
Управление строительства города взыскало с ТОО "ПКС" 931 млн тенге неустойки по договорам 2023 года
Как и обещали, Ratel.kz внимательно следит за тем, чем закончится судебное разбирательство между КГУ "Управление строительства города Алматы" к ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" о признании недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки.
Напомним, в 2023 году Управление строительства через тендеры закупило у ТОО "ПКС" 3050 квартир на общую сумму 74,62 млрд тенге для социально незащищенных слоёв населения и работающей молодёжи методом из одного источника. При этом на балансе ТОО "ПКС" физически не было такого количества квартир. Как впоследствии выяснилось, ТОО "ПКС" выступило в роли прокладки, а большая часть квартир была приобретена в новостройках Qazaq Stroy и ряда других застройщиков, чьи компании из-за арестов счетов не могут принять участие в конкурсе самостоятельно.
17 апреля 2024 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы завершил рассмотрение гражданского иска Управления строительства города Алматы и вынес решение по ТОО "ПКС".
Как Ratel.kz писал в прошлой публикации, мы отправляли запрос в акимат Алматы, в котором просили дать ответы на ряд вопросов, в том числе касаемых иска. Как и ожидалось, нам прислали тупую отписку. Причём пришла она не от акимата, а от Управления строительства города Алматы. Потому теперь, когда у нас на руках решение суда, мы имеем полное моральное право не стесняться в выражениях, обсуждая суть судебного разбирательства.
Итак, в чём были исковые требования Управления строительства города Алматы?
В июле 2023 года Управление строительства и ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" заключили договоры о государственных закупках №2-ПЖ, №3-ПЖ, №5-ПЖ, №6-ПЖ, №7-ПЖ на приобретение жилья для социально уязвимых слоев населения. Общая сумма договоров составила 47,355 млрд тенге. Срок поставки – до 31 октября 2023 года.
На момент подачи иска, то есть 10 января 2024 года, ТОО "ПКС" не исполнил следующие обязательства:
1. Не предоставил технические паспорта квартир;
2. В квартирах отсутствовали приборы учета горячей воды и холодной воды;
3. Не были устранены выявленные дефекты, допущенные застройщиками.
Управление строительства указало в исковом заявлении размер неустойки, которая была определена из расчета 0,1% от общей суммы договора за 49 календарных дней просрочки - 931 млн тенге.
Кроме выплаты неустойки, Управление строительства просило суд признать ТОО "ПКС" недобросовестным участником государственных закупок, так как поставщик не выполнил условия договора в оговоренный срок – до 31 октября 2023 года.
В отзыве на исковое заявление ТОО "ПКС" указало, что "срок исполнения обязательств не был нарушен, так как квартиры были сданы в установленный срок". При этом, как заверил ответчик, технические паспорта на квартиры "были сданы вместе с квартирами, иначе квартиры заказчиком не были бы приняты". Также ТОО "ПКС" заверило суд, что утверждение Управления строительства о том, что отсутствуют приборы учета горячей и холодной воды, а также не устранены выявленные дефекты, "не соответствуют действительности, поскольку отсутствуют дефектные акты, составленные истцом в присутствии ответчика".
В судебном заседании представитель ТОО "ПКС" пояснило, что в настоящее время обязательства ответчиком исполнены в полном объёме, дефекты устранены и приборы учёта воды установлены. Акт приёма-передачи квартир сторонами подписан 31 октября 2023 года. Окончательно технические паспорта на все квартиры были переданы заказчику 29 декабря 2023 года, что подтверждается договором передачи квартир в собственность.
Участвующий по делу прокурор в своём заключении просил суд удовлетворить иск частично, отказав в удовлетворении в части признания ответчика недобросовестным участником государственных закупок, поскольку истцом пропущен пресекательный срок обращения в суд. В части взыскания неустойки - просил суд удовлетворить требования истца в полном объёме.
Во время судебного разбирательства состоялось выездное заседание, на котором было установлено: "Доводы истца об отсутствии приборов учёта горячей и холодной воды, а также неустранении ответчиком выявленных дефектов, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку истцом не представлены доказательства, в частности дефектные акты, составленные сторонами".
То есть Управление строительства определённо накосячило, не составив своевременно дефектные акты. По сути – изначально закрыло глаза на нарушения со стороны ТОО "ПКС", вспомнив о них лишь при подаче иска в суд. Как считаете, тут попахивает коррупционными рисками?
"При этом судом установлено, что со стороны ответчика в Управление было представлено всего 804 кадастровых паспорта на приобретение квартир. Тогда как по условиям договора ответчик должен был передать истцу 3050 кадастровых паспортов квартир, то есть всех 3050 квартир. При этом в Управление развития коммунальной инфраструктуры города Алматы данные кадастровые паспорта от Управления не были переданы и соответственно не приняты на баланс", - указано в решении суда далее.
