
Кинематографисты Казахстана недовольны крупнейшей киносетью
Казахстанские кинематографисты, среди которых представители Лиги и Союза кинематографистов, публично выразили недовольство форматом взаимодействия с крупнейшей киносетью и ведущей киностудией страны.
Надо прямо признать, что киношники страны нечасто балуют своими пресс-конференциями. При этом не сказать, что они не хотят нарушать неписаные законы цехового сообщества. Не выносить сор из избы – это не про них. На протяжении всех лет суверенитета то именитые режиссеры, то представители новой волны, прозванной «партизанами», постоянно рассказывали о тех или иных недочетах в кинематографической отрасли. На этот раз чашу терпения переполнило стремление одного из крупнейших кинопрокатчиков страны – сети кинотеатров Kinopark/Kinoplex брать плату за показ трейлеров отечественных картин перед сеансами других фильмов.
В известной степени с кинематографистами можно согласиться, ведь речь идет о лентах, снятых в Казахстане, а где, как не в родной стране, пропагандировать фильмы отечественного производства. К тому же власти постоянно подчеркивают, что они поддерживают своих кинопроизводителей. В таком случае все мы вправе ожидать, что и прокатчики должны быть озабочены тем, как поддержать казахстанское кино. Увы, по словам участников пресс-конференции, такого нет, а Kinopark/Kinoplex, напротив, устанавливает плату за свои услуги. Более того, плата эта не символическая, а вполне осязаемая.
Как заявил руководитель Лиги кинематографистов Айдар Баталов, к схеме взаимодействия с кинематографистами на платной основе Kinopark/Kinoplex прибег впервые в 2023 году. Тогда и позже производителям кино разослали письма с прайс-листами на рекламные показы. Стоимость показов составляла от 20 до 50 миллионов. Однако в этом году прокатчики прислали новые письма, где речь идет о новых суммах в качестве платы на рекламный показ, так называемых «входных суммах». Так, во время конференции звучала цифра – до 400 миллионов. При этом при показе трейлеров плата составляет 296 миллионов тенге и отдельно надо оплачивать премьерный показ.
Суммы на самом деле немалые, если учесть, что затраты на съемки картины большие, а продвижением лент практически никто не занимается, кроме самих создателей. И даже если учесть, что казахстанские картины, выходящие в прокат, стали окупаться, плата, требуемая Kinopark/Kinoplex, внушительная. В июне сообщали о том, что из 130 фильмов в прокате страны с начала года 40 составляли ленты отечественного производства. При этом есть фильмы, собравшие более 1 миллиарда тенге. Но если из этого миллиарда вычесть 400 миллионов, то что остается сами кинопроизводителям? И это весьма злободневный вопрос.
К слову, у зрителей пользуются спросом фильмы с самым разным содержанием. К примеру, среди картин, которые пользовались спросом и принесли более 1 миллиарда тенге, комедия «Молла», драма – 3 часть «Рэкетира» и полнометражный фильм «Патруль. Последний приказ». Разброс тем большой, и это радует. Время, когда успехом пользовались непритязательные «келинки сабинки», проходит. Зритель хочет видеть на экране то, что он видит в реальной жизни, с одной стороны, а с другой – образцы отваги, верности, дружбы.
Проблемы казахстанского кинематографа возникают не в первый раз. И каждый раз о них говорят, а потом забывают. Например, много говорилось о создании кинотеатров, в которых бы демонстрировались только отечественные картины, а воз и ныне там. Немало копий было сломано в спорах о том, как надо представлять казахстанское кино, нужно ли его продвигать через СМИ или нет. Однако ситуация остается прежней. Серьезного разбора отечественного кино так и нет, хотя в Казахстане имеется немало киноведов, способных представлять толковый анализ работ. СМИ пишут о кино в лучшем случае накануне или после премьеры нового фильма. Блогеров, пишущих на эту тему, и вовсе нет.
Естественно, что отечественное кино не обошли стороной такие позорные явления, как, к примеру, коррупция. И об этом тоже говорили на пресс-конференции. Непонятным для отечественных кинопроизводителей остается факт того, что зарубежным лентам прокатные удостоверения выдаются без сучка и задоринки в то время, как отечественным картинам приходится преодолевать какие-то препятствия.
Вызывает вопросы и присутствие в составе экспертных советов людей, аффилированных с Kinopark/Kinoplex.
Остро стоит вопрос с сохранением целостности территории «Казахфильма».
Еще раз отметим, что пресс-конференцию проводили представители Лиги кинематографистов, Союза кинематографистов, и этот факт говорит о том, что поднятые во время встречи проблемы актуальны и требуют решения. Сами киношники выдвинули несколько требований, среди которых наиболее важным представляется требования прекращения взимания «входных сумм», обеспечение равных условий для получения прокатных удостоверений казахстанским и зарубежным картинам.
Кинематографисты поддерживают правительство в части скорейшего внедрения «е-кино», которое бы обеспечило прозрачность и гласность в ходе всего кинопроцесса: от съемок до выхода на экран. А пока этого нет, предлагается провести независимый аудит «Казахфильма» и ГЦПНК (Государственного центра поддержки национального кино) и запретить передачу имущества «Казахфильма» частным компаниям под предлогом переноса в Астану.
Есть еще ряд других требований. Кинематографисты надеются, что президент Токаев и министерство культуры, информации обратят внимание на поднятые ими проблемы и всерьез озаботятся состоянием отечественного кино. Если этого не произойдет, то отечественное кино так и будет лихорадить. Нельзя сказав «а» (создание ГЦПНК), бросить все на полпути и не дойти до «я». Упорядочить взаимоотношения прокатчиков и производителей – первая задача. Практика показывает, что без вмешательства властей вопрос не сдвинется с места. Необходима тщательно выстроенная программа поддержки отечественного кино, в которой бы подобающее место занял обязательный показ трейлеров казахстанских картин без всякой оплаты.
Казахстанский кинематограф ищет свои пути развития. Но в мире давно уже найдены рецепты. Почему бы не перенять опыт Франции в части государственной поддержки отечественных картин? А по примеру США можно бы создать гильдии продюсеров, актеров и так далее, тогда бы кинопроизводителям не пришлось бы ломать голову, как продвигать свой продукт. Словом, путей для развития много, нужно выбрать только то, что подойдет нам больше всего.
И хорошо бы, если бы ответ на обращение кинематографистов получили до 12 сентября – Дня отечественного кино. Мы «должны помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» - этот призыв не потерял актуальности и сегодня.
Фото: iStock