверждает факты отсутствия у АО “Международный аэропорт Алматы” контроля качества противообледенительной обработки, а также обеспечения безопасности полетов.

АО “Международный аэропорт Алматы”, проводившее противообледенительную обработку судна, недостаточно обучило и подготовило свой наземный персонал на этот вид деятельности.

У АО “Международный аэропорта Алматы” отсутствовал контроль качества работ и типов противообледенительных жидкостей, применяемых для обработки самолетов.

Также обнаружена подделка документов, подтверждающих факт, что самолет был обработан не тем типом противообледенительной жидкости, о чем недавно рассказало само МИИР РК.

При этом “по неизвестным причинам” образцы жидкости не были направлены на анализ в независимые лаборатории для установления ее качества, как об этом говорил в январе 2020 года Первый вице-премьер правительства РК Роман СКЛЯР.

АО “Международный аэропорт Алматы” не реагировало на незаконное строительство жилых домов на приаэродромной территории, угрожающих безопасности полетов.

Кроме того, следственные органы не проконтролировали спасательную и поисковую операцию сразу после авиационного инцидента, что затруднило работу по поиску и установлению места нахождения частей самолета. Также не фиксировалось расположение погибших и выживших пассажиров. Даже не велась видеосъемка спасательной и поисковой операций.

Это не позволило точно установить причину гибели людей: выкатывание самолета с полосы или столкновение с двухэтажным кирпичным домом?

Безусловно возникает вопрос к МИИР РК: зачем был опубликован поддельный отчет? Хотя и при таких выводах комиссии кто-то пытается всю вину переложить на погибший экипаж самолета.

Читайте также
Каждый блогер - прокурор

- Отмечу, что данный отчет о результатах расследования авиационного происшествия ведомственной комиссии нельзя путать с официальным досудебным (уголовным) следствием по факту авиакатастрофы и установлением чьей-либо вины в этом. Его ведут органы внутренних дел. Путаницу внесли некоторые СМИ. А уголовное дело еще не завершено.

И здесь нас удивляет тот факт, что следователь тоже ждет этого отчета, хотя этот документ не может являться доказательством по делу в силу его недопустимости как доказательства по уголовным делам. Но уже из отчета, опубликованного МИИР РК, следует, что следственная группа МВД работала как попало с самого начала.

Несмотря на многочисленные травмы доставленного в больницу второго пилота, его тяжелое физическое и психологическое состояние, следователь подверг его неоднократным многочасовым допросам. При этом следователю было известно, что чудом выжившему пилоту для уменьшения непереносимых болей вводят целый ряд обезболивающих препаратов, воздействующих на адекватное восприятие окружающей обстановки и ясность сознания. Понятно, что доказательственная ценность полученных при таких обстоятельствах показаний равна нулю, - прокомментировал представитель вдовы второго пилота юрист Сергей ДЕРЖАВЕЦ. - Вместо этих сомнительных с точки зрения законности допросов, надо было заняться выяснением обстоятельств, связанных с незаконным строительством, допросами тех, кто построил дома, куда врезался самолет. Необходимо было собрать документы и установить, что вызвало гибель людей, выкатывание самолета за полосу, забор или все-таки столкновением с капитальным домом, построенным в 9 метрах от забора?

Читайте также
Бакытжан Базарбек: Почему дёргаются агашки

В Отчете комиссии четко написано, что самолет ударился о дом, и это столкновение привело к его разрушению и гибели людей.

Следовало допросить выживших с предъявлением схемы самолета каждому пассажиру и достоверно установить, все ли пассажиры сидели на своих местах. Например, есть один погибший, который по посадочному салону сидел на последнем ряду. Но никто там не погиб, а он – погиб. Для следователя, занимающегося авиапроисшествием, это оказалось загадкой, он не мог догадаться, что люди могли поменяться местами: летят, например, например, случайно два приятеля на разных местах, попросили сидящих рядом пассажиров поменяться, вот и весь секрет! Ну, не может один человек из всех, сидевших сзади, погибнуть от таких травм. Так необъяснимое обстоятельство препятствует установить очевидную причинную связь между незаконно построенным домом и гибелью пассажиров и экипажа.

И самое главное: почему произошло обледенение? В авиации применяются два типа противообледенительных жидкостей, которыми обрабатывается самолет: тип 1 - если на самолете есть снег и лед, его обрабатывают жидкостью, которая снимает обледенение, и тип 4 – которой обрабатывают самолет, чтобы снег и лед на нем не образовывались, когда идут осадки. Более подробно об этом могут рассказать авиационные специалисты.

