Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В понедельник, 18 ноября, на одном из сайтов появился подробный материал, приуроченный к пятой годовщине трагического происшествия на приаэродромной территории алматинского аэропорта в декабре 2019 года. И хотя до 27 декабря, то есть до точной даты годовщины еще больше месяца, этот материал был заявлен именно как "датский", то есть в качестве информационного повода была заявлена предстоящая дата авиакатастрофы.
Глубокой ночью, во вторник (в два часа), в мессенджере членам Комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, от имени Комитета гражданской авиации было разослано сообщение о том, что в адрес Министерства транспорта поступило заявление о возобновлении расследования, в связи с чем будет проведена видеоконференция с главой Управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ) Министерства транспорта.
Совпадение?
Возможно. В пользу этой версии – заголовок преждевременной "датской" статьи: "Скоро пять лет: как авиакомпания Bek Air убила 12 казахстанцев и умерла сама".
Назвать кого-либо убийцей, напомню, может только суд.
Уже много лет Ratel.kz внимательно следит за ходом расследования авиакатастрофы самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", произошедшей 27 декабря 2019 года, когда воздушное судно вынужденно прервало взлет и выкатилось на приаэродромную территорию алматинского аэропорта. Напомним, что при столкновении с домом, построенным на запретной зоне аэродрома, погибли 12 и были ранены 47 человек.
В апреле 2022 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) объявило об окончании расследования обстоятельств авиакатастрофы и опубликовало Окончательный отчет, где были указаны причины и способствующие факторы авиационного происшествия, а также недостатки, выявленные в ходе расследования.
Об одном из недостатков в отчете было указано, что в ходе расследования была предпринята попытка ввода в заблуждение Комиссии по расследованию работниками АО "Международный аэропорт Алматы", когда они внесли документ о противообледенительной обработке с приписками и исправлениями, искажающими ранее имевшийся первоначальный документ, о чем было публично сообщено на одном из брифингов для СМИ в мае 2022 года.
В октябре 2024 года Ratel.kz направил в Минтранс (который стал правопреемником МИИР) запрос, чтобы выяснить – направлялись ли в правоохранительные органы материалы о вышеуказанной попытке подлога и/или предпринимались ли работниками АО "Международный аэропорт Алматы" попытки опровергнуть информацию о подлоге путем подачи заявлений или исков в судебные органы, а также приложить копии соответствующих документов?
Однако ответ, полученный из Минтранса, удивил: якобы не было никаких заявлений или исков, хотя в базе Судебного кабинета имеются определения и решения судебных органов, опровергающие информацию Минтранса. Столкнувшись с беззастенчивым враньем, мы направили жалобу в Агентство РК по делам государственной службы, требуя провести служебное расследование и привлечь к ответственности чиновников Минтранса, причастных к обману журналистов.
Не остановившись на вранье журналистам, Минтранс решил пойти ва-банк и устроить новое расследование.
О том, нужно ли снова расследовать причины гибели пассажиров и пилотов, является ли это очередной попыткой возложить ответственность за гибель и ранения людей на погибших пилотов и авиакомпанию, мы решили побеседовать с Нурланом ЖУМАСУЛТАНОВЫМ (на снимке), представлявшим интересы владельцев самолета.
- Комиссия по расследованию работала до апреля 2022 года, и ее Окончательный отчет выполнен в целях предотвращения авиационных происшествий и инцидентов в будущем и соответствует Приложению 13 к Конвенции ИКАО, Закону РК от 15 июля 2010 года № 339-IV "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и Правилам представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию РК от 27 июля 2017 года № 505.
Отчет сбалансирован, корректен, в нем определены вероятные причины и способствующие факторы данного авиационного происшествия, а также указаны выявленные в ходе расследования недостатки как со стороны авиакомпании, так и наземных служб других субъектов, организаций и ведомств гражданской авиации, но не указаны виновные лица, так как это не входит в компетенцию Комиссии по расследованию. Этим должны заниматься правоохранительные органы, - рассказал Жумасултанов.
- Вы согласны с тем, чтобы было перерасследование?
- Согласно Правилам, для перерасследования необходимо, чтобы вскрылись новые обстоятельства, ранее не рассмотренные Комиссией по расследованию и могущие повлиять на предыдущие выводы, которые должны поступить от эксплуатанта, то есть от авиакомпании "Бек Эйр" или физических лиц, имеющих прямую заинтересованность в результатах расследования. Насколько мне известно, инициаторы перерасследования к ним не относятся.