Тут невольно возникает вопрос: а как же ТОО "ПКС" вообще выиграло конкурсы? По большому счёту оно уже на стадии подачи заявки должно было предоставить технические паспорта на квартиры, а до 31 октября 2023 года лишь документально оформить передачу недвижимости на баланс государства. Выходит, конкурсная комиссия закрыла глаза на тот факт, что 3050 квартир по факту нет в наличии? Как считаете, это всего лишь коррупционные риски или откровенная коррупция?
Тем более, что в судебном решении указывается на то, что прокуратура Алматы выносила в 2023 году представление об устранении нарушений законности по этим конкурсам в адрес акимата города Алматы: "Согласно представления, указанные нарушения были выявлены по результатам проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках и противодействии коррупции".
Любопытная деталь: суду были предоставлены акты приема-передачи квартир всего на 1101 квартиру. Хотя ТОО "ПКС" в отзыве уверяло, что все квартиры сданы в срок. При этом некоторые акты подписаны 3 и 11 ноября 2023 года. Это можно видеть даже по сайту госзакупок.
При этом, как указывает суд: "Истец, достоверно зная допущенные поставщиком нарушения, то есть о несвоевременной передаче квартир и технических паспортов на квартиры, обратился с иском в суд только 10 января 2024 года, то есть по истечении 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках".
При такой просрочке требование Управления строительства о признании ТОО "ПКС" недобросовестным участником государственных закупок не подлежало удовлетворению судом. Как думаете, можно ли эту халатность со стороны Управления строительства считать коррупционным проявлением? Интересно, каким образом будут наказаны сотрудники Управления строительства за такие нарушения?
Расчёт неустойки в сумме 931 млн тенге суд посчитал законным и обоснованным. Тем более, что ТОО "ПКС" не заявило ходатайство о снижении её величины в соответствии с требованиями статьи 297 ГК.
В итоге суд решил: "Исковое заявление КГУ "Управление строительства города Алматы" к ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки – удовлетворить частично.
Взыскать с ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" в пользу государственного бюджета неустойку в сумме 931 млн тенге и государственную пошлину в размере 27,93 млн тенге.
В части признания ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" недобросовестным участником государственных закупок – отказать".
Решение пока не вступило в законную силу.
Что-то нам подсказывает, что ТОО "ПКС" попытается в апелляционной инстанции снизить величину неустойки. Потому как 931 млн тенге – это просто огромная сумма для компании, учредителем которой является СПК "Алматы".
Но самое любопытное, пожалуй, то, что эту сумму придётся выплачивать из доходов ТОО "ПКС". Какими они будут за 2023 год, мы сможем узнать примерно в августе 2024, когда будет готово ежегодное аудиторское заключение. Дело в том, что ТОО "ПКС", похоже, отводилась роль бесплатной прокладки в этой схеме по скупке жилья в новостройках по 450 тысяч тенге за квадрат за счёт бюджета. Во всяком случае, ни к одному конкурсу не приложены договоры, по которым ТОО "ПКС" получает какую-то комиссию с застройщиков за участие в тендерах.
Например, TОО "MERIDIAN stroy LTD", которое оказывает услуги прокладки для ГУ "Управление строительства города Астаны", по договору комиссии получает вознаграждение за услугу в сумме одна тысяча тенге.
Тем не менее 931 млн тенге, как только решение суда вступит в законную силу, ТОО "ПКС" придётся заплатить, ничего не заработав на сделке на 47,355 млрд тенге.
Но интересно не только это.
До тех пор, пока решение не вступит в законную силу, Управлению строительства города Алматы сложно будет закрыть по той же схеме конкурс на 2024 год. Оно уже дважды его объявляло и дважды не было подано ни одной заявки от потенциального поставщика.
По всем правилам, должна была состояться закупка из одного источника у приглашённого поставщика. Но случилось чудо: Управление строительства выставило объявление в третий раз с пометной "первая закупка"! Во вторник, 23 апреля 2024 года, начнётся приём заявок.
Разумеется, Ratel.kz будет внимательно следить, как будут выкручиваться досаевские чиновники, чтобы освоить в 2024 году 61,4 млрд тенге на покупку жилья. И мы нисколько не сомневаемся, что большая часть этих средств опять попадёт на счета Qazaq Stroy и аффилированных с ней ТОО.
Но самое главное – кому в этом году будет отведена роль прокладки.
Отдать эту роль ТОО "ПКС" будет слишком рискованно, учитывая, что прокуратура уже выносила представление.
Как думаете, может, в этот раз прокладкой выступит ТОО "Real Estate Solution", которое в прошлом году удачно выиграло конкурсов у ТОО "ПКС" на сумму более чем на 23,2 млрд тенге на закупку жилья для переселенческого фонда?
И подаст ли ТОО "ПКС" иски на Qazaq Stroy и других застройщиков, кто не вовремя сдал жильё в 2023 году, чтобы покрыть свои убытки в 931 млн тенге?
Фото: korter.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!