Так вот, тот самолет простоял чуть больше одних суток на улице, и за это время не было никаких осадков. В Отчете утверждается, что экипаж недостаточно осмотрел крылья самолета и поэтому принял решение их не обрабатывать. Но стабилизатор самолета, расположенный на высоте 9 метров, экипаж точно не осмотрел, но при этом заказал его обработать соответствующей службе аэропорта. То есть обработку стабилизаторов, поверхность которых не увидишь, экипаж заказал, а крыльев, поверхность которых тоже якобы не осмотрел – не заказал. Где логика? Где здравый смысл? Летчики же не самоубийцы!

Читайте также
Почему самолет BekAir врезался в дом

В последующем оказалось, что обработка стабилизатора была произведена АО “Международный аэропорт Алматы” не той жидкостью, которую запросил командир. По имеющимся документам, противообледенительную жидкость типа 4 чрезмерно развели водой, “сварили до 60 градусов” и вылили на холодный стабилизатор самолета, которая там и замерзла! Да еще при обработке из-за наземного ветра эта жидкость осела и замерзла на правом крыле. Вот что привело к наземному обледенению самолета и поэтому он не мог взлететь и выкатился с полосы.

В декабре прошлого года сотрудники авиакомпании и адвокаты предлагали провести эксперимент: восстановить события с таким же Fokker-100 при тех же погодных и температурных условиях, которые сопровождали разбившийся самолет, облить его такой же жидкостью тип 4 и посмотреть, образуется или не образуется обледенение самолета.

Однако такой эксперимент Комиссия не согласилась проводить.

Казалось бы, почему?

Есть одна наиболее правдоподобная версия, почему Министерство устраивает “странные танцы” вокруг самого расследования и отчета об его итогах.

Если ответственность за авиакатастрофу возложить на погибший экипаж, то вопрос о материальной компенсации можно списать в архив, потому что “мертвые сраму не имут”, как утверждал один из древних философов.

Читайте также
Жёсткая посадка после авиакатастрофы

Но даже опубликованный 29 апреля Отчет дает ответ на очень важный вопрос: где, когда и почему погибли и были ранены люди? Ответ в отчете есть – тяжкие последствия в виде гибели и ранения людей произошли из-за разрушения самолета от его столкновения об капитальный дом, который был построен на незаконно выделенной земле и в запретной зоне приаэродромной территории аэропорта г.Алматы.

Если учесть факт того, что самолет был неправильно обработан от обледенения, то суд может возложить вину и соответственно материальную ответственность на АО “Международный аэропорт Алматы” и на местные власти Талгарского района, а также на другие структуры.

Значит, у всех пострадавших в этой катастрофе – пассажиров, семей погибших пилотов и других лиц, появятся основания для требования компенсаций на большие суммы.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





include('yandexban.pd_1')
Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Власти Казахстана не способны противостоять иностранной агрессии в информационном пространстве
Ежедневная аудитория четырёх "зазеркаленных" сайтов, без боя сданная властями Казахстана интервенту, превышает миллион посетителей в сутки
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Насколько безопасно будет детям в образовательном центре Prometheus School
Почему эксперты и владелец школы отказываются предоставлять жизненно важную информацию о здании
Рассказы про экономику
Часть 1. Вступительная заметка
Что сейчас творится на островах Алаколя, к которым близко не подпускают туристов
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Об ожиданиях и реальности в медицине. Часть 1
Итак, вопрос N1. ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК
Москва хочет наладить с Вашингтоном неофициальный канал коммуникаций?
У посла России в США в кафе "Милано" в Джорджтауне состоялся обед с американским дипломатом
Алматы и алматинцы. Чёрный день календаря
Нужен памятник не мёртвым, нужен он живым. То есть нам с вами
Как без вредного для здоровья сахара всё пошло не так
На россиян грозятся возбуждать дела за контрабанду, на границе РК и РФ дикие очереди из-за возродившейся таможни, павлодарские рабочие голодают
Что значит чокнутая: Как писака Ratel.kz раздражает адвоката Айткалиеву
И уничтожает репутацию её клиента через одноклеточные статьи по заказу стороны обвинения
Россиянина - организатора пирамиды - суд приговорил к 12 годам колонии
Как потерпевшие получат свои деньги - неизвестно
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Мальчиш-плохиш и паспорт для хороших русских
Как доказать, что ты не индоктринированный верблюд
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.