Казахстанский киновед Гульнар Абикеева о результатах «Выбора критиков-2017» и о том, каких фильмов в нашем кино становится все больше, а каких – все меньше
На снимке: президент Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнар Абикеева.
В четвертый раз Ассоциация кинокритиков Казахстана (АКК) провела ежегодную премию в области отечественного кинематографа «Выбор критиков».
По итогам 2017 года в лонг-лист премии попал 31 полнометражный фильм. Из этого числа 13 картин, имеющие хоть один публичный показ, были отобраны в число номинантов.
«Лучшим фильмом – драмой» был признан «Оралман» (продюсеры – Таниберген ХАЖИЕВА, Ержан АХМЕТОВ). Эта кинолента стала лучшей и в двух других номинациях – «Лучшая работа художника-постановщика» (Рустем ОДИНАЕВ) и «Лучшая мужская роль» (Дулыга АКМОЛДА).
Лучшим жанровым фильмом признан фильм «Когда ангелы спят» (боевик, мелодрама). Главные роли в этом фильме исполнили популярный казахстанский певец Кайрат НУРТАС и его супруга Жулдыз АЙДАРБЕКОВА. Жулдыз за роль в этой картине стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль».
«Лучшим режиссером» признали Серика АПРЫМОВА за фильм «Звонок отцу». Ерболата ОСПАНКУЛОВА отметили в этой же работе в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Данагуль ТЕМИРСУЛТАНОВА, сыгравшая в фильме «Келинка тоже человек», стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Азамат ДУЛАТОВ награжден за «Лучшую операторскую работу» в фильме «Она».
Наримана ТУРЕБАЕВА и Талгата ШАГАМБАЕВА чествовали в номинации «Лучший сценарий».
«Лучшим короткометражным фильмом» по версии АКК стал «Самал» (Шугыла СЕРЖАН). Лучшей музыкой к фильму назвали работу Абулхаира ЖАРАСКАНА («Неделимое»), а лучшей песней признана 91 «Mooz» (91).
Журналист Ratel.kz встретилась с известным отечественным киноведом, президентом Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнар АБИКЕЕВОЙ, которая прокомментировала итоги «Выбора критиков» и рассказала о сегодняшнем состоянии дел в казахстанском кино.
«У нас появилось социальное коммерческое кино»
– Гульнар Ойратовна, чем для вас, помимо традиционного отбора лучших, «отметилась» премия в этом году?
– Могу сказать, что 2017 год отличается от предыдущих тем, что у нас появилось социальное коммерческое кино. К нему я отношу «Когда ангелы спят» и «Неделимое».
В них поднимаются проблемы безнаказанности «золотой молодежи» и коррупции в полиции. В целом же я довольна раскладом этого года.
Мы отметили наиболее сильные картины. Премия «Выбор критиков» отличается от других фестивалей и конкурсов тем, что мы не принимаем заявки. В течение года члены нашей ассоциации стараются отсматривать казахстанские фильмы, писать рецензии. Претендовать на наш «Выбор» может любая отечественная картина, побывавшая в прокате или общественном показе за прошедший год.
Церемонию предваряет по традиции марафон казахстанского кино, в рамках которого кинокритики показывают публике лучшие фильмы из шорт-листа премии.
– Проводя премию «Выбор критиков», вы невольно анализируете состояние казахстанского кино в целом. Скажите, изменилась ли ситуация за последние 4 года?
– Безусловно. К нашему пятилетию, на следующий год, мы бы хотели выпустить книгу-сборник о современном состоянии казахстанского кино, куда войдут аналитические статьи членов нашей Ассоциации.
Я как киновед ежегодно подвожу итоги того или иного киногода. Сегодня никто себе и не может представить, что в 2000 году у нас в стране была создана всего одна картина. Сегодня их 31.
«95% фильмов, производимых в Казахстане, снимается сегодня на частных студиях»
– Это был такой лаконичный старт после тяжелых 90-х?
– Наоборот. В 1991 году было 18 картин, в 1993 – 21. В советское время в республиках было ограничено кинопроизводство. Выходило 4-5 картин, или единиц, как тогда говорили. С наступлением независимости каждый режиссер начал открывать свою студию.
Пик попал на начало 90-х. Банки и инвесторы поняли, что деньги им не вернутся. Система проката разрушилась.
А как деньги возвращать еще? Вот поэтому своего рода «легкие» запуски перестали иметь место. Производить кино, а тем более на пленке, было дорогостоящим делом. Так, постепенно, пошел спад. Достиг он фактически нуля в 2000 году. Картины «Жол», «Три брата» вышли в те годы благодаря поддержке международных организаций.
На «Казахфильме» мало что производилось до 2004 года. Только с приходом Сергея АЗИМОВА (казахстанский режиссер, сценарист, продюсер – Ю.М.) начало что-то развиваться: вначале пять картин, затем семь картин в год, да и вообще понятие коммерческого проката возникло только к 2005 году.
– Азимов стал хорошим менеджером для «Казахфильма»?
– Безусловно. До Азимова директором студии был хозяйственник-строитель, который считал, что отремонтировать крышу и забор куда важнее, чем снимать кино. Азимов начал возвращать статус киностудии.
Появление фильма «Кочевник» с самым огромным бюджетом всколыхнуло студию. «Казахфильм» начал работать. Картина была абсолютным государственным заказом. Она была рассчитана на две вещи.
Первое - завоевать Голливуд. Да, Голливуд не завоевали, но презентацию провели в Каннах. Тогда все начали говорить о Казахстане как о стране, которая может производить большие исторические картины.
Второй очень важный момент – возрождение проката началось именно с «Кочевника».
Кинотеатры, которые превратились в автосалоны, мебельные магазины, вернули себе прежнее значение, а наше кино с «Кочевником» вернулось в кинотеатры.
Первым заметным коммерческим проектом стал «Рэкетир» Акана САТАЕВА в 2007 году. В 2010-е годы 70-80% производства кино было сконцентрировано в «Казахфильме».
Ситуация изменилась буквально в последние четыре года, пока мы проводим нашу премию.
Государственная студия перестала быть центром казахстанского кино, став местом производства заказного кино.
Там сейчас делаются в основном исторические и идеологические ленты.
Пришло поколение, которое перестало ждать милости от природы и лучших времен, когда фильм могут запустить на государственные деньги.
95% фильмов, производимых в Казахстане, снимается сегодня на частных студиях.
«Деньги не единственный, не главный стимул для того, чтобы входить в кинематограф»
– Известно ли, сколько в Казахстане существует частных киностудий?
– Их никто не считал.
– Это так сложно?
– Думаю, что просто это никому не нужно (улыбается). Если не брать в счет нескольких режиссеров, которые каждый год что-то снимают, то в целом выходит по 30 картин в год, а это, как минимум, говорит о том, что у нас есть 100 независимых киностудий.
Как прокатчик Бауыржан ШУКЕНОВ (директор киноцентра «Арман» - Ю.М.) озвучил прогностическую цифру: в 2018 году в Казахстане выйдет в прокат 70 картин.
То есть к этим 100 существующим студиям можно еще смело добавлять 50. Я думаю, что в стране порядка 150 независимых частных студий работают.
И они делают то кино, которое либо выходит в прокаты и зарабатывает на этом деньги, либо же не выходит в прокат, но зато становится участником различных фестивалей.
– В целом, какова судьба наших фильмов? В основном прокат?
– Исходя из статистики 2017 года, могу сказать, что арт-хаусных картин наберется 5-6.
– Сколько картин сегодня способны «отбить» бюджет?
– Единицы. Это «Бизнес по-казахски» 1 и 2, «Когда ангелы спят», «Брат или брак»... насколько я знаю по данным Тикетона, фильмы режиссера Аскара УЗАБАЕВА собирают хороший бюджет. Все остальные в основном теряют деньги.
– При этом продолжат работать?
– Не знаю. Дело в том, что каждый год происходит смена продюсеров, людей, которые вкладывают в кино. Режиссеры, как правило, остаются. Но фильм получается по-настоящему хорошим только тогда, когда режиссеры рассматривают свое дело не только как ремесло, способ заработать, а отвечают за конечный продукт.
Картина «Брат или брак» Ернара НУРГАЛИЕВА ремесленная, также как и «Сиситай», которую тоже он снял.
Они сделаны неплохо, но рассыпаются, не имеют цельности.
Плохая черта «ремесленников» заключается в том, что им не важен конечный результат, они как наемные рабочие. К сожалению, таких картин у нас становится больше.
Я считаю, что деньги – не единственный, не главный стимул входить в кинематограф.
Самый главный – это все-таки промоушн. Согласитесь, ведь многие певцы из эстрадного бизнеса идут в кино. Видимо, зрительский охват и промоушн наблюдается в большей степени в кинематографе.
«Зритель все же не настолько глупый и не пойдет на любое кино»
– Гульнар Ойратовна, вы отметили, что «Казахфильм» готовит в основном идеологическое кино. Работают ли в этом направлении частные независимые киностудии?
– Коммерческое кино у нас очень разное. Лишь единицы режиссеров понимают, на что пойдет зритель. Это Нуртас АДАМБАЙ, Аскар БИСЕМБИН, Аскар Узабаев. Они делают упор на развлекательность, делают ставку на «гламур» и стараются на этом заработать деньги. Насколько это кино действительно интересное – покажет время. Бесконечно все это повторяться не может. Когда-нибудь режиссерам должно надоесть делать одно и то же.
– А вам, кинокритикам, это все уже надоело?
– Естественно, надоедает. Но, как я уже отметила ранее, единицы качество держат. Один режиссер, не буду называть его имени, сказал: «Мы делаем коммерческое кино, кино должно быть тупое, без заморочек, чем тупее, тем лучше».
Какая-то абсолютно неправильная установка. Зритель все же не настолько глупый и не пойдет на любое кино. К сожалению, молодые люди, выбирая между американским, казахстанским или русским, идут на американское кино. Только в том случае, когда речь идет о казахоязычном зрителе и фильмах на казахском языке, можно дать стопроцентную гарантию, что будет выбрано отечественное кино.
«Единственный способ пробиться на мировой прокат – это копродукция»
– А какова судьба арт-хаусного кино в стране?
– Плачевное. В «Казахфильме» раньше была система запуска социальных проблемных картин. Фильм «Уроки гармонии», к примеру, требовал не только затраты на производство, но и на продвижение, как и любая фестивальная картина. Продвигать фильм на фестивале силами частной студии очень сложно. Азимов в свое время вел политику создания ко-продукции.
Единственный способ пробиться на мировой прокат – это копродукция (англ. coproduction - совместное производство - Ред.). Что давно поняли китайцы, корейцы, которые закладывают колоссальные суммы на ее создание.
Участие фильмов в международных фестивалях – это международный имидж, страновой пиар. В Казахстане сегодня это, пожалуй, только нефть. Следующим должен быть кинематограф.
Те режиссеры, которые готовы не только зарабатывать деньги, но и хотят снимать серьезное кино, высказываться и участвовать в кинофестивалях, вынуждены это делать за свои деньги. Взять наше «партизанское кино», которое снимается за пять-десять тысяч долларов. Это копейки!
В мире таких бюджетов не существует. Но именно они и делают страновой имидж Казахстану. Нельзя игнорировать фестивали и говорить, что режиссеры отправляют туда исключительную «чернуху». Нужен национальный центр кино, который должен рассматривать заявки, должен поддерживать и коммерческое кино, и арт-хаусное кино, и детское кино.
– Детское кино сегодня не существует в стране, в принципе?
– Да, его нет. А раньше детское кино было у нас сильным. Сейчас «Казахфильм» остановился на трех-четырех картинах государственного заказа и больше ничего не делает, это очень плохо. Мы потеряли структуру, которая как-то регулировала кино-процесс. Все регулируется сейчас стихийно, а в этом стихийном мы видим лишь «заработать, сделать тупое кино, на нем заработать, заработать…».
Режиссеры с именем, с опытом, которые могут снимать хорошее кино, отметены. Где фильмы Дарежана ОМИРБАЕВА, Амира КАРАКУЛОВА, Серика АПРЫМОВА («Звонок отцу» снят на свои деньги)?
Почему государство не запускает молодежь, принесшую стране статус участия на фестивалях класса «А» – Адильхана ЕРЖАНОВА, Эмира БАЙГАЗИНА, Жасулана ПОШАНОВА?
Неправильно, что сегодня «Казахфильм» стал исключительно заказным. Он должен был бы оставаться центром кинематографии, через который должны вестись запуски.
Сегодня продюсеры с удовольствием пошли бы на схему, где 50% дает государство, а 50% ищут они сами, вкладывают свои деньги. Но все это сегодня не работает. Поэтому продолжаются съемки развлекательного, глупого, оболванивающего кино. Стратегия развития кинематографа у нас, увы, отсутствует.
Фото из архива Г.Абикеевой.