Также необходимо совместное решение Комиссии и других организаций, принимавших участие в предыдущем расследовании, и это уже было в 2023 году, когда Минтранс запрашивало Комиссию по расследованию и Межгосударственный комитет стран (МАК) СНГ о возможности перерасследования, которые ответили отказом в принятии такого решения ввиду его нецелесообразности и нарушающего принципы Приложения 13 к Конвенции ИКАО.
Я слышал, что вопрос о перерасследовании инициируют те, кто хочет уйти от ответственности, переложив ее только на погибших пилотов самолета.
Но я хочу предупредить этих людей: я приложу максимум усилий, чтобы в новый Отчет, если он все-таки появится, вошли еще и многочисленные нарушения и недостатки, ставшие известными уже после окончания расследования. Они не повлияют на выводы предыдущего Окончательного отчета, но сильно испортят имидж самих инициаторов перерасследования.
Вообще хочу сказать, что случай с Fokker-100 был особенным и грязным: оказывалось давление на УРАПИ и на Комиссию по расследованию, было вмешательство и навязывание посторонних и чужих мнений в процесс расследования, вносились поддельные документы, неоднократные попытки отдельных лиц переписать Окончательный отчет... Одним словом - грязная и отвратительная история.
Но надо отдать должное: члены Комиссии по расследованию с честью выдержали испытания и, закончив это расследование, не изменяют своего решения.
- Кто, на ваш взгляд, хочет устроить перерасследование?
- Думаю, что его инициируют те, кто хочет "отскочить" от ответственности – и это точно не авиакомпания "Бек Эйр". В Отчете указаны еще другие субъекты, организации и ведомства, от которых тоже зависит безопасность полетов. Вот они и "температурят". Уже 2,5 года они строчат заявления, жалобы, подают иски в суд. Отмечу, что иски были проиграны, либо им было отказано в рассмотрении.
- Кто должен в итоге понести ответственность за гибель пассажиров?
- Ну, это точно не погибшие пилоты, так как они сделали все, что могли – прервали взлет, чем спасли всех пассажиров от неминуемой гибели, потому что, в случае продолжения взлета и набора высоты, обледеневший самолет однозначно бы рухнул на землю с большой высоты со всеми вытекающими последствиями.
Наверное, за гибель людей должны нести ответственность те, кто причастен к строительству незаконных капитальных домов на санитарно-защитной зоне приаэродромной территории аэропорта Алматы.
Ведь люди погибли не от выкатывания самолета, а от сдавливания и разрушения его конструкции из-за столкновения с домом, что и указано в Окончательном отчете как способствующий фактор, повлиявший на тяжесть последствий.
Но уже всем известно и понятно, что не будь того дома, то самолет после выкатывания с ВПП и за пределы аэродрома просто проскользил бы на "брюхе" еще 150-200 метров и остановился бы без каких-либо тяжелых последствий для пассажиров и экипажа, но самолет столкнулся с этим домом, что и вызвало сдавливание и разрушение конструкции самолета, повлекшие гибель и ранения людей, находившихся на его борту.
Не зря же руководящими документами для аэропортов установлена санитарно-защитная зона в размере не менее 500 метров от ограждения территории аэродрома, но ее не соблюдали.
В подтверждение вышесказанного можно указать, что в 2022-2024 годах, т.е. уже после авиакатастрофы самолета Fokker-100 и окончания расследования, вышли представления Генпрокуратуры РК, решения правительства РК, были запросы депутатов парламента, в которых была установлена причинно-следственная связь между гибелью людей в катастрофе самолета Fokker-100 и угрожающей безопасности полетов незаконной застройкой санитарно-защитной зоны приаэродромной территории аэропорта города Алматы, а также вынесены решения о расширении летного поля (т.е. территории аэродрома) и сносе незаконно постренных домов, которые, однако, по неизвестным причинам до сих пор не выполнены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Какая связь между крушением Fokker-100 авиакомпании BekAir и Кантаром
Отчёт о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air был подделан
Почему до сих пор не закончено расследование катастрофы самолёта авиакомпании BekAir
Скончался второй пилот, выживший в авиакатастрофе
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”
Второго пилота Bek Air подвергали многочасовым допросам
Вице-министр рассказал о подмене документов для отчёта о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
Бакытжан Базарбек: Чиновники пытаются "отскочить"
Последние слова второго пилота Bek Air
Самолет упал в Алматы, есть выжившие
Фото: КЧС.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!