Со дня трагедии прошло четыре года, но причину гибели 12 человек почему-то никак не удаётся установить
27 декабря 2023 года исполняется ровно четыре года со дня катастрофы самолета Fokker 100 авиакомпании “Bek Air”. В этот день, выполняя рейс из Алматы в Астану, самолет на взлете попал в сложную полётную обстановку, потерял управление, вынужденно прервал взлёт и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и территории алматинского Международного аэропорта, а потом врезался в дом, незаконно построенный в запретной зоне на приаэродромной территории.
В авиакатастрофе погибли 12 человек: командир корабля Марат МУРАТБАЕВ и пассажиры. Через месяц после крушения, 28 января, скончался второй пилот Миржан МУЛДАКУЛОВ.
До сих пор следствие так и не завершено. Причину гибели 12 человек почему-то никак не удается установить.
Юрист Сергей ДЕРЖАВЕЦ, представляющий интересы семей, пострадавших в авиакатастрофе, считает, что расследование затянулось из-за того, что следствие пытается связать гибель людей только с действиями пилотов и выкатыванием самолета. Но при этом игнорирует очевидное наличие причинно-следственной связи с действиями других лиц, причастных к подготовке самолета к вылету, и незаконной застройкой запретной зоны на приаэродромной территории капитальными домами, с одним из которых столкнулся самолет. Об этом мы уже писали в середине сентября в материале "Как расследуется дело о катастрофе рейса Z9-2100". Тогда же нам дали комментарии отец погибшего в авиакатастрофе Ержан АУГАНБАЕВ и пассажирка рейса, который потерпел крушение, Салтанат МУКАШЕВА.
14 декабря на Информбюро вышел материал "Крушение самолета Bek Air: расследование против сотрудников КГА прекратили".
Это дало нам повод снова обратиться к юристу Сергею Державцу, и у нас получилась довольно объемная и содержательная беседа.
- Скажите, пожалуйста, в связи с чем прекратили расследование против сотрудников КГА?
- В январе 2023 года фракция Демпартии "Акжол" в мажилисе парламента направила депутатский запрос генеральному прокурору, на который получила ответ, где было подтверждено, что 31 декабря 2022 года первому вице-премьеру правительства РК СКЛЯРУ Р.В. внесено представление об устранении нарушений законности по землям близ аэропортов Казахстана, где признано, что причиной трагических последствий катастрофы Fokker-100 является незаконное выделение земельных участков под строительство домов в границах санитарно-защитной зоны аэропорта города Алматы.
В ответе на депутатский запрос Демпартии "Акжол" Генеральная прокуратура сообщила, что Антикоррупционная служба возбудила и расследует уголовное дело ЕРДР № 227100131000122 по ст. 370 УК РК (бездействие по службе) против сотрудников Комитета гражданской авиации, которые в ноябре 2018 году незаконно выдали АО "Международный аэропорт Алматы" сертификат годности аэродрома, что впоследствии повлекло тяжкие последствия - гибель и ранения людей, находившихся в самолете Fokker-100 при его выкатывании за пределы аэропорта на приаэродромную территорию и столкновении с незаконно построенным домом.
Основанием для возбуждения данного уголовного дела послужило выявленное неисполнение сотрудниками КГА пункта 28 Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома), утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию от 24 февраля 2015 года № 187 (далее – Правила сертификации аэродромов), где указано, что "по согласованию с уполномоченным органом допускаются временные отступления от норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов), если такие отступления компенсируются введением дополнительных мер, обеспечивающих уровень безопасности полетов, эквивалентный установленному", – то есть КГА должен был потребовать от АО "Международный аэропорт Алматы" и согласовать введение конкретных дополнительных мер, чтобы устранить угрозу безопасности полетов, исходящую от построенных в створе ВПП-1 на приаэродромной территории десятков домов, с одним из которых столкнулся Fokker-100. Такими мерами могли стать временное закрытие ВПП-1 до сноса домов, требование об установке системы аварийного улавливания самолетов при выкатывании с ВПП (ЕМАS) или перенос порога ВПП с уменьшением ее длины, чтобы до этих домов было более 1000 метров и т.п. Однако КГА в ноябре 2018 года выдал сертификат годности аэродрома без ограничений – что и явилось составом преступления, предусмотренного ст. 370 УК РК (бездействия по службе).
Но казахстанские чиновники же крайне изобретательны и пойдут на любые хитрости, чтобы выкрутиться и не нести ответственность за свои действия или бездействие по службе.
В итоге для уклонения от ответственности за бездействие по службе, сотрудники КГА инициировали приказ министра индустрии и инфраструктурного развития от 31 марта 2023 года № 201, где утвердили совершенно другую редакцию упомянутых Правил сертификации аэродромов, в которых размыли ответственность КГА за согласование и введение "дополнительных мер, обеспечивающих уровень безопасности полетов, эквивалентный установленному", а пунктом 58 Правил сертификации аэродромов (в редакции после 31 марта 2023 года) переложили эту ответственность на эксплуатантов аэродромов – то есть на АО "Международный аэропорт Алматы".
- А как сотрудникам КГА удалось ввести в заблуждение следователя Антикоррупционной службы Р. АХМЕТОВУ и обмануть министра индустрии и инфраструктурного развития РК М. КАРАБАЕВА?
– Неизвестно. Но зато известно, что М. Карабаев, став министром транспорта, назначил вице-министром транспорта Т. ЛАСТАЕВА, ранее возглавлявшего Комитет гражданской авиации и допустившего бездействие по службе, что стало причиной возбуждения уголовного дела. Чудеса – да и только!
При этом получилась хитрая коллизия – АО "Международный аэропорт Алматы" невозможно предъявить обвинения, так как их ответственность в этом вопросе ужесточилась и наступила в марте 2023 года, а ужесточение требований закона обратную силу не имеет.
И к Комитету гражданской авиации тоже не предъявишь обвинений – так как их ответственность в этом вопросе смягчилась и наступила тоже в марте 2023 года, а смягчение требований закона обратную силу имеет. Во как!!!
В этом деле есть еще одна маленькая, но очень информативная деталь – Правила сертификации аэродромов в старой редакции были утверждены министром по инвестициям и развитию 24 февраля 2015 года, а зарегистрированы в Министерстве юстиции через полгода – 11 сентября 2015 года. А вот эти же Правила сертификации аэродромов (в новой редакции) были утверждены в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития 31 марта 2023 года, а зарегистрированы в Министерстве юстиции в этот же день 31 марта 2023 года. Что за спешка? Наверное, сильно подгорало у сотрудников Комитета гражданской авиации, и надо было быстрее прекратить возбужденное против них уголовное дело по бездействию по службе, чтобы спасти председателя КГА Т. Ластаева. Также в постановлении о прекращении уголовного дела в отношении сотрудников КГА указано, что Антикоррупционной службой в порядке со ст. 200 УПК РК в адрес Комитета гражданской авиации и местных исполнительных органов было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое я прошу вас помочь получить при вашем содействии как СМИ.
- Родственники погибших пассажиров того рейса обращались к президенту Республики Казахстан с просьбой о помощи в справедливом и объективном расследовании.
Тогда вы рассказывали о непонятной позиции МВД в расследовании уголовного дела по факту авиакатастрофы. Следствием игнорировались очевидные вещи, например, использование на морозе наземными службами АО "Международный аэропорт "Алматы" противообледенительной жидкости, разбавленной до состояния простой воды, неправильную и с нарушением технологии противообледенительную обработку Fokker-100, отсутствие реакции правоохранительных органов на ваше заявление о привлечении хозяина дома, который незаконно его построил на приаэродромной территории аэропорта г. Алматы и др.
Имеются ли какие-либо новости по расследованию авиакатастрофы и других смежных уголовных дел, связанных с этой авиакатастрофой?
- Да. Во-первых, вконце сентября 2023 года в Министерство транспорта я направил запрос, суть которого заключалась в получении информации об исполнении или неисполнении Комитетом гражданской авиации Рекомендаций по повышению безопасности полетов, изложенных в Разделе 5 Окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100 UP-F1007, произошедшего 27 декабря 2019 года в районе аэропорта г. Алматы.
В октябре 2023 года был получен ответ, что выполнены многие рекомендации – были внесены изменения и дополнения в Земельный кодекс, в закон РК "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", в закон "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", а также другие нормативно-правовые акты, целью которых является повышение уровня безопасности полетов и исключение подобных катастроф (как с Fokker-100) путем ужесточения процедуры выдачи земельных участков и усиления контроля над незаконным строительством на приаэродромных территориях аэропортов Казахстана, в том числе и аэропорта г.Алматы.
Также были разработаны Правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле и утверждены приказом и.о. министра индустрии и инфраструктурного развития от 7 марта 2023 года № 141 – этих правил вообще никогда в Казахстане не было.
Таким образом, Комитет гражданской авиации принял законодательные и регулятивные действия только после случившейся катастрофы с самолетом Fokker-100, а не до нее, что указывает на полное бездействие по службе со стороны сотрудников КГА.
Однако в ответе Министерства транспорта совсем не указано, как выполнены Рекомендации к Окончательному отчету по результатам расследования авиакатастрофы с самолетом Fokker-100 другими субъектами гражданской авиации, особенно АО "Международный аэропорт Алматы", которому в п. 5.4.4. рекомендовано "рассмотреть вопрос о безопасном использовании ВПП 05 ПРАВАЯ и 23 ЛЕВАЯ для взлетно-посадочных операций до приведения прилегающей приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэропорта г.Алматы в соответствие с требованиями закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" от 15 июля 2020 года № 339-IV и Правилами выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов, утвержденных постановлением правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 504". Надеюсь, что после выхода данного материала в вашем СМИ Министерство транспорта, которое обязано контролировать ход исполнения рекомендаций из Окончательного отчета, ответит мне про исполнение АО "Международный аэропорт Алматы" указанных рекомендаций.
Во-вторых, в июне 2023 года я отправил заявление генеральному прокурору о выделении из уголовного дела ЕРДР № 197475031000233 по факту авиакатастрофы самолета Fokker-100 отдельного производства и привлечении по ст. 389 УК РК (самоуправство) хозяина дома К. РЕШЕТА, который самовольно, то есть незаконно его построил на незаконно выделенном земельном участке на приаэродромной территории аэропорта г. Алматы – без наличия каких-либо разрешений местных властей Талгарского района Алматинской области. С этим домом впоследствии столкнулся Fokker-100, что вызвало его разрушение, а также гибель и ранения людей, находившихся в этом самолете. Но дело так и "висит" без движения в департаменте полиции по Алматинской области у старшего следователя КАБДУЛДАНОВА Б., никаких мер до сих пор не принято. Чего они ждут? Пока Алматинская область останется без хозяина? Так она уже осталась без хозяина! Поэтому прошу ваше СМИ помочь мне получить от МВД внятный ответ – почему не предпринимается каких-либо следственных действий по моему заявлению о привлечении к ответственности владельца злополучного дома К. Решета?
И в конце разговора, пользуясь случаем, хочу попросить ваше уважаемое издание Ratel.kz информировать депутата мажилиса парламента г-на А. ПЕРУАШЕВА – так как он как председатель Демпартии "Акжол" и их фракция в мажилисе парламента тоже были обмануты хитрыми действиями сотрудников Комитета гражданской авиации.