Сделать тупое кино и на нем заработать

3192 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Воскресенье, 25 Мар 2018, 10:00

Казахстанский киновед Гульнар Абикеева о результатах «Выбора критиков-2017» и о том, каких фильмов в нашем кино становится все больше, а каких – все меньше

На снимке: президент Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнар Абикеева.

Читайте также
Великие Шелковые… платья

В четвертый раз Ассоциация кинокритиков Казахстана (АКК) провела ежегодную премию в области отечественного кинематографа «Выбор критиков».

По итогам 2017 года в лонг-лист премии попал 31 полнометражный фильм. Из этого числа 13 картин, имеющие хоть один публичный показ, были отобраны в число номинантов.

«Лучшим фильмом – драмой» был признан «Оралман» (продюсеры – Таниберген ХАЖИЕВА, Ержан АХМЕТОВ). Эта кинолента стала лучшей и в двух других номинациях – «Лучшая работа художника-постановщика» (Рустем ОДИНАЕВ) и «Лучшая мужская роль» (Дулыга АКМОЛДА).

Лучшим жанровым фильмом признан фильм «Когда ангелы спят» (боевик, мелодрама). Главные роли в этом фильме исполнили популярный казахстанский певец Кайрат НУРТАС и его супруга Жулдыз АЙДАРБЕКОВА. Жулдыз за роль в этой картине стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль».

«Лучшим режиссером» признали Серика АПРЫМОВА за фильм «Звонок отцу». Ерболата ОСПАНКУЛОВА отметили в этой же работе в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». 

Читайте также
Приятного просмотрика, Бауке!

Данагуль ТЕМИРСУЛТАНОВА, сыгравшая в фильме «Келинка тоже человек», стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Азамат ДУЛАТОВ награжден за «Лучшую операторскую работу» в фильме «Она». 

Наримана ТУРЕБАЕВА и Талгата ШАГАМБАЕВА чествовали в номинации «Лучший сценарий».

«Лучшим короткометражным фильмом» по версии АКК стал «Самал» (Шугыла СЕРЖАН). Лучшей музыкой к фильму назвали работу Абулхаира ЖАРАСКАНА («Неделимое»), а лучшей песней признана 91 «Mooz» (91).

Журналист Ratel.kz встретилась с известным отечественным киноведом, президентом Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнар АБИКЕЕВОЙ, которая прокомментировала итоги «Выбора критиков» и рассказала о сегодняшнем состоянии дел в казахстанском кино.

«У нас появилось социальное коммерческое кино»

– Гульнар Ойратовна, чем для вас, помимо традиционного отбора лучших, «отметилась» премия в этом году?

– Могу сказать, что 2017 год отличается от предыдущих тем, что у нас появилось социальное коммерческое кино. К нему я отношу «Когда ангелы спят» и «Неделимое».

В них поднимаются проблемы безнаказанности «золотой молодежи» и коррупции в полиции. В целом же я довольна раскладом этого года. 

Мы отметили наиболее сильные картины. Премия «Выбор критиков» отличается от других фестивалей и конкурсов тем, что мы не принимаем заявки. В течение года члены нашей ассоциации стараются отсматривать казахстанские фильмы, писать рецензии. Претендовать на наш «Выбор» может любая отечественная картина, побывавшая в прокате или общественном показе за прошедший год.

Читайте также
Лист исписан, но остался чист...

Церемонию предваряет по традиции марафон казахстанского кино, в рамках которого кинокритики показывают публике лучшие фильмы из шорт-листа премии.

– Проводя премию «Выбор критиков», вы невольно анализируете состояние казахстанского кино в целом. Скажите, изменилась ли ситуация за последние 4 года?

– Безусловно. К нашему пятилетию, на следующий год, мы бы хотели выпустить книгу-сборник о современном состоянии казахстанского кино, куда войдут аналитические статьи членов нашей Ассоциации.

Я как киновед ежегодно подвожу итоги того или иного киногода. Сегодня никто себе и не может представить, что в 2000 году у нас в стране была создана всего одна картина. Сегодня их 31.

«95% фильмов, производимых в Казахстане, снимается сегодня на частных студиях»

– Это был такой лаконичный старт после тяжелых 90-х?

– Наоборот. В 1991 году было 18 картин, в 1993 – 21. В советское время в республиках было ограничено кинопроизводство. Выходило 4-5 картин, или единиц, как тогда говорили. С наступлением независимости каждый режиссер начал открывать свою студию.

Пик попал на начало 90-х. Банки и инвесторы поняли, что деньги им не вернутся. Система проката разрушилась.

Читайте также
Алексей Уткин: С Алматы на «ты»

А как деньги возвращать еще? Вот поэтому своего рода «легкие» запуски перестали иметь место. Производить кино, а тем более на пленке, было дорогостоящим делом. Так, постепенно, пошел спад. Достиг он фактически нуля в 2000 году. Картины «Жол», «Три брата» вышли в те годы благодаря поддержке международных организаций.

На «Казахфильме» мало что производилось до 2004 года. Только с приходом Сергея АЗИМОВА (казахстанский режиссер, сценарист, продюсер – Ю.М.) начало что-то развиваться: вначале пять картин, затем семь картин в год, да и вообще понятие коммерческого проката возникло только к 2005 году. 

– Азимов стал хорошим менеджером для «Казахфильма»?

– Безусловно. До Азимова директором студии был хозяйственник-строитель, который считал, что отремонтировать крышу и забор куда важнее, чем снимать кино. Азимов начал возвращать статус киностудии.

Появление фильма «Кочевник» с самым огромным бюджетом всколыхнуло студию. «Казахфильм» начал работать. Картина была абсолютным государственным заказом. Она была рассчитана на две вещи.

Первое - завоевать Голливуд. Да, Голливуд не завоевали, но презентацию провели в Каннах. Тогда все начали говорить о Казахстане как о стране, которая может производить большие исторические картины.

Читайте также
Бей бабу!

Второй очень важный момент – возрождение проката началось именно с «Кочевника».

Кинотеатры, которые превратились в автосалоны, мебельные магазины, вернули себе прежнее значение, а наше кино с «Кочевником» вернулось в кинотеатры.

Первым заметным коммерческим проектом стал «Рэкетир» Акана САТАЕВА в 2007 году. В 2010-е годы 70-80% производства кино было сконцентрировано в «Казахфильме».

Ситуация изменилась буквально в последние четыре года, пока мы проводим нашу премию.

Государственная студия перестала быть центром казахстанского кино, став местом производства заказного кино.

Там сейчас делаются в основном исторические и идеологические ленты.

Пришло поколение, которое перестало ждать милости от природы и лучших времен, когда фильм могут запустить на государственные деньги.

95% фильмов, производимых в Казахстане, снимается сегодня на частных студиях.

Читайте также
Как из алматинского Арбата сделали «коридор»

«Деньги не единственный, не главный стимул для того, чтобы входить в кинематограф»

– Известно ли, сколько в Казахстане существует частных киностудий?

– Их никто не считал. 

– Это так сложно?

– Думаю, что просто это никому не нужно (улыбается). Если не брать в счет нескольких режиссеров, которые каждый год что-то снимают, то в целом выходит по 30 картин в год, а это, как минимум, говорит о том, что у нас есть 100 независимых киностудий.

Как прокатчик Бауыржан ШУКЕНОВ (директор киноцентра «Арман» - Ю.М.) озвучил прогностическую цифру: в 2018 году в Казахстане выйдет в прокат 70 картин.

То есть к этим 100 существующим студиям можно еще смело добавлять 50. Я думаю, что в стране порядка 150 независимых частных студий работают.

И они делают то кино, которое либо выходит в прокаты и зарабатывает на этом деньги, либо же не выходит в прокат, но зато становится участником различных фестивалей.

– В целом, какова судьба наших фильмов? В основном прокат?

– Исходя из статистики 2017 года, могу сказать, что арт-хаусных картин наберется 5-6. 

– Сколько картин сегодня способны «отбить» бюджет?

–  Единицы. Это «Бизнес по-казахски» 1 и 2, «Когда ангелы спят», «Брат или брак»... насколько я знаю по данным Тикетона, фильмы режиссера Аскара УЗАБАЕВА собирают хороший бюджет. Все остальные в основном теряют деньги.

Читайте также
Баян Алагузова: Ну, кто еще это сделает, если не я?

– При этом продолжат работать?

– Не знаю. Дело в том, что каждый год происходит смена продюсеров, людей, которые вкладывают в кино. Режиссеры, как правило, остаются. Но фильм получается по-настоящему хорошим только тогда, когда режиссеры рассматривают свое дело не только как ремесло, способ заработать, а отвечают за конечный продукт.

Картина «Брат или брак» Ернара НУРГАЛИЕВА ремесленная, также как и «Сиситай», которую тоже он снял.

Они сделаны неплохо, но рассыпаются, не имеют цельности.  

Плохая черта «ремесленников» заключается в том, что им не важен конечный результат, они как наемные рабочие. К сожалению, таких картин у нас становится больше. 

Я считаю, что деньги – не единственный, не главный стимул входить в кинематограф.

Самый главный – это все-таки промоушн. Согласитесь, ведь многие певцы из эстрадного бизнеса идут в кино. Видимо, зрительский охват и промоушн наблюдается в большей степени в кинематографе. 

«Зритель все же не настолько глупый и не пойдет на любое кино»

– Гульнар Ойратовна, вы отметили, что «Казахфильм» готовит в основном идеологическое кино. Работают ли в этом направлении частные независимые киностудии?

– Коммерческое кино у нас очень разное. Лишь единицы режиссеров понимают, на что пойдет зритель. Это Нуртас АДАМБАЙ, Аскар БИСЕМБИН, Аскар Узабаев. Они делают упор на развлекательность, делают ставку на «гламур» и стараются на этом заработать деньги. Насколько это кино действительно интересное – покажет время. Бесконечно все это повторяться не может. Когда-нибудь режиссерам должно надоесть делать одно и то же. 

– А вам, кинокритикам, это все уже надоело?

– Естественно, надоедает. Но, как я уже отметила ранее, единицы качество держат. Один режиссер, не буду называть его имени, сказал: «Мы делаем коммерческое кино, кино должно быть тупое, без заморочек, чем тупее, тем лучше».

Какая-то абсолютно неправильная установка. Зритель все же не настолько глупый и не пойдет на любое кино. К сожалению, молодые люди, выбирая между американским, казахстанским или русским, идут на американское кино. Только в том случае, когда речь идет о казахоязычном зрителе и фильмах на казахском языке, можно дать стопроцентную гарантию, что будет выбрано отечественное кино. 

Читайте также
Ангелы чумы

«Единственный способ пробиться на мировой прокат – это копродукция»

– А какова судьба арт-хаусного кино в стране?

– Плачевное. В «Казахфильме» раньше была система запуска социальных проблемных картин. Фильм «Уроки гармонии», к примеру, требовал не только затраты на производство, но и на продвижение, как и любая фестивальная картина. Продвигать фильм на фестивале силами частной студии очень сложно. Азимов в свое время вел политику создания ко-продукции.

Единственный способ пробиться на мировой прокат – это копродукция (англ. coproduction - совместное производство - Ред.). Что давно поняли китайцы, корейцы, которые закладывают колоссальные суммы на ее создание.

Участие фильмов в международных фестивалях – это международный имидж, страновой пиар. В Казахстане сегодня это, пожалуй, только нефть. Следующим должен быть кинематограф.

Те режиссеры, которые готовы не только зарабатывать деньги, но и хотят снимать серьезное кино, высказываться и участвовать в кинофестивалях, вынуждены это делать за свои деньги. Взять наше «партизанское кино», которое снимается за пять-десять тысяч долларов. Это копейки!

В мире таких бюджетов не существует. Но именно они и делают страновой имидж Казахстану. Нельзя игнорировать фестивали и говорить, что режиссеры отправляют туда исключительную «чернуху». Нужен национальный центр кино, который должен рассматривать заявки, должен поддерживать и коммерческое кино, и арт-хаусное кино, и детское кино.

– Детское кино сегодня не существует в стране, в принципе?

Читайте также
Новое казахстанское кино: наконец-то про деньги!

– Да, его нет. А раньше детское кино было у нас сильным. Сейчас «Казахфильм» остановился на трех-четырех картинах государственного заказа и больше ничего не делает, это очень плохо. Мы потеряли структуру, которая как-то регулировала кино-процесс. Все регулируется сейчас стихийно, а в этом стихийном мы видим лишь «заработать, сделать тупое кино, на нем заработать, заработать…».

Режиссеры с именем, с опытом, которые могут снимать хорошее кино, отметены. Где фильмы Дарежана ОМИРБАЕВА, Амира КАРАКУЛОВА, Серика АПРЫМОВА («Звонок отцу» снят на свои деньги)?

Почему государство не запускает молодежь, принесшую стране статус участия на фестивалях класса «А» – Адильхана ЕРЖАНОВА, Эмира БАЙГАЗИНА, Жасулана ПОШАНОВА?

Неправильно, что сегодня «Казахфильм» стал исключительно заказным. Он должен был бы оставаться центром кинематографии, через который должны вестись запуски.

Сегодня продюсеры с удовольствием пошли бы на схему, где 50% дает государство, а 50% ищут они сами, вкладывают свои деньги. Но все это сегодня не работает. Поэтому продолжаются съемки развлекательного, глупого, оболванивающего кино. Стратегия развития кинематографа у нас, увы, отсутствует.

Фото из архива Г.Абикеевой.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Роскомнадзор требует удалить публикацию сайта Ratel.kz
Когда российские власти решили, что Казахстан является субъектом РФ
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Угрозы экономике Казахстана
Проблемы российской экономики могут перетекать к нам по двум основным каналам: импорт товаров и инвестиции
1960-е. Как отдыхающие добирались из Алма-Аты до Иссык-Куля
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Поход в советский туалет не обходился без газет: как шокировать молодёжь Америки
Америка по многим направлениям напористо стремится повторить опыт канувшего в Лету Советского Союза
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Пенсионеры протестуют против строительства детской спортшколы
Они требуют, чтобы вместо неё власти просто облагородили пустырь
